III. Ответственность

Глава госадминистрации поселка, села подотчетен соответствующему Совету и главе гос-администрации города, района. А глава госадминистрации города, района подотчетен Президенту ПМР и соответствующему Совету народных депутатов (для сравнения, в РФ подотчетен населению и представительному ОМС).

Председатель Совета - глава государственной администрации села (поселка) может быть отозван избирателями в порядке процедуры отзыва в соответствии с Избирательным кодексом. Это может происходить за нарушение Конституции и законов ПМР, постановлений Верховного Совета, указов Президента, распоряжений главы госадминистрации города (района), а также по иным основаниям, предусмотренным Избирательным кодексом.

В случае состоявшегося отзыва полномочия председателя Совета - главы госадминистрации села (поселка) прекращаются. При этом территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении выборов на данном избирательном округе в сроки и в порядке, установленном Избирательным кодексом. Глава госадминистрации города (района) назначает временно исполняющего обязанности главы госадминистрации села (поселка) вместо отозванного.

До марта 2005 г. глава государственной администрации села (поселка) мог быть отстранен от занимаемой должности главой государственной администрации района, города самостоятельно или по предложению сельского, поселкового Совета с последующим освобождением от занимаемой должности на сессии районного, городского Совета народных депутатов. Это положение противоречило даже простой логике – должностное лицо, избранное народом не может быть снято вышестоящим должностным лицом, назначенным Президентом.

Глава госадминистрации города, района отстраняется от занимаемой должности Президентом ПМР, если он нарушает Конституцию и законы ПМР, Постановления Верховного Совета, указы и распоряжения Президента ПМР, и не приводит свое решение в соответствие с ними. Это положение вряд ли можно назвать демократичным и уж тем более нельзя говорить в данном случае о каком бы то ни было самоуправлении. Ведь если какой-нибудь глава госадминистрации города захочет, скажем, баллотироваться кандидатом в Президенты ПМР, то он рискует тут же быть снятым со своей должности действующим Президентом ПМР.

Районный, городской Совет вправе принять решение на сессии Совета о неудовлетворительной работе госадминистрации соответствующего города, района. В этом случае Президент ПМР рассматривает вопрос о целесообразности пребывания в должности соответствующего главы администрации. Но это вовсе не означает, что Президент обязан принимать решение о снятии с должности главы госадминистрации. Президент может наоборот принять решение о поощрении главы госадминистрации.

Освобождение от должности главы госадминистрации производится так же в случаях:

а) письменного заявления об отставке; б) утраты гражданства ПМР; в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося главой госадминистрации; г) признание гражданина, являющегося главой госадминистрации, недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; д) ухода в отставку в случае избрания депутатом городского или районного Совета; е) при выполнении им любой иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской, научной или иной творческой работы; ж) смерти; з) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; и) выезда за пределы ПМР на постоянное место жительства.

Основными гарантиями деятельности главы госадминистрации является то, что он имеет право получать ответы на свои обращения к Президенту ПМР, членам Кабинета министров ПМР не позднее, чем через месяц. Он обеспечивается документами, информационными справочными материалами, официально распространяемыми Верховным Советом, администрацией Президента, судом, иными государственными органами и общественными объединениями. При обращении главы госадминистрации в ОМС, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации их руководители обеспечивают главу госадминистрации по вопросам, связанным с их компетенцией, консультациями специалистов, представляют необходимую информацию и документы. На мой взгляд, не очень широкие гарантии. В РФ установлена неприкосновенность на территории муниципального образования (иммунитет). Но при этом предусмотрена ответственность в виде отзыва избирателями.

«Исполнительные органы местного самоуправления».

Действующим законодательством ПМР предусмотрено существование исполнительных органов муниципального образования. Ими являются госадминистрации городов, районов, сёл, посёлков. Возглавляются они главами госадминистрации на принципах единоначалия.

Госадминистрация является постоянно действующим ОМС при Главе, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в границах муниципального образования. Она обладает в пределах своей компетенции всей полнотой исполнительной и распорядительной власти на подведомственной территории и пользуется правами юридического лица.

Характерные черты госадминистрации:

а) входит в систему исполнительных органов государственной власти;

б) действует в интересах населения, проживающего на подведомственной территории;

в) содержится за счет муниципального бюджета;

г) экономической основой деятельности является муниципальная собственность;

д) действует на территории муниципального образования;

е) осуществляет в соответствии с законом особую исполнительно-распорядительную деятельность;

ж) её деятельность подзаконна - основывается на действующем законодательстве и решениях Советов народных депутатов, организует их исполнение;

з) подотчетна Главе госадминистрации и местному Совету народных депутатов, не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности перед Советом и информирует о ней население.;

и) имеет соответствующую структуру.

В ст. 33 Закона ПМР «Об органах местной власти…» сказано, что структурный и количественный состав государственной администрации определяется Правительством ПМР. Однако данная норма явно устарела. В связи с изменением в 2000 г. Конституции ПМР, у нас на сегодняшний день вместо Правительства действует Кабинет министров ПМР.

Структура государственной администрации:

1. Глава муниципального образования,

2. первый заместитель Главы госадминистрации,

3. муниципальные заместители Главы госадминистрации,

4. управляющий делами (секретарь) госадминистрации, аппарат Главы госадминистрации,

5. служащие руководители отраслевых и территориальных структурных подразделений,

6. отраслевые и территориальные структурные подразделения (напр., ГУНО и пр.).

Глава госадминистрации самостоятельно формирует персональный состав администрации и заключает с должностными лицами договоры о работе на контрактной основе. Главой администрации назначаются должностные лица: первый заместитель, заместители, управляющий делами (секретарь), руководители структурных подразделений. Депутаты Советов не могут быть работниками государственной администрации.

Первый заместитель главы госадминистрации существует в городах и районах. Он исполняет, по поручению главы госадминистрации, функции, полномочия и обязанности, возложенные на него главой госадминистрации; замещает главу госадминистрации случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей.

Заместитель (заместители) главы госадминистрации в соответствии с распределением обязанностей занимается вопросами развития отраслей местного хозяйства, координирует деятельность отделов и управлений соответствующей госадминистрации, работу комиссий, образованных при администрации, предприятий, организаций и учреждений, относящихся к местной собственности; организует выполнение решений Совета и главы госадминистрации, исполняет другие обязанности, возложенные на него главой госадминистрации.

В госадминистрациях поселка, села, заместитель главы госадминистрации замещает главу госадминистрации в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей. В городах и районах это делает первый заместитель.

Управляющий делами (секретарь) госадминистрации организует работу аппарата госадминистрации; обеспечивает подготовку материалов на рассмотрение главе госадминистрации; организует доведение решений и распоряжений главы госадминистрации до исполнителей; отвечает за состояние делопроизводства, учета и отчетности; исполняет другие обязанности, возложенные на него главой госадминистрации. В случае отсутствия управляющего делами (секретаря) госадминистрации его обязанности исполняет заместитель главы госадминистрации.

Отделы и управления госадминистрации образуются распоряжением главы госадминистрации для осуществления руководства отраслями местного хозяйства и социально-культурным развитием на территории соответствующего Совета. Отделы и управления госадминистрации подчиняются и отчитываются о своей работе главе госадминистрации, информируют о своей деятельности население.

Должностные лица издают приказы и иные правовые акты, они могут быть отменены принявшими их должностными лицами, вышестоящим должностным лицом в порядке подчиненности, главой госадминистрации, или обжалованы в судебном порядке.

Организационная деятельность госадминистрации осуществляется по нескольким направлениям и, соответственно, включает в себя различные организационные элементы.

В качестве первого направления можно назвать формирование, укрепление, расширение и обогащение взаимосвязи с населением соответствующей территории.

Организационная деятельность госадминистрации в аспекте взаимосвязи с населением исключительно многогранна. Конкретными ее элементами выступают:

- подготовка и проведение избирательных кампаний, причем таким образом, чтобы избранные лица были способны решать задачи, стоящие перед ОМС;

- обеспечение гласности в работе госадминистрации и постоянной информированности населения о решаемых вопросах, ходе их реализации посредством таких форм работы, как сходы, собрания, конференции граждан, работников администраций с людьми на предприятиях, организациях, учреждениях, приёмные дни, выступления в СМИ, доски информации;

- осуществление систематических отчетов в СМИ;

- формирование актива вокруг госадминистрации (советы ветеранов, женщин, молодежи, клубы, дома культуры, родительские комитеты, комиссии административные и по делам несовершеннолетних, советы школ, комиссии по благоустройству и озеленению, добровольные народные дружины и т.д.) и рациональное использование его потенциала;

- совершенствование работы с письмами, обращениями и жалобами граждан, которые отражают настроения людей, их отношение к власти;

- использование социологических и других методов выявления и восприятия общественного мнения;

- активное вовлечение граждан в формирование и реализацию программ социально-экономического развития территории муниципального образования, муниципальной экономики;

- проведение конкурсов на звание лучшего дома, двора, улицы, праздников улиц, сел, городов, чествования ветеранов, юбиляров, молодоженов, многодетных семей и других массовых мероприятий;

- оказание помощи гражданам в становлении и развитии личных подсобных хозяйств и т.д.

Второе, очень ответственное направление организационной деятельности госадминистрации связано с формированием структуры этих органов.

Третье направление организационной деятельности госадминистрации - использование ею различных структурных форм при реализации своих функций. Полномочия госадминистраций реализуются посредством таких форм, как аналитическая работа, прогнозирование, согласование, принятие актов, планирование, контроль и стимулирование, регулирование, различные совещания (оперативные совещания при главе муниципального образования позволяют оперативно решать вопросы местного хозяйства).

Четвертое направление организационной деятельности госадминистрации - организация исполнения принятых нормативных правовых актов (решений, постановлений, распоряжений). Организация исполнения принятых решений - одно из самых сложных и затратных по стоимости звеньев в организационной деятельности госадминистрации. Исполнительные органы должны вести работу по организации исполнения решений представительных органов и своих собственных.

Организация исполнения решений предполагает осуществление контрольных действий. Контроль - неотъемлемый элемент организационной и управленческой деятельности. В процессе контроля используются различные организационные формы: ревизии, проверки, инспекции, отчеты и т.д.

Таким образом, организационная деятельность выступает в виде сложного явления, включающего в себя разнообразные элементы, причем эта деятельность имеет системный характер, т.е. все ее элементы взаимосвязаны, воздействуют друг на друга, переходят один в другой. Организационная деятельность местного Совета дополняется и развивается организационной деятельностью госадминистрации, а организационная деятельность госадминистрации поддерживается и усиливается работой органов территориального общественного самоуправления.

Государственная администрация наделена определенной компетенцией:

а) планирование, бюджет, финансы, учет;

б) управление муниципальной собственностью, взаимоотношения с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на ее территории;

в) использование земли, других природных ресурсов, охрана природы; агропромышленное производство;

г) строительство, транспорт, связь;

д) жилищное хозяйство, коммунально-бытовое обслуживание населения и торговля;

е) социально-культурное обслуживание населения;

ж) социальная поддержка населения;

з) обеспечение законности и правопорядка, охрана прав и свобод граждан;

и) оборонная работа.

Компетенция госадминистрации района несколько шире компетенции госадминистрации города. В неё входят и такие вопросы как содействие в сбалансированности бюджетов сельских, поселковых Советов; координация работы сельских, поселковых госадминистраций при проведении ими межтерриториальных мероприятий, оказание им методической помощи и обеспечение соблюдения законности в их деятельности; осуществление государственной регистрации предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и т.д. Компетенция государственной администрации района указана в ст. 46 Закона «Об органах местной власти...».

Госадминистрации возглавляются главами госадминистрации на принципах единоначалия и поэтому полномочия местной администрации являются производными от полномочий главы муниципального образования.

Полномочия госадминистрации. Государственная администрация:

1) организует выполнение решений местного Совета и вышестоящих органов государственной власти и управления;

2) образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет полномочия этих комиссий, руководит их работой;

3) оказывает содействие избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов народных депутатов, Президента и глав государственной администрации поселка и села;

4) обеспечивает решение всех вопросов управления, относящихся к ее ведению.

Так госадминистрация заключает договоры с коммерческими и некоммерческими организациями об их участии в социально-экономическом развитии муниципального образования. Содействует развитию предпринимательской деятельности на территории муниципального образования. Организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда. Представляет Главе госадминистрации предложения по проекту бюджета муниципального образования, информацию о деятельности администрации, о расходовании ею бюджетных средств. Согласовывает планы застройки муниципальных образований. Ведет контроль за землепользованием. Оказывает помощь гражданам. Управляет муниципальным имуществом, находящимся на территории муниципального образования в пределах, определяемых Главой госадминистрации. Организует охрану общественного порядка.

Как орган муниципальной власти обладает рядом полномочий властно - распорядительного характера, в том числе рядом государственных полномочий:

а) издание в пределах своей компетенции актов управления, обязательных для исполнения всеми расположенными на ее территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами;

б) обеспечение путем контроля, убеждения и принуждения исполнения нормативно-правовых актов ПМР и органов местного самоуправления:

- обеспечивает государственный контроль за использованием и охраной земель;

- накладывает на граждан и организации административные взыскания за правонарушения;

- назначает государственную приемочную комиссию при сдаче в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения;

- обеспечивает санитарное благополучие населения;

- обеспечивает противопожарную безопасность;

- создает единую систему предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Функции управления конкретными отраслями хозяйственного и социально-культурного строительства осуществляются только государственной администрацией.

Госадминистрация независима в выборе законных форм и методов организации выполнения решений Совета, а также вышестоящих органов государственной власти и управления.

Органы, образованные местным Советом, не вмешиваются в деятельность госадминистрации по вопросам, не входящим в их компетенцию.

Госадминистрация выполняет свои полномочия до назначения (избрания) нового главы администрации и назначения им нового состава администрации. Все должностные лица, назначенные Главой, слагают свои полномочия автоматически после назначения (избрания) нового Главы госадминистрации.

 

3.

«Муниципальная служба и муниципальные служащие».

 

Муниципальная служба как понятие используется для определения характера и рода деятельности людей, отражая факт управления муниципальными правами.

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Так как муниципальная служба - профессиональная деятельность, у муниципальной службы есть присущие ей задачи:

· Обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

· Обеспечение исполнения Конституции ПМР, законодательства и иных нормативных актов;

· Обеспечение жизнедеятельности муниципального образования и удовлетворение потребностей населения;

· Обеспечение самостоятельности решения населением вопросов местного значения;

· Защита прав и интересов муниципального образования в целом;

· Обеспечение принципа профессионализма и преемственности в организации местного самоуправления.

Муниципальная служба организуется на основе определённых принципов. Принципы муниципальной службы – это основополагающие идеи, начала, закрепленные в нормах права (прежде всего, таких отраслей права, как конституционное, муниципальное, административное, трудовое и др.), определяющие сущность и назначение муниципальной службы.

К принципам муниципальной службы относятся:

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, и их непосредственного действия;

2. Принцип законности;

3. Принцип верховенства Конституции ПМР, законов ПМР над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

4. Принцип самостоятельности ОМС в пределах их полномочий;

5. Принцип гласности и учета общественного мнения при осуществлении муниципальной службы;

6. Принцип профессионализма, компетентности муниципальных служащих;

7. Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

8. Принцип подконтрольности и ответственности муниципальных служащих перед населением и государством за исполнение своих полномочий;

9. Принцип единства основных требований, предъявляемых к муниципальным служащим;

10. Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

11. Принцип стабильности кадров муниципальной службы;

12. Принцип внепартийности муниципальной службы.

Предметы ведения муниципального образования по вопросу муниципальной службы. Муниципальное образование осуществляет:

1) Правовое регулирование вопросов муниципальной службы в соответствии с законодательством, в частности: а) условия и порядок прохождения муниципальной службы; б) правовой статус муниципального служащего; в) требование к муниципальным должностям муниципальной службы.

2) Непосредственное управление муниципальной службой.

3) Установление и обеспечение гарантий для муниципальных служащих данного муниципального образования.

4) Иные вопросы, отнесенные к ведению муниципального образования законодательством.

Финансирование муниципальной службы производится исключительно за счет средств местного бюджета, поэтому объем финансирования муниципальной службы зависит от муниципального образования, однако у республики есть возможность влиять на размер оплаты, прежде всего через установление минимальных необходимых расходов на муниципальную службу, которые являются составной частью минимальных местных бюджетов. У вышестоящего бюджета, посредством бюджетного регулирования есть возможность влиять на размер зарплаты муниципальных служащих посредством дотаций и субвенций.

В последнее десятилетие в науке идет спор о правомерности введения муниципальной службы как публично-властной деятельности муниципальных служащих. Одни ученые считают, что муниципальная служба по существу является разновидностью государственной службы и мало чем отличается от государственной гражданской службы. Другие ученые считают, что это самостоятельный институт муниципальной власти, имеющий право на существование.

Нам представляется, что, поскольку на муниципальных служащих распространяется действие законодательства о труде и не существует специального законодательства регламентирующего муниципальную службу, а так же в связи с тем, что в ПМР ОМС являются местными государственными органами, то муниципальная служба является не самостоятельным институтом муниципального права, а разновидностью государственной (гражданской) службы.

Муниципальная должность - это должность в ОМС, с установленными полномочиями и обязанностями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий и исполнение обязанностей.

Муниципальные должности бывают выборными и назначаемыми (иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора).

Под выборной муниципальной должностью понимается должность, замещаемая в результате муниципальных выборов, а также замещаемая на основании решений представительного ОМС в отношении лиц, избранных в состав указанных органов. В первую очередь, это должности председателя и заместителя председателя местного Совета.

Категории муниципальных должностей (они различаются друг от друга по буквам):

· «А» - это муниципальные должности, для непосредственного исполнения полномочий органами местного самоуправления (например, глава госадминистрации).

· «Б» - это муниципальные должности, которые используются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности категории А.

· «В» - это муниципальные должности учреждаемые органами местного самоуправления, для обеспечения их полномочий.

Хотя муниципальных должностей три категории, муниципальных должностей муниципальной службы всего две, т.к. категория «А», к ним не относится.

Лица, которые не замещают муниципальные должности муниципальной службы, но выполняют технические функции по её обеспечению муниципальными служащими не являются.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Муниципальный служащий - это гражданин ПМР, достигший 18-ти лет, осуществляющий профессиональную деятельность на постоянной основе по обеспечению полномочий ОМС и должностных лиц местного управления на должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета.

Признаки муниципального служащего:

- занятие должности муниципальной службы и исполнение обязанностей по занимаемой должности является основным признаком муниципального служащего;

- исполнение и обеспечение полномочий ОМС на профессиональной, постоянной основе и в порядке, определенном действующим законодательством;

- получение денежного вознаграждения за исполнение своих обязанностей за счет средств местного бюджета. При этом минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов.

По характеру и объемам полномочий муниципальные служащие классифицируются на:

а) руководителей;

б) специалистов.

Муниципальные служащие-руководители - это лица, осуществляющие руководство (направление деятельности) в муниципальном образовании от имени муниципалитета. К руководителям муниципального образования относятся: назначенные глава администрации, его заместители, руководители управлений, отделов, крупных подразделений администрации муниципалитета.

Муниципальные служащие-специалисты - это лица, которые обязаны обеспечивать деятельность руководителей муниципального образования, в том числе избранных населением, обеспечивая полномочия органов местного самоуправления.

Муниципальные должности муниципальной службы могут подразделяться на следующие группы:

1. Высшие муниципальные должности муниципальной службы.

2. Главные муниципальные должности муниципальной службы.

3. Ведущие муниципальные должности муниципальной службы.

4. Старшие муниципальные должности муниципальной службы.

5. Младшие муниципальные должности муниципальной службы.

Эта классификация влияет на квалификационные требования к претендентам. Требования:

1. Уровень профессионального образования с учетом группы муниципальных должностей муниципальной службы.

2. Стаж и опыт работы по специальности.

3. Высокий уровень знания Конституции, законов и локальных нормативных актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: