Теории трудовой мотивации

Одним из важнейших вопросов мотивации трудовой де­ятельности является исследование механизмов формирования мотивов и мотивационных тенденций лич­ности. Основные теории, раскрывающие механизмы моти­вации, разделяют на две группы: содержательные (теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клеланда и др.) и процес­суальные (Виктора Врума, Дж. Стейси Адамса, Лаймана Портера и Эдварда Лоулера и др.).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Теория А. Маслоу

Абрахам Маслоу – один из представителей американской гу­манистической психологии, предложил концепцию иерархии потребностей личности. В основе системы потребностей человека лежат потребности первого уровня – физиологические (в пище, сне, определенном микроклимате, сексе и пр.). Потребности вто­рого уровня связаны с безопасностью (потребности в постоян­стве, стабильности, порядке, защите от травм, болезней, лише­ния работы по чьему-то произволу и пр.). Потребности третьего уровня отражают стремления человека к любви, общению (друж­ба, дружеское участие, любовь). Потребности четвертого уровня отражают ценности уважения и самоуважения, общественного признания. Наконец, высший уровень – потребности в самоакту­ализации, понимаемой как реализация творческих возможностей в деятельности, развитие способностей.

Пять указанных групп потребностей образуют иерархическую структуру, которую можно представить в виде пирамиды (рис. 1.).

 

       
   
Потребность в самоутверждении (саморазвитие и самоактуализация)
 
 

 


Рис. 1. Иерархия основных типов потребностей А. Маслоу

 

Маслоу предполагал, что личностное развитие человека может ограничиваться преобладанием потребностей третьего, четверто­го уровней и в целом потребности более высоких уровней стано­вятся актуальными и выполняют побудительную функцию лишь при условии создания возможностей для реализации нижележа­щих потребностей.

Позже Маслоу объединил все потребности в два блока, отра­жающие формы существования человека: бытийный (потребность в самоактуализации, ведущая к личностному росту) и дефициентный (ориентированный на удовлетворение фрустрированных по­требностей). Здоровая личность, без признаков невротизации – это (по Маслоу) человек, успешно реализующий потребность в самоактуализации; для него характерно естественное поведение, он принимает себя и других людей без агрессии, умеет концент­рироваться на деле, на задаче, а не на своих, часто мелочных, проблемах.

Предполагается, что создание условий для реализации потребностей работника приведет к повышению его положитель­ного отношения к работе, к росту признаков удовлетворенности трудом и, следовательно, к повышению качества продукции и росту продуктивности. Если руководители захотят, чтобы персо­нал их организаций работал с максимальной отдачей, творчески (на высшем уровне мотивации), они должны обеспечить реализа­цию потребностей всех нижних уровней.

Критики теории Маслоу справедливо отмечали, что потребно­сти не всегда образуют именно ту иерархию, которую наметил ученый; удовлетворение потребностей низших уровней не приво­дит автоматически к тому, что актуальными становятся потреб­ности более высоких уровней. Концепция А. Маслоу не учитывала индивидуальных различий: так, для одного преобладающей по­требностью в труде может быть заработок, для другого – возмож­ность работать одному, а не в группе, а для кого-то главным будет безопасность, стабильность положения, пусть и при более низкой оплате. Наконец, подверглось дискуссии положение о том, что удовлетворенный человек – это самый хороший работник.

Но, несмотря на критику, теория А. Маслоу, безусловно, вне­сла важный вклад в гуманизацию принципов научного управле­ния, в изменение подхода к работающим людям, которые стали рассматриваться не только как функционеры, но и как личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: