Мотиваторы
Удовлетворенность Отсутствие удовлетворенности
Гигиенические факторы
Отсутствие неудовлетворенности Неудовлетворенность
Рис. 2. Традиционный подход к оценке удовлетворенности трудом
И двухфакторная модель Ф. Герцберга
Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до «плюса».
Критика концепции Ф. Герцберга состоит в том, что полученные им данные отражали срезовую характеристику мнений работников определенной организации. Эту характеристику вряд ли можно считать универсальной и распространять на персонал других организаций. Само деление факторов труда на две группы относительно и для ряда пунктов не выдерживает статистической проверки значимости различий. Но, несмотря на эти замечания, идеи обогащения труда, адресованные управленцам, получили широкое распространение.