double arrow

V 1 Методология научного исследования

ТЕСТЫ (250)

Дисциплина: Основы научных исследований

Для специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 036401 «Таможенное дело», направления 080100 «Экономика»: профилей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии»

Дидактические единицы:

V1: Методология научного исследования

V2: Источники информации

V3: Научные работы

V4: Язык и стиль научной работы

V5: Оформление научного исследования

V6: Защита научной работы

V 1 Методология научного исследования

I:

S: Отличительными признаками научного исследования являются:

- : целенаправленность

- : поиск нового

- : систематичность

- : строгая доказательность

+ : все перечисленные признаки

I:

S: Основная функция метода:

+ : внутренняя организация и регулирование процесса познания

- : поиск общего у ряда единичных явлений

- : достижение результата

I:

S: _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.

+ : метод

- : принцип

- : эксперимент

- : разработка

I:

S: _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.

+ : наука

- : апробация

- : концепция

- : теория

I:

S: _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.

+ : методология

- : идеология

- : аналогия

- : морфология

I:

S: Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:

-: философские

- : общенаучные

- : частнонаучные

- : дисциплинарные

+ : определяющие

I:

S: В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:

- : наблюдение

- : эксперимент

- : сравнение

+ : формализация

I:

S: Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:

- : опытная проверка гипотез и теорий

- : формирование новых научных концепций

+ : заинтересованное отношение к изучаемому предмету

I:

S: К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:

- : анализ

- : синтез

- : абстрагирование

+ : эксперимент

I:

S: Замысел исследования – это…

+ : основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы

- : литературное оформление результатов исследования

- :накопление фактического материала

I:

S: Наука выполняет функции:

- : гносеологическую

- : трансформационную

+ : гносеологическую и трансформационную

I:

S: При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:

- : структурный

- : организационный

- : функциональный

+ : структурный, организационный и функциональный

I:

S: Исходя из результатов деятельности, наука может быть:

- : фундаментальная

- : прикладная

- : в виде разработок

+ : фундаментальная, прикладная и в виде разработок

I:

S: Научно-техническая политика в развитии науки может быть:

- : фронтальная

- : селективная

- : ассимиляционная

+ : фронтальная, селективная и ассимиляционная

I:

S: Главными целями научной политики в системе образования являются:

+ : подготовка научно-педагогических кадров

- : совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса

- : совершенствование планирования и финансирования научной деятельности

- : все перечисленные цели

I:

S: Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:

- : местный бюджет

- : федеральный бюджет

+ : внебюджетные средства

I:

S: Основное внимание Министерство образования РФ уделяет финансированию научно-исследовательских работ:

+ : фундаментальных

- : прикладных

- : разработок

I:

S: В системе Министерства образования РФ особое внимание уделяется научно-техническим программам (НТП):

- : федеральным целевым программам

+ : программам Министерства образования России

- : программам других министерств

- : региональным программам

I:

S: В общем объеме финансирования НИР удельный вес исследований, выполняемых финансово-экономическими вузами:

- : высокий

- : средний

+ : незначителен

I:

S: Методика научного исследования представляет собой:

- : систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования

- : систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов

- : совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности

- : способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений

+ : все перечисленные определения

I:

S: Экономический эффект определяется по:

- :фундаментальным и поисковым НИР

+ : прикладным НИР и научным разработкам

I:

S: В формировании научной теории важная роль отводится:

- : индукции и дедукции

- : абдукции

- : моделированию и эксперименту

+ : всем перечисленным инструментам

I:

S :Существует ли однозначная точка зрения о времени возникновения науки?

- : да

+ : нет

I :

S :В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?

- : в период античности

- : в Новое время

- : с середины XIX в.

+ : со второй половины XX.

I :

S :В какой период времени наука возникла как социальный институт?

- : в период античности

+ : в Новое время

- : с середины XIX в.

- : со второй половины XX.

I :

S :В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?

+ : в период античности

- : в Новое время

- : с середины XIX в.

- : со второй половины XX.

I :

S :_________ - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

+ : наука

- : гипотеза

- : теория

- : концепция

I :

S :В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?

- : в период античности

- : в Новое время

+ : с середины XIX в.

- : со второй половины XX.

I :

S :Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …

+ : научное направление

- : научная теория

- : научная концепция

- : научный эксперимент

I :

S :Основу любой науки составляет…

+ : терминология, профессиональная лексика

- : обычный разговорный язык

I :

S : Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:

- : Анализ

+ : Синтез

- : Индукция

- : Дедукция

I:

S: Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:

- : Наблюдение

- : Эксперимент

+ : Аналогия

- : Синтез

I:

S: Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:

+ : Моделирование

- : Аналогия

- : Эксперимент

- : Синтез

I:

S: Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:

- : Анализ

- : Синтез

- : Индукция

+ : Дедукция

I:

S: Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это…

- : опыт

+ : наука

- : философия

- : естествознание

I :

S: Функцией науки в обществе является…

- : создание грамотного, «умного» общества

- : построение эффективной работы социума

+ : описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов

- : создание базы для дальнейших научных исследований

I :

S: Наука как форма общественного сознания возникла в…

+ : Древней Греции

- : Древнем Риме

- : Египте

- : Новое время

I :

S: Наука как социальный институт возникла в…

- : Древней Греции

- : Древнем Риме

- : Египте

+ : Новое время

I :

S: Наука как система подготовки кадров существует с…

- : 16 века

- : 17 века

+ : середины 19 века

- : середины 18 века

I :

S: Науки о природе называются…

- : общественные науки

- : философские науки

- : технические науки

+ : естественные науки

I :

S: Науки об обществе называются…

+ : общественные науки

- : философские науки

- : технические науки

- : естественные науки

I :

S: Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются…

- : общественные науки

+ : философские науки

- : технические науки

- : естественные науки

I :

S: Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются…

- : общественные науки

- : философские науки

+ : технические науки

- : естественные науки

I :

S: Физика, механика, химия, биология относятся к…

- : общественным наукам

- : философским наукам

- : техническим наукам

+ : естественным наукам

I :

S: Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?

- : прикладные науки

+ : фундаментальные науки

- : технические науки

- : естественные науки

I :

S: Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?

+ : прикладные науки

- : фундаментальные науки

- : технические науки

- : естественные науки

I :

S: Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…

- : научная теория

- : научная практика

- : научный метод

+ : научное исследование

I :

S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

- : целенаправленность

- : поиск нового

+ : бессистемность

- : доказательность

I :

S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

- : целенаправленность

- : поиск нового

- : систематичность

+ : бездоказательность

I :

S: Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?

- : подготовительный

+ : творческий

- : исследовательский

- : заключительный

I :

S: Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.

+ : подготовительном

- : втором

- : исследовательском

- : заключительном

I :

S: Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

- : втором

- : исследовательском

+ : подготовительном

- : заключительном

I :

S: Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

- : первом

+ : исследовательском (втором)

- : подготовительном

- : заключительном

I :

S: Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.

- : первом

- : подготовительном

+ : исследовательском (втором)

- : заключительном

I :

S: Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.

- : первом

- : подготовительном

- : заключительном

+ : исследовательском (втором)

I :

S: Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.

- : первом

- : подготовительном

- : исследовательском (втором)

+ : заключительном (третьем)

I :

S: Проблема научного исследования – это…

+ : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

- : то, что не получается у автора научного исследования

- : источник информации, необходимой для исследования

- : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

I :

S: Объект научного исследования – это…

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

- : то, что не получается у автора научного исследования

+ : источник информации, необходимой для исследования

- : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

I :

S: Предмет научного исследования – это…

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

- : то, что не получается у автора научного исследования

- : источник информации, необходимой для исследования

+ : более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета

I :

S: Тема научного исследования должна быть…

- : с размытой формулировкой

+ : точно сформулированной

- : сформулирована в конце исследования

- : сформулирована так, чтобы вы могли обоснованно от нее отступать

I :

S: Цель научного исследования – это…

+ : краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования

- : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

- : источник информации, необходимой для исследования

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

I :

S: Тема научного исследования – это…

+ : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

- : источник информации, необходимой для исследования

- : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

I :

S: Гипотеза научного исследования – это…

- : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

+ : предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений

- : источник информации, необходимой для исследования

I :

S: Рабочая гипотеза – это…

- : реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию

+ : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

- : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

I :

S: Метод научного исследования – это…

- : система последовательных действий, модель исследования

- : предварительные обобщения и выводы

- : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

+ : способ исследования, способ деятельности

I :

S: Методика научного исследования – это…

+ : система последовательных действий, модель исследования

- : предварительные обобщения и выводы

- : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

- : способ исследования, способ деятельности

I :

S: _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата.

- : гипотеза

+ : метод

- : цели

- : задачи

I :

S: Диалектический и метафизический методы относятся к __________________ методам исследования.

- : общенаучным

- : частнонаучным

- : междисциплинарным

+ : философским

I :

S: Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.

- : общенаучным

+ : частнонаучным

- : междисциплинарным

- : философским

I :

S: Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.

- : общекультурным

- : общелогическим

+ : эмпирическим

- : теоретическим

I :

S: Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…

+ : наблюдение

- : эксперимент

- : сравнение

- : теоретизация

I :

S: Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это…

- : наблюдение

+ : эксперимент

- : сравнение

- : теоретизация

I :

S: Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это…

- : наблюдение

- : эксперимент

+ : сравнение

- : теоретизация

I :

S: Наблюдение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

- : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

- : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+ : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

I :

S: Эксперимент как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

+ : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

- : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

I :

S: Сравнение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

- : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

+ : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

I :

S: Аксиома – это…

- : положение, которое в научном исследовании не принимается вне зависимости от того, имеет оно логические доказательства или нет

- : положение, которое в научном исследовании выступает в качестве проблемы

+ : положение, которое принимается без логического доказательства

- : положение, которое принимается исключительно с логическими доказательствами

I :

S: Конструктивистский метод теоретического исследования применяется в…

+ : логико-математических науках и информатике

- : естествознании

- : технических и гуманитарных науках

- : математических науках

I :

S: Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в…

- : логико-математических науках и информатике

- : естествознании

- : технических и гуманитарных науках

+ : математических науках

I :

S: Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в…

- : логико-математических науках и информатике

+ : естествознании

- : технических и гуманитарных науках

- : математических науках

I :

S: Прагматический метод теоретического исследования применяется в…

- : логико-математических науках и информатике

- : естествознании

+ : технических и гуманитарных науках

- : математических науках

I :

S: Абстрагирование как общелогический метод исследования – это…

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+ : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

I :

S: Обобщение как общелогический метод исследования – это…

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+ : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

I :

S: Анализ как общелогический метод исследования – это…

+ : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

I :

S: Синтез как общелогический метод исследования – это…

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

+ : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

I :

S: Индукция как общелогический метод исследования – это…

+ : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

- : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

I :

S: Дедукция как общелогический метод исследования – это…

- : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

+ : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

I :

S: Системный подход в научном исследовании – это…

- : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

- : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+ : совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем

I :

S: Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…

- : синтез

+ : системный подход

- : метод индукции

- : метод дедукции

I :

S: Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…

- : синтез

- : системный подход

- : метод индукции

+ : метод дедукции

I :

S: Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…

- : синтез

- : системный подход

+ : метод индукции

- : метод дедукции

I :

S: Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…

+ : синтез

- : системный подход

- : метод индукции

- : метод дедукции

I :

S: Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…

- : синтез

+ : анализ

- : метод индукции

- : метод дедукции

I :

S: Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…

- : синтез

- : анализ

+ : обобщение

- : абстрагирование

I :

S: Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…

- : синтез

- : анализ

- : обобщение

+ : абстрагирование

I :

S: Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования.

- : общенаучным

- : частнонаучным

+ : социологическим

- : философским

I :

S: При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?

+ : метод опроса

- : анализ документов

- : социологический эксперимент

- : моделирование

I :

S: При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?

- : метод опроса

- : анализ документов

+ : социологический эксперимент

- : моделирование


Сейчас читают про: