Научно-информационное обеспечение экспертной деятельности

 

Институт судебной экспертизы представляет собой сложную систему разнородных элементов, включающую нормативное регулирование, субъектов (экспертов), технические средства, теоретические построения, методы и методики проведения исследований, организационные мероприятия и пр. Нормальное функционирование такой системы невозможно без специально организованного обеспечения. Однако сложность судебной экспертизы предъявляет к информационному обеспечению определенные условия — оно должно быть адекватно разнообразию задач, которые приходится решать в экспертных учреждениях. Поэтому необходимо найти такие способы классификации информационного обеспечения, которые позволяли бы в обобщенном виде решить комплекс теоретических и прикладных задач. Такую возможность дает широко используемый в последнее десятилетие деятельностный подход.

С точки зрения указанного подхода в судебно-экспертной деятельности можно выделить следующие ее формы: аналитическую (экспертную), научную, дидактическую, управленческую и профилактическую.

Аналитическая деятельность является основной, базовой и связана с проведением экспертных исследований. Научная деятельность определяется необходимостью разработки экспертных методов и методик, теоретического осмысления полученных результатов и прогноза па будущее, определения возможности использования достижений пауки и техники в судебной экспертизе. Дидактическая деятельность связана с процессом обучения экспертов и повышения их квалификации. Управленческая деятельность определяется необходимостью осуществлять управление, как системой экспертных учреждений, так и отдельными подразделениями этой системы. На конец, профилактическая деятельность призвана предупреждать правонарушения в той мере, в какой это возможно, на базе проведенных экспертиз.

Следует подчеркнуть, что в действительности все указанные формы деятельности теснейшим образом связаны друг с другом и взаимозависимы. Вместе с тем их информационное обеспечение обладает определенной спецификой, отражающей характерные особенности самой деятельности.

Главной целью информационного обеспечения судебной экспертизы является организация таких форм информирования участников всех видов деятельности, которые позволяют максимально использовать достижения современной науки и техники. Информационное обеспечение судебной экспертизы должно представлять собой научно организованный и непрерывный процесс отбора, подготовки и выдачи необходимой для решения судебно-экспертных задач систематизированной научной и технической информации. Работоспособность и эффективность системы информационного обеспечения определяется тем, что оно строится па методах, разработанных как в информатике, так и в судебной экспертизе.

Несмотря на разнообразие задач, с которыми приходится сталкиваться в судебной экспертизе, информационное обеспечение их решения строится на некоторых принципах, носящих общий характер. Неразработанность таких принципов часто приводит к ошибкам в постановке задачи, определении целей, в структуре информационного обеспечения. Подобные ошибки в силу значительной инерционности информационного обеспечения исправлять часто труднее, чем создавать систему заново.

Общие принципы информационного обеспечения судебной экспертизы можно объединить в три группы: принципы отбора информации, принципы разработки системы информационного обеспечения я принципы функционирования системы информационного обеспечения (т. е. по сути своей принципы автоматизации такого обеспечения). Коротко остановимся на каждой из этих групп.

Принципы отбора информации. Осуществление любого вида деятельности связано с тем, что из громадного объема информации необходимо отобрать такие сведения, которые, с одной стороны, были бы качественными и достаточными для выполнения определенных функций, а с другой — не затрудняли действий исполнителя из-за избыточности или помехового характера. Именно эта задача диктует необходимость руководствоваться при отборе информации следующими принципами.

Принцип достоверности информации. Очевидно, что корректные решения могут приниматься только на базе достоверной информации. Однако этот принцип, кроме того, диктует необходимость получения информации из достоверных источников и с помощью надежных методов. Немаловажно, чтобы содержание информации не искажалось в процессе ее передачи и использования.

Принцип актуальности информации. Сведения, включаемые в информационную систему, должны отражать современное состояние пауки и техники в интересующей области. Из этого принципа вытекает необходимость постоянной актуализации информации — ее обновления.

Принцип полноты информации. Этот принцип, по существу, включает два взаимосвязанных принципа: принцип необходимой информации и принцип недопустимости избыточной информации.

Система информационного обеспечения должна содержать всю необходимую информацию для выполнения определенных функций. Пропуски ее рано или поздно обнаруживаются и приводят либо к ошибкам в деятельности абонента, либо к необходимости заполнить информационный пробел. Соблюдение этого принципа в полном объеме вызывает определенные трудности в практике: на этапе создания информационной системы не всегда можно с абсолютной точностью определить информационные потребности. Именно поэтому систему, как правило, стараются оснастить некоторым количеством «запасной» информации, которая может оказаться полезной, а на деле оказывается избыточной.

Принципы разработки системы информационного обеспечения. Этот комплекс принципов должен учитываться на этапе проектирования и создания системы информационного обеспечения.

Принцип простоты информационного обеспечения. Система должна быть сконструирована таким образом, чтобы пользование ею не вызывало физических и психологических перегрузок при работе.

Принцип гибкости информационного обеспечения. Система должна легко адаптироваться к растущим и изменяющимся информационным потребностям. Отсюда очевидна необходимость строить систему таким образом, чтобы существовала реальная возможность включения в нее новых сведений, расширения информационных возможностей. При соблюдении указанного принципа вместе с тем следует учитывать, что чрезмерная гибкость не должна влиять на работоспособность системы или приводить к ее существенному усложнению в процессе эксплуатации. Универсальные системы «на все случаи жизни», как правило, отличаются излишней громоздкостью и плохой работой в любых областях.

Принцип распределения информационного обеспечения по функциональным задачам. Многообразие видов деятельности в области судебной экспертизы приводит к необходимости создания разных типов систем информационного обеспечения. Для того чтобы сотрудники легко могли ориентироваться в структуре таких систем и в информационных массивах, естественным представляется разделение их на относительно автономные подсистемы, определяемые классом решаемых задач. Так, нет смысла создавать некую единую универсальную систему информационного обеспечения для обслуживания экспертов--почерковедов и экспертов-автотехников. Различие выполняемых задач диктует и создание относительно самостоятельных информационных служб для этих подразделений.

Степень распределения (разделения систем, но видам деятельности и функциям) должна определяться при создании каждой системы отдельно. Внешне может показаться, что критерием разделения могут стать, например, классы и виды экспертиз. С этой точки зрения информационное обеспечение КЭМВИ не может быть связано с аналогичным обеспечением экспертизы документов или судебной баллистики. Между тем такой подход при разработке конкретной системы может оказаться ошибочным. Объясняется это тем, что, например, исследование красителей может быть одинаковым и для КЭМВИ. и для технического исследования документов.

Принцип структурной организации информационного обеспечения. Как правило, системы информационного обеспечения включают в себя большой объем сведений о различных объектах. Совершенно естественно, что все эти сведения не могут быть беспорядочно «свалены» в банк данных. Такая организация информации приведет к тому, что при каждом поиске придется перебирать все сведения от начала до конца. Именно поэтому информация в банке данных должна быть определенным образом организована. Наиболее естественным способом организации информации является ее классификация но классам, видам, подвидам и пр. В свою очередь, характер и количество классификационных подразделений должны определяться видами экспертиз, целями информационного обеспечения и пр.

Принцип диалогового построения системы информационного обеспечения. В процессе поиска информации потребитель не всегда может сразу отыскать необходимые ему сведения из-за того, что часто не в состоянии сразу правильно сформулировать запрос. Если в такой ситуации информационная система просто будет отвергать запрос или выдавать ненужные сведения, качество этой системы нельзя признать высоким. Оптимально действующая система должна конструироваться таким образом, чтобы она могла помогать потребителю правильно построить запрос путем его уточнения и конкретизации. Такую функцию в состоянии выполнить только система, построенная, но диалоговому принципу. Особенно четко диалоговые принципы реализуются в автоматизированных системах информационного обеспечения. Однако и для «ручных» систем принцип диалога может быть использован достаточно широко.

Принцип интеграции систем информационного обеспечения. Принцип распределения, о котором говорилось выше, не означает абсолютной изолированности систем информационного обеспечения, не случайно речь шла об их относительной автономности. Системы разрабатывают таким образом, чтобы они легко интегрировались в единую систему. Возможны два вида интеграции: реальная и потенциальная. При реальной интеграции внешне разнородные системы информационного обеспечения строятся в виде единой системы со всеми вытекающими отсюда функциональными и эксплуатационными последствиями. Например, такая система может быть со­здана для информации о красителях всех видов. В этом случае она может в равной мере использоваться при исследовании материалов, веществ и изделий, при техническом исследовании документов, при некоторых других криминалистических исследованиях.

При потенциальной интеграции информационные системы создаются как относительно автономные. Однако в них заранее закладывается возможность объединения (интеграции). Одним из приемов обеспечения потенциальной интеграции служит построение нескольких систем с информационными пересечениями, которые позволяют с помощью разнообразных операторских приемов использовать одновременно информацию нескольких систем. В качестве информационных пересечений могут служить номера наблюдательных производств, классы экспертиз, индексы экспертных подразделений, персональные индексы (фамилии) экспертов и пр.

Принцип защиты системы от несанкционированного доступа. Этот вопрос следует обязательно решать при разработке системы информационного обеспечения. В большинстве случаев она требует определенной защиты от злоумышленников или неосторожных пользователей. В тех случаях, когда информационная система имеет коммерческую ценность, ее следует защищать и от доступа лиц, которые не приобрели право на пользование накопленными сведениями. Достаточно часто возникают ситуации, в которых систему приходится защищать от некомпетентного пользователя, пытающегося по своему усмотрению внести исправления или дополнения в информацию. Чаще всего такие «исправления» оказываются непрофессиональными и содержат ошибки либо вносятся в форме, не предусмотренной данной системой.

В тех случаях, когда информационное обеспечение реализуется на компьютерах, вопрос о защите системы должен решаться в обязательном порядке. Формы защиты здесь гораздо разнообразнее, чем в «ручных» системах, и могут включать даже такие способы, как защита от тиражирования, защита банка данных от случайного уничтожения и пр.

Принцип ориентации на автоматизацию информационного обеспечения. Информационные процессы чаще всего связаны с оперированием большими объемами информации и с необходимостью находить нужные сведения за короткое время, иногда исчисляемое секундами. В «ручных» системах чаще всего это невозможно. Напротив, для автоматизированных систем такие требования являются естественными и относительно просто реализуются, особенно на современных персональных компьютерах. Именно поэтому при создании системы информационного обеспечения следует ориентироваться на автоматизацию процесса накопления, обработки и выдачи информации. Отказ от автоматизации должен быть обязательно аргументирован достаточно вескими причинами (отсутствие необходимой техники, незначительный объем банка данных и пр.).

Принципы функционирования систем информационного обеспечения. При разработке режимов функционирования системы информационного обеспечения также необходимо руко­водствоваться определенными принципами. Эти принципы касаются прежде всего организации работы системы и использования в процессе эксплуатации.

Принцип своевременного пополнения информации. Функционирование системы информационного обеспечения должно быть организовано таким образом, чтобы банк данных оперативно и постоянно пополнялся необходимой информацией. Относительно устаревшей информации следует принимать определенные заранее обусловленные решения. В одних случаях такая информация должна сохраняться, но переводиться в «архив», откуда она может извлекаться по мере необходимости. В других случаях ее следует вообще удалять из системы. Все эти вопросы должны быть четко определены и отражены в инструктивных материалах по эксплуатации системы.

Принцип оперативности действия. Потребитель, как правило, предъявляет к системе информационного обеспечения повышенные требования и эту психологическую особенность следует учитывать. Обычно это касается скорости обработки запроса и получения ответа. Поэтому работа должна быть организована таким образом, чтобы все основные функции, связанные с обслуживанием потребителя, выполнялись оперативно. Такая необходимость возникает еще и по чисто деловым соображениям — сведения потребителю обычно необходимы в связи с выполнением служебных функций чаще всего в условиях ограниченного временного режима.

Принцип однократности ввода информации. При создании банка данных информационной системы наибольшие трудовые затраты приходятся на ввод сведений, а также па пополнение его новыми чанными. Именно поэтому необходимо, чтобы информация вводилась в банк данных только однократно (а использовалась многократно).

Принцип адекватности запросов и ответов. Одно из важнейших требований информационного обеспечения сводится к тому, что ответ системы должен адекватно отражать запрос потребителя. Степень точности ответа зависит от многих параметров системы (корректность классификации информации, построение самой системы и т. д.). Однако во многом соответствие ответа запросу определяется именно на этапе организации функционирования системы. Прежде всего, это относится к диалоговым возможностям информационного обеспечения.

При построении систем информационного обеспечения следует ориентироваться па их автоматизацию, учитывать все принципы, о которых говорилось выше. Однако использование компьютеров приводит к необходимости учитывать и некоторые дополнительные, специальные принципы, игнорирование которых достаточно часто приводит к созданию нежизнеспособных автоматизированных систем. Коротко остановимся на главных из них.

Принцип минимизации рисков. Разработка автоматизированных систем чаще всего связана с большими трудовыми и материальными затратами и никогда не исключен риск, что они могут оказаться непроизводительными. Для минимизации риска необходимо принимать специальные меры. Особенно важно соблюдение указанного принципа на начальных этапах автоматизации, когда еще не накоплен достаточный опыт по оценке целесообразности построения тех или иных автоматизированных систем, а также по определению их жизнеспособности. Принцип минимизации риска реализуется в основном путем поэтапного внедрения автоматизированных систем (желательно от более простых к более сложным). Кроме того, переход к существенным организационным нововведениям, если в них возникает необходимость, следует осуществлять только после глубокого анализа результатов функционирования ранее действовавших в учреждении систем.

Принцип ориентации на безбумажную технологию. Автоматизированные системы строятся с учетом использования входной информации. Эта информация может быть представлена на бумажных носителях, с которых затем она будет «переведена» в намять компьютера: при такой структуре функционирования входная информация дважды подвергается ручной обработке (первый раз ее заносят па бумажный носитель и только потом вторично «перебивают» на клавиатуре пульта компьютера). Достаточно часто ручной ввод информации оказывается наиболее трудоемким для функционирования автоматизированной системы. Именно поэтому с появлением персональных компьютеров был поставлен вопрос о необходимости использования принципа безбумажной технологии (информация вводится в ЭВМ непосредственно без промежуточных бумажных носителей).

Принцип минимизации регламентных выходных документов. В автоматизированной документальной системе выходные документы можно разделить на регламентные, т. е. обязательные к выдаче в определенные периоды времени, и документы разового запроса. Автоматизированная система может формировать выходные документы в громадном количестве. Поэтому часто на стол заказчику выкладываются громадные альбомы переплетенных выходных таблиц, разобраться в которых довольно трудно. Именно поэтому количество регламентных выходных документов надо стараться ограничить только тем минимумом, без которого заказчику обойтись невозможно и который требуется ему повседневно. Информацию, потребность в которой возникает периодически, следует выдавать в форме ответов на разовые запросы.

Типы информационного обеспечения судебной экспертизы. Информационное обеспечение может различаться по источнику, из которого сведения поступают в систему или где они сосредоточены, а также по форме организации такого обеспечения.

Источники поступления информации различаются наиболее четко при организации справочно-информационных фондов (СИФ), предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности. Под информационными фондами понимают «систематизированное собрание (массив) различных документов (опубликованных, неопубликованных, аудиовизуальных и т. д.), подобранных и организованных в соответствии с определенными целями, сохраняемых длительное время (или вечно) для полного, качественного и оперативного удовлетворения информационных потребностей общества».

Долгое время источниками для СИФ были лишь государственные стандарты, научная литература, методические пособия и пр., а информационное обеспечение осуществлялось «путем комплектации фондов научных библиотек, которые приобретали нормативно-техническую документацию и литературу, содержащую необходимые экспертам сведения». Однако практика показала, что такое информационное обеспечение не обладает необходимой полнотой. В частности, выявилась настоятельная потребность в так называемых натурных коллекциях, вопрос о которых впервые был поставлен в судебной экспертизе еще в 1977г. Известно, что под коллекцией понимается «систематизированное собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, исторический и т. п. интерес».

В 1981 г. во ВНИИСЭ вступила в действие обширная комплексно-целевая программа (КЦП), предусматривающая создание информационного обеспечения по 14 видам экспертиз. Эта программа все последующие годы активно выполнялась и настоящее время СИФ являются базой для разработки различного рода ИИС и АРМ экспертов многих специальностей. Аналогичные исследования по созданию СИФ проводятся и к экспертных учреждениях других ведомств. Следует подчеркнуть, что пополнение информационного фонда для учреждений судебной экспертизы является постоянной задачей, так как объекты материального мира все время меняются, дополняются новыми и это должно находить отражение в СИФ.

В информатике считается, что информационный фонд «представляет собой систематизированное по определенной тематике собрание первичных (оригиналов и их копий) и вторичных документов (справочных и информационных изданий, информационно-поискового аппарата), предназначенное для использования в деятельности предприятия или организации». По существу, оказывается, что фонд состоит из собрания первичных и вторичных документов, а также информационно-поискового аппарата. Такая классификация представляет ценность с точки зрения теоретического анализа происхождения информации, ее генетической сущности. С прагматической профессиональной точки зрения помимо указанной может быть полезной и иная классификация СИФ, излагаемая далее.

В судебной экспертизе относительно материального носителя информации различают два основных вида СИФ — натурные коллекции (НК) и описательные (вербальные) фонды (ОФ).

НК могут быть представлены в двух основных видах: коллекции материальных объектов и альбомы. Последние, в свою очередь, подразделяются на альбомы промышленные (как правило, изготовленные типографским способом) и альбомы кустарные (чаще всего изготовленные фотографическим способом в непромышленных условиях).

ОФ содержат вербальную информацию об объектах судебно-экспертного исследования. Они могут быть документальными и экспортно-аналитическими. В документальных сосредоточены различного рода сведения официального характера (ГОСТы, ОСТы, ТУ, прейскуранты, каталоги и пр.). Следует учитывать некоторую условность приведенной классификации, так как часто трудно провести грань между альбомами и документальными ОФ (каталоги могут содержать не только описательные характеристики интересующих экспертов изделий, но и их изображения, что характерно для альбомов).

Экспертно-аналитические описательные системы включают сведения о различных объектах судебно-экспертного исследования, полученные в результате анализа вещественных доказательств в процессе проведения экспертизы.

Описывать все условия но информационному обеспечению нет необходимости, достаточно проиллюстрировать, как теоретические положения реализуются в конкретной области экспертного производства, например в трасологической экспертизе.

Рядом авторов предпринята успешная попытка определить структуру и разработать программы создания СИФ применительно к некоторым объектам судебно-трасологической экспертизы. Так, Н. Ф. Пименовым и И. А. Дьяконовым описаны общие положения создания и использования ИПС «Холодное оружие», Ш. Н. Хазиевым и Л. И. Кобловой уточнена структура и определена перспектива развития СИФ узлов и петель, Н. П. Майлис определен объем информации, необходимой для исследования следов зубных протезов и описана структура информационного фонда по этому виду исследования, Ю. А. Шлеповым сформулированы предпосылки создания ИПС резиновых и полиуретановых подошв обуви, Г. Л. Грановским разработаны принципы формирования натурной коллекции объектов судебно-трасологической экспертизы.

СИФ создаются для оперативного получения информации об объектах, их свойствах и признаках, методах и методиках исследования, необходимых для проведения конкретной трасологической экспертизы. Поэтому СИФ судебных экспертиз должны строиться по объектному принципу (например, в судебно-трасологической экспертизе — СИФ по обуви, замкам и ключам, ТС и т. д.). Систематизация информационных данных по объектам судебно-трасологической экспертизы позволит эксперту достаточно хорошо ориентироваться в информационных массивах, облегчит и ускорит процесс поиска нужной информации.

СИФ должны содержать и справочно-поисковый аппарат, который является базой и средством поиска и выдачи информации. Представляется, что в СИФ должны быть включены следующие виды каталогов и картотек (ИПС).

Главная информационная картотека, содержащая информацию о том, где, в каком СЭУ располагается тот или иной СИФ, какие сведения, из каких источников содержит.

Специальные экспертные картотеки, располагающие сведениями чисто криминалистического характера (таблица расчета роста подозреваемого по следам обуви и т. п.).

Фактографические картотеки (ИПС), несущие информацию фактографического характера:

описание конкретных объектов (обуви, фар и фарных рас-сеивателей, узлов и петель, изделий массового производства);

описание фактов (о выпускаемых промышленных изделиях, их технических и других показателях);

описание товарных и опознавательных знаков и адресов предприятий-изготовителей промышленной продукции и др.

Источниками информации для создания фактографических картотек являются образцы изделий и материалов, техническая документация на них, номенклатурные перечни выпускаемой продукции, промышленные каталоги отечественных предприятий и зарубежных фирм, нормативно-техническая документация, научно-технические и торгово-промышленные журналы, проспекты промышленных выставок и др.

Структура фактографических картотек может быть различной и зависит от характера содержащихся в них сведений.

Библиографические каталоги (ИПС), в которых вторичные источники группируются по следующим признакам:

фамилии авторов опубликованных и неопубликованных источников (алфавитный каталог);

отрасли знания, с которой связано содержание информации (систематический каталог);

названию предмета (объекта), о котором идет речь в первичном источнике (предметный каталог);

названию периодических и продолжающихся изданий (каталог периодических и продолжающихся изданий);

подвидам судебно-трасологических экспертиз (каталог копий заключений экспертов).

Основные элементы структуры СИФ судебно-трасологической экспертизы следующие.

Фонды первичных источников

1. Натурные коллекции (протезы зубов человека, образцы холодного оружия, замков и ключей, подошв обуви и пр.);

2. Коллекции копий образцов (фотоальбом изображений подошв обуви, дорожек следов ног с патологическими признаками походки, оттисков зубов, подвергшихся изменениям вследствие различных заболеваний и пр.).

3. Опубликованная литература (методические пособия, монографии, сборники научных трудов, методические письма, нормативные акты, регламентирующие вопросы назначения и производства судебных экспертиз, права и обязанности экспертов и др., научная и техническая литература, содержащая информацию, относящуюся к трасологической экспертизе, и пр.).

4. Периодические и продолжающиеся издания.

5. Специальные виды технических изданий (ГОСТы, ОСТы, фирменные стандарты на обувь, промышленные каталоги обуви, ГОСТы предметов одежды и др.).

6. Копии заключений экспертов.

7. Неопубликованные источники (отчеты по НИР, диссертации, переводы зарубежной литературы и др.). Фонды вторичных источников

1. Вторичные издания (справочники, словари, энциклопедии, информационные издания органов НТИ и пр.).

2. Фактографические картотеки — описания наиболее распространенных объектов судебно-трасологической экспертизы (обуви, замков, орудий, инструментов, узлов, холодного оружия, шин, фар, фарных рассеивателей и др., адреса предприятий, выпускающих обувь, изделия массового производства, холодное оружие, замки и т. д.).

3. Специальные экспертные картотеки.

4. Библиографические каталоги.

Кроме того, в структуру СИФ обязательно должна входить и главная информационная картотека, состоящая:

из картотеки СЭУ, располагающей СИФами;

из картотеки СИФов, содержащей данные об их структуре и характере заключенной в них информации.

Информационное обеспечение управленческой деятельности в судебной экспертизе. Все формы деятельности в экспертных учреждениях взаимозависимы. Поэтому эффективное управление в судебной экспертизе оказывает заметное влияние и на экспертное производство и на научные исследования.

В 60-е гг. в связи с развитием вычислительной техники и методов программирования, а также осознанием важности эффективного управления во всех областях народного хозяйства была поставлена задача автоматизации. Так появилась широко разрекламированная аббревиатура АСУ, призванная знаменовать собой появление нового научно-практического направления — автоматизации систем управления. Однако очень скоро выяснилось, что подобный подход невозможно реализовать во многих областях человеческой деятельности. Выделилась четкая область, где машина действительно могла принимать управленческие решения,— это сфера технических технологий и процессов (АСУ ТП). В остальных областях человеческий фактор оказался более важным, чем предполагалось на первых этапах развития кибернетики.

Однако процесс управления в последние десятилетия существенно усложнился — увеличилось число элементов в управляемых системах, сложнее стали связи между элементами, выросло количество технических средств, включенных в производственный процесс, и т. д. В этих условиях управляющему — человеку стало остро недоставать информации об управляемой системе. Именно в этой области компьютерная техника могла принципиально изменить положение. В результате в областях, не связанных с технологическими процессами производства, был поставлен вопрос не о нецелесообразной (и даже недостижимой) автоматизации принятия управленческих решений компьютером, а об информационном обеспечении управленческой деятельности человека.

Анализ деятельности системы экспертных учреждений МЮ РФ и МВД РФ за последнее десятилетие свидетельствует о постоянном увеличении масштабов производства экспертиз, усложнении связей как между СЭУ, так и отдельными их подразделениями, повышении требований к качеству экспертиз и срокам их производства, использовании современных технологий и возрастании потребности следственных и судебных органов в производстве экспертиз различных видов. Все это влечет за собой усложнение процессов управления как отдельными СЭУ, так и системой экспертных учреждений в целом. На первый план поэтому выдвигается задача сбора максимального объема информации о деятельности СЭУ и корректной ее обработки для принятия эффективных управленческих решений. Решить задачу можно только с использованием метода автоматизации, базирующихся на применении математической логики, и средств вычислительной техники. Исследования в этом направлении ведутся в РФЦСЭ МЮ РФ и других экспертных учреждениях. В результате в последние годы сложилось повое научно-практическое направление — судебно-экспертная информатика. Первоначально это направление сформировалось как самостоятельное именно в результате исследований по автоматизации информационного обеспечения управленческой деятельности, и лишь позднее стали вырабатываться общие принципы для информационного обеспечения всех форм экспертной деятельности.

Автоматизация информационного обеспечения представляет собой самостоятельное направление, которое базируется на информационном обеспечении судебной экспертизы, но не совпадает с ней полностью (информационное обеспечение может включать натурные коллекции, а также сведения, не требующие автоматической обработки). Именно поэтому автоматизацию информационного обеспечения судебной экспертизы в последнее время называют информатизацией.

Таким образом, судебно-экспертная информатика включает два автономных, но взаимосвязанных элемента: информационное обеспечение и информатизацию судебной экспертизы.

Различаются следующие основные типы автоматизированных систем (АС) информационного обеспечения управленческой деятельности, которые используются в экспертных учреждениях.

Информационно-контрольные системы (ИКС). Назначение их — поддержание некоторого объема информации в контрольном состоянии и готовность ее к выдаче в обусловленном виде в любой момент. Это позволяет администрации учреждения знать состояние управляемого объекта перед принятием решения. Подобным системам присущи следующие особенности:

система должна содержать только основную информацию, объем которой минимизируется;

информационные пробелы по выбранным параметрам не допускаются;

система должна осуществлять контроль по любому из выбранных параметров, а также по их совокупности;

система должна находиться в готовности к выдаче регламентной документации на любой момент времени и за любой период.

В РФЦСЭ к ИКС может быть отнесена, например, система «КОНТРОЛЬ». Она предназначена для контроля за сроками и объемом проводимых экспертных исследований, рассчитана на функционирование в канцелярии экспертного учреждения и выдачу информации прежде всего для административного персонала.

Автоматизированные системы отчетно-статистического типа с ограниченными возможностями проведения анализа (отчет — статистика—анализ) (ОСА). Цель создания—снабжение субъектов управления качественной отчетно-статистической информацией для анализа реального состояния объекта и принятия важных управленческих решений. Подобные АС имеют следующие особенности:

обрабатываемая информация должна быть существенно большей, чем в ИКС, однако ее объем должен быть ограничен решаемой задачей;

информационные пробелы не допускаются;

система должна быть рассчитана на выдачу информации в определенные промежутки времени (месяц, квартал, год), выдача информации в любой момент времени желательна;

система должна допускать возможность анализа информации.

К числу АС типа ОСА в РФЦСЭ относится, например, автоматизированная система «ОТЧЕТ», предназначенная для сбора, обработки и выдачи в автоматизированном режиме отчетно-статистической информации по законченным экспертным производствам. Система рассчитана на обслуживание как экспертных подразделений, так и экспертного учреждения в целом.

Система анализа данных (САД). Назначение ее—проведение глубокого анализа в заданном направлении в целях выявления причин какого-либо явления или определения закономерностей для принятия важных стратегических решений. Для подобных систем характерны следующие особенности:

информация может быть выборочной как по содержанию, так и по объему (ограничена одним видом экспертизы);

в намеченном направлении информация должна быть возможно более подробной и детализированной;

информационные пробелы допускаются;

объем собранной информации должен быть значительным.

Информационно-поисковая система (ИПС). Подобные системы могут выступать в двух модификациях. Они могут быть «встроены» в качестве самостоятельных функциональных модулей во всех перечисленных выше системах (ИКС, ОСА и САД), однако возможны случаи, когда такие системы в качестве самостоятельных используются для получения информации в целях повышения качества управления.

В заключение следует сказать еще об одном типе систем, которые предполагается разрабатывать в будущем. Условно их можно было бы назвать «ПРОГНОЗ». Системы должны функционировать с использованием фактически всех наличных банков данных и предназначаться для прогнозирования развития судебной экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: