Основы моделирования урока
Исходная идея современного урока:
обучения
Единство воспитания
развития
Общая функция урока:
o Целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения
Урок – социально – педагогическая система
Функционирование любой социальной системы связано с процессами:
n целепологания,
n целеустремления,
n целеосуществления,
n целепредъявления
Целепологание
o Это процесс формирования и развертывания целей.
o Это логико-конструктивная операция, осуществляемая по алгоритму:
· Анализ обстановки
· Учет нормативных документов
· Установление потребностей и интересов
· Выяснение имеющихся ресурсов и возможностей для удовлетворения потребностей
· Выбор потребностей, удовлетворение которых при данной затрате сил наиболее эффективно
· Формулировка целей
Целеустремление
o Это процесс декомпозиции общей цели на более частные цели этапов урока и постановка задач этапов урока
цель - прогнозируемый результат (формулируется через существительное)
задачи – планируемые действия (формулируются через глагол)
Целеосуществление
o Это процесс, при котором цель из внутренней причины переходит в фактическое поведение человека, в ходе которого формируется результат деятельности.
Целепредъявление
o Это процесс интерпретации учителем цели урока в ученический вариант на языке учебных задач и обеспечения принятия ее учениками
Комплексная цель урока
n Заранее прогнозируемый ключевой элемент;
n Сложная составная конструкция;
n Основа целесообразной деятельности и учителя и ученика
n Пусковой механизм урока;
n Системообразующий стержень урока
Структура цели
Обучающий аспект цели урока
o Связан с приращением изученного материала по объему и количеству (ЗУН)
o Психологический материал обучения: образы предметов и явлений
Состав познавательного аспекта цели:
· Общеучебные знания, умения, навыки и способы действия
· Предметные знания, умения, навыки и способы действия