Содержание материала
§ материальная основа урока, состоящая из фактов, положений, подлежащих усвоению, задач и способов их решения.
Отбор содержания
§ Основывается на логико-дидактическом анализе учебной темы;
§ С учетом действий, осуществленных при анализе темы, может включать следующие действия, которые могут варьироваться:
· Изучить материалы учебника, относящиеся к теме урока: выделить все символы, обозначения, термины и понятия, факты, математические предложения, математические доказательства, алгоритмы и правила их применения, выяснить их происхождение, правильную запись и чтение.
· Проверить, какие из понятий, фактов, правил являются основными, какие из формулировок учащимся следует заучить дословно; разобраться в доказательствах, выявить их логическую структуру, проверить себя в умении воспроизводить изучаемые доказательства.
· Выделить задачи, относящиеся к теме урока, распределить их по блокам родственных задач, определить, какие из них направлены на введение, усвоение, применение изучаемого материала.
· Изучить методическую характеристику, пояснения, комментарии к материалу урока, возможные подходы к его изложению, определиться с образцами записей.
· Уточнить роль и место материала урока в теме и курсе, содержание материала, необходимого для организации повторения, организации текущего и итогового контроля.
· Подобрать различные системы дополнительных заданий: контрольные вопросы, устные упражнения, диктанты, творческие задания, дидактические игры. Задания повышенной сложности и т.п.
· Проверить возможности подобранных материалов для реализации поставленных целей урока, обратить особое внимание на усиление его развивающего и воспитывающего влияния, на возможность целенаправленного формирования самоконтроля учащихся.
· Проверить насыщенность учебного материала примерами и сведениями из повседневной жизни, обратить внимание на углубление практической и эстетической направленности материала.
· Дифференцировать содержание, в случае необходимости подобрать групповые и индивидуальные задания, направленные на вовлечение учащихся в посильную деятельность.
· Распределить весь отобранный материал для работы в классе и дома с учетом возможного резерва времени на уроке. Но обеспечивая отсутствие перегрузок.
Этапы разработки урока
o Предварительный – связан с построением системы уроков (тематическое планирование и логико-дидактический анализ учебной темы)
o Непосредственный – связан с построением очередного урока (уточнение результатов предварительной подготовки)
Деятельность учителя при непосредственной разработке урока связана с определением:
· целей и задач урока (для обеспечения целостности процесса обучения и выявления наиболее значимых результатов);
· дидактического аппарата урока, т.е. содержания, методов, средств, форм организации деятельности (для достижения поставленных целей);
· структуры урока, т.е. его этапов (для решения поставленных задач)