Последовательность действий учителя

Все действия, осуществляемые учителем, разделены на III этапа:

  • моделирование,
  • проектирование,
  • конструирование.

 

Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее:

  • уточнение концепции или технологической идеи обучения;
  • соотнесение цели урока с целями учебной темы,
  • определение типа и вида (тип – отражает особенности построения от ведущей методической задачи, вид - отражает ведущий метод обучения).

 

Данный этап у учителя - практика, как правило, мысленный и устный. Разработка учебных уроков требует материализованной фиксации результатов моделирования.

 

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса:

  • задач,
  • содержания,
  • методов,
  • средств,
  • форм учебной деятельности.

 

На этом этапе модель урока материализуется через декомпозицию цели в задачи этапов урока, через отбор содержания, методов, средств и форм обучения (т.е. появляется общее представление об уроке).

 

Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся, направленной на овладение учащимися учебным материалом в соответствии с поставленными целью и задачами.

 

Технология, по сути, и есть та последовательность действий учителя и учеников, благодаря которой достигается цель уроки.

На этапе конструирования учитель создает документ, по которому будет работать.

 

Формы документов, созданных по результатам конструирования урока:

  • план или план –тезисы,
  • конспект,
  • технологическая карта урока,
  • методическая разработка,
  • сценарий.

План урока – краткое обозначение основных элементов базовой дидактической и методической структур урока, системный перечень действий учителя и учащихся.

В плане последовательно фиксируются:

· тема урока,

· тип,

· цель,

· задачи,

· действия учителя по актуализации и изложению учебного материала

· соответствующие действия учащихся.

В плане могут не фиксироваться ни содержание материала, ни методы работы с ним – все это учитель держит в памяти.

 

Конспект урока – разновидность развернутого плана, снабженного

· конспективным изложением содержания учебного материала,

· выполнением упражнений, видов разбора,

· формулировками вопросов учащимся,

· методическими схемами: указанием методов, приемов и схем работы с ними

 

В конспекте обязательно все компоненты урока раскрываются через деятельность учителя и учащихся.

 

Технологическая карта урока – запись моделируемого занятия по параметрам:

- этап урока с целевой установкой,

- деятельность учителя и деятельность учащихся,

- формируемые универсальные действия школьников,

- формы организации деятельности учащихся на данном этапе урока,

- технологии оценки умений чащихся.

Методическая разработка урока - конспект, дополненный описанием

  • процесса его подготовки,
  • оснований для постановки целей и задач урока,
  • оснований для выбора методов и средств обучения,
  • оснований для выбора методов и средств контроля,
  • ожидаемых результатов.

 

Методическая разработка урока представляет собой описание полного набора действий учителя, раскрывающих всю технологию проектирования урока.

 

Сценарий урока – форма текстового описания урока, представляющая ролевое распределение содержания действий участников, выделение особенностей специально созданных ситуаций (как это делается в литературных и кино-театральных сценариях). При этом просматриваются взаимоотношения всех участников урока.

Сценарии обычно пишутся для интегрированных или арт-уроков, уроков с элементами импровизированной или имитационной игры – т.е. для уроков со сложным взаимодействием участников педагогического процесса.

 

Внутренняя структура документов разнообразна. Но в практике обучения выработаны некоторые общие требования к их содержанию, которые должны быть в том или ином виде отражены в любом документе.

Документы, представляющие результаты разработки урока, должны иметь следующие составные части (компоненты)

· дату, предмет, класс, ОУ, номер урока;

· тему урока, его номер в теме, тип;

· цель (все аспекты) урока,

· перечень наглядных пособий, оборудования, тех. средств, раздаточных материалов, дополнительной литературы;

· описание структуры урока: основные этапы урока, их продолжительность, задачи этапов;

· описание хода урока: содержание, методы и приемы обучения, виды деятельности учителя и учащихся, их последовательность, намеченные для проверки знания и умения учащихся;

· описание критериев результативности урока, т.е. признаков, по которым предполагается судить о достижении цели.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: