Все действия, осуществляемые учителем, разделены на III этапа:
- моделирование,
- проектирование,
- конструирование.
Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее:
- уточнение концепции или технологической идеи обучения;
- соотнесение цели урока с целями учебной темы,
- определение типа и вида (тип – отражает особенности построения от ведущей методической задачи, вид - отражает ведущий метод обучения).
Данный этап у учителя - практика, как правило, мысленный и устный. Разработка учебных уроков требует материализованной фиксации результатов моделирования.
Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса:
- задач,
- содержания,
- методов,
- средств,
- форм учебной деятельности.
На этом этапе модель урока материализуется через декомпозицию цели в задачи этапов урока, через отбор содержания, методов, средств и форм обучения (т.е. появляется общее представление об уроке).
Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся, направленной на овладение учащимися учебным материалом в соответствии с поставленными целью и задачами.
|
|
Технология, по сути, и есть та последовательность действий учителя и учеников, благодаря которой достигается цель уроки.
На этапе конструирования учитель создает документ, по которому будет работать.
Формы документов, созданных по результатам конструирования урока:
- план или план –тезисы,
- конспект,
- технологическая карта урока,
- методическая разработка,
- сценарий.
План урока – краткое обозначение основных элементов базовой дидактической и методической структур урока, системный перечень действий учителя и учащихся.
В плане последовательно фиксируются:
· тема урока,
· тип,
· цель,
· задачи,
· действия учителя по актуализации и изложению учебного материала
· соответствующие действия учащихся.
В плане могут не фиксироваться ни содержание материала, ни методы работы с ним – все это учитель держит в памяти.
Конспект урока – разновидность развернутого плана, снабженного
· конспективным изложением содержания учебного материала,
· выполнением упражнений, видов разбора,
· формулировками вопросов учащимся,
· методическими схемами: указанием методов, приемов и схем работы с ними
В конспекте обязательно все компоненты урока раскрываются через деятельность учителя и учащихся.
Технологическая карта урока – запись моделируемого занятия по параметрам:
- этап урока с целевой установкой,
- деятельность учителя и деятельность учащихся,
- формируемые универсальные действия школьников,
|
|
- формы организации деятельности учащихся на данном этапе урока,
- технологии оценки умений чащихся.
Методическая разработка урока - конспект, дополненный описанием
- процесса его подготовки,
- оснований для постановки целей и задач урока,
- оснований для выбора методов и средств обучения,
- оснований для выбора методов и средств контроля,
- ожидаемых результатов.
Методическая разработка урока представляет собой описание полного набора действий учителя, раскрывающих всю технологию проектирования урока.
Сценарий урока – форма текстового описания урока, представляющая ролевое распределение содержания действий участников, выделение особенностей специально созданных ситуаций (как это делается в литературных и кино-театральных сценариях). При этом просматриваются взаимоотношения всех участников урока.
Сценарии обычно пишутся для интегрированных или арт-уроков, уроков с элементами импровизированной или имитационной игры – т.е. для уроков со сложным взаимодействием участников педагогического процесса.
Внутренняя структура документов разнообразна. Но в практике обучения выработаны некоторые общие требования к их содержанию, которые должны быть в том или ином виде отражены в любом документе.
Документы, представляющие результаты разработки урока, должны иметь следующие составные части (компоненты)
· дату, предмет, класс, ОУ, номер урока;
· тему урока, его номер в теме, тип;
· цель (все аспекты) урока,
· перечень наглядных пособий, оборудования, тех. средств, раздаточных материалов, дополнительной литературы;
· описание структуры урока: основные этапы урока, их продолжительность, задачи этапов;
· описание хода урока: содержание, методы и приемы обучения, виды деятельности учителя и учащихся, их последовательность, намеченные для проверки знания и умения учащихся;
· описание критериев результативности урока, т.е. признаков, по которым предполагается судить о достижении цели.