o Связан с изменением психических состояний и психических процессов (мышление, воображение, воля, эмоции, речь, способности, творчество и т.п.)
o Психический материал развития: психические операции
Состав развивающего аспекта цели:
· Развитие речи,
· Развитие мышления,
· Развитие сенсорной сферы,
· Развитие волевой сферы,
· Развитие эмоциональной сферы,
Воспитывающий аспект цели урока
o Связан с формированием социально значимых качеств личности, с отношением человека к изучаемому материалу, к окружающим людям, к себе и своей деятельности
o Психические материал воспитания: отношения
Состав воспитательного аспекта цели:
· Формирование Я-концепции,
· Формирование гуманности и толерантности к другим людям,
· Формирование способности к сотрудничеству,
· Формирования законопослушания.
Организующий аспект цели урока
o Связан с преднамеренной выработкой у учащихся индивидуального стиля познания, учебного труда, учебной деятельности
o Психологический материал организации: способ деятельности
|
|
o Развитие мотивационной сферы,
o Развитие двигательной сферы
Состав организующего аспекта цели:
· Развитие индивидуального стиля познания,
· Воспитание культуры учебного труда,
· Формирование навыков учебной деятельности.
Декомпозиция цели урока
Комплексная цель урока не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать, т.е.:
· расчленить на задачи этапов, если урок четко этапируется,
· расчленить на задачи учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы.
Основные этапы современного урока
1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
2. проверка домашнего задания;
3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
4. постановка цели занятия перед учащимися;
5. организация восприятия и осмысления новой информации;
6. первичная проверка понимания;
7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
11. домашнее задание к следующему уроку;
12. подведение итогов урока.
|
|
Структура урока
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
В любой технологии обучения базовая дидактическая структура урока любого типа постоянна и характеризуется следующими компонентами (основными этапами):
· актуализация имеющихся знаний и способов деятельности;
· формирование новых знаний или способов деятельности;
· применение новых знаний и способов деятельности.
Дидактическая задача первого из этапов – создание условий для ориентировки в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?). Кульминацией этого этапа является совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление учащимися того, что они уже знают и того, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации (прогнозирование).
Дидактическая задача основного этапа урока – организация работы учащихся с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. Для этого этапа учитель
· должен продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации: это могут быть справочники и энциклопедии, словари, текст параграфа, таблицы, графики, схемы, модели, специально сконструированный учебный текст, напечатанный для каждого ученика, источником информации могут стать сам учитель, ребенок или группа детей;
· должен продумать и организовать с учащимися сам процесс работы с источниками информации, по возможности так, чтобы происходило структурирование учебной информации: либо она дробилась, либо укрупнялась, Либо переводилась из текстовой формы в образную и наоборот.
Третий этап базовой модели – это завершающая стадия урока. Ее основная дидактическая задача – организация применения учащимися полученных новых знаний и способов деятельности и рефлексия. На этом этапе происходит
· выяснение, какими знаниями и умениями обогатился опыт учащихся;
· уточнение, на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, в ходе урока ответили, а какие остались без ответа;
· создание мотивации для домашнего задания.
Специфика типа урока определяется наполнением постоянных компонентов структуры компонентами двух переменных подструктур: внешней (методической) и внутренней (логической). Компоненты переменных структур определяются учителем в зависимости от ведущих дидактических задач и с учетом развивающих и воспитательных аспектов целей урока.
Описание возможных вариантов структур уроков разных типов ( тип определяется ведущей дидактической задачей)
Структура урока изучения нового материала:
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; | |
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; | |
указание на то, что учащиеся должны запомнить; | |
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; | |
сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); | |
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; | |
контроль результатов первичного запоминания; | |
задание на дом (не всегда). | |
Итог урока - повторение опорного материала (ориентировочной основы деятельности) |
Структура урока формирования умений и навыков:
|
|
постановка цели (учебной задачи) урока; | |
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; | |
проведение проверочных упражнений; | |
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; | |
упражнения на их освоение; | |
упражнения на их закрепление; | |
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; | |
упражнения на перенос в сходную ситуацию; | |
упражнения творческого характера; | |
итог урока; | |
задание на дом. |
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы; | |
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; | |
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; | |
проверка выполнения работ; | |
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; | |
задание на дом (если это необходимо). |
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
организация начала урока (психологический настрой учащихся); | |
сообщение темы урока и его задач; | |
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; | |
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; | |
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; | |
творческое применение знаний и умений; | |
упражнение по отработке навыков; | |
домашнее задание; | |
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. |
Структура урока повторения:
организация начала урока; | |
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; | |
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; | |
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; | |
задание на дом. |
Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; | |
постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; | |
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика. | |
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); | |
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. |
Структура повторительно-обобщающего урока:
|
|
организационный момент; | |
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; | |
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; | |
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); | |
формулирование выводов по изученному материалу; | |
оценка результатов урока; | |
подведение итогов; | |
задание на дом (не всегда). |
Структура комбинированного урока (такой урок, как правило, имеет две или несколько равнозначных дидактических задач):
организация начала урока; | |
проверка домашнего задания, постановка цели урока; | |
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; | |
изучение нового материала, в т.ч. и объяснение; | |
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; | |
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; | |
подведение итогов и результатов урока; | |
задание на дом; | |
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). |