Развивающий аспект цели урока

o Связан с изменением психических состояний и психических процессов (мышление, воображение, воля, эмоции, речь, способности, творчество и т.п.)

o Психический материал развития: психические операции

Состав развивающего аспекта цели:

· Развитие речи,

· Развитие мышления,

· Развитие сенсорной сферы,

· Развитие волевой сферы,

· Развитие эмоциональной сферы,

 

Воспитывающий аспект цели урока

o Связан с формированием социально значимых качеств личности, с отношением человека к изучаемому материалу, к окружающим людям, к себе и своей деятельности

o Психические материал воспитания: отношения

 

Состав воспитательного аспекта цели:

· Формирование Я-концепции,

· Формирование гуманности и толерантности к другим людям,

· Формирование способности к сотрудничеству,

· Формирования законопослушания.

 

Организующий аспект цели урока

o Связан с преднамеренной выработкой у учащихся индивидуального стиля познания, учебного труда, учебной деятельности

o Психологический материал организации: способ деятельности

o Развитие мотивационной сферы,

o Развитие двигательной сферы

 

Состав организующего аспекта цели:

· Развитие индивидуального стиля познания,

· Воспитание культуры учебного труда,

· Формирование навыков учебной деятельности.

Декомпозиция цели урока

Комплексная цель урока не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать, т.е.:

· расчленить на задачи этапов, если урок четко этапируется,

· расчленить на задачи учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы.

Основные этапы современного урока

1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2. проверка домашнего задания;

3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

4. постановка цели занятия перед учащимися;

5. организация восприятия и осмысления новой информации;

6. первичная проверка понимания;

7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

11. домашнее задание к следующему уроку;

12. подведение итогов урока.

Структура урока

 

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

 

В любой технологии обучения базовая дидактическая структура урока любого типа постоянна и характеризуется следующими компонентами (основными этапами):

· актуализация имеющихся знаний и способов деятельности;

· формирование новых знаний или способов деятельности;

· применение новых знаний и способов деятельности.

Дидактическая задача первого из этапов – создание условий для ориентировки в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?). Кульминацией этого этапа является совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление учащимися того, что они уже знают и того, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации (прогнозирование).

Дидактическая задача основного этапа урока – организация работы учащихся с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. Для этого этапа учитель

· должен продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации: это могут быть справочники и энциклопедии, словари, текст параграфа, таблицы, графики, схемы, модели, специально сконструированный учебный текст, напечатанный для каждого ученика, источником информации могут стать сам учитель, ребенок или группа детей;

· должен продумать и организовать с учащимися сам процесс работы с источниками информации, по возможности так, чтобы происходило структурирование учебной информации: либо она дробилась, либо укрупнялась, Либо переводилась из текстовой формы в образную и наоборот.

Третий этап базовой модели – это завершающая стадия урока. Ее основная дидактическая задача – организация применения учащимися полученных новых знаний и способов деятельности и рефлексия. На этом этапе происходит

· выяснение, какими знаниями и умениями обогатился опыт учащихся;

· уточнение, на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, в ходе урока ответили, а какие остались без ответа;

· создание мотивации для домашнего задания.

 

Специфика типа урока определяется наполнением постоянных компонентов структуры компонентами двух переменных подструктур: внешней (методической) и внутренней (логической). Компоненты переменных структур определяются учителем в зависимости от ведущих дидактических задач и с учетом развивающих и воспитательных аспектов целей урока.

Описание возможных вариантов структур уроков разных типов ( тип определяется ведущей дидактической задачей)

Структура урока изучения нового материала:

подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
задание на дом (не всегда).
Итог урока - повторение опорного материала (ориентировочной основы деятельности)

Структура урока формирования умений и навыков:

постановка цели (учебной задачи) урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
итог урока;
задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

сообщение учащимся цели предстоящей работы;
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполнения работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

организация начала урока (психологический настрой учащихся);
сообщение темы урока и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнение по отработке навыков;
домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура урока повторения:

организация начала урока;
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.  

Структура повторительно-обобщающего урока:

организационный момент;
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов урока;
подведение итогов;
задание на дом (не всегда).  

Структура комбинированного урока (такой урок, как правило, имеет две или несколько равнозначных дидактических задач):

организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: