Эффективность (качество) урока

  • Это степень соответствия результатов и цели: чем ближе результат к цели, тем выше качество урока, тем он эффективнее.
  • Для определения качества урока цели и задачи должны быть прописаны в общих единицах, чтоб их можно было сопоставлять, либо должны быть прописаны механизмы и инструментарий сопоставления.

 

Комплексный результат урока может быть определен через сопоставление результата деятельности учителя (т.е. того, что учитель хотел дать) и результата деятельности учеников (т.е. того, что ученики взяли)

 

В качестве основы для определения эффективности урока можно использовать показатели эффективности, ориентированные на выделенные М.В.Клариным категории целей обучения, разработанные на основе таксономий целей Б. Блума (в когнитивной сфере) и Д. Кратволя (в аффективной сфере).

Категории целей в когнитивной области:

1 Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений. Ученик:

  • знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;
  • знает конкретные факты;
  • знает методы и процедуры;
  • знает основные понятия;
  • знает правила и принципы.

2 Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую— его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы— в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:

  • понимает факты, правила и принципы;
  • интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
  • преобразует словесный материал в математические выражения;
  • предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

3 Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

 

Ученик:

  • использует понятия и принципы в новых ситуациях;
  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
  • демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4 Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.

 

Ученик:

  • выделяет скрытые (неявные) предположения;
  • видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
  • проводит разграничения между фактами и следствиями;
  • оценивает значимость данных.

 

5 Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур.

 

Ученик:

  • пишет небольшое творческое сочинение;
  • предлагает план проведения эксперимента;
  • использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

 

6 Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий.

 

Ученик:

  • оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Категории учебных целей в аффективной области:

1. Восприятие

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Входящие сюда компоненты:

a) осознание;

b) готовность или желание воспринимать;

c) избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного).

Ученик:

  • проявляет осознание важности учения;
  • внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи;
  • проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

 

2. Реагирование (отклик)

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого
ученика.

На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Входящие сюда компоненты:

a) подчинённый отклик;

b) добровольный отклик;

c) удовлетворение от реагирования.

 

Ученик:

  • выполняет заданную учителем домашнюю работу;
  • подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения;
  • участвует в обсуждении вопросов в классе;
  • самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем;
  • добровольно вызывается выполнять задание;
  • проявляет интерес к учебному предмету.

 

3. Усвоение ценностной ориентации

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

a) принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию «мнение»);

b) предпочтение ценностной ориентации;

c) приверженность, убеждённость.

 

Ученик:

  • проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи;
  • целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение;
  • проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал.

 

4. Организация ценностных ориентаций

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых.

Сюда входят такие компоненты:

a) концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;

b) организация системы ценностей.

 

Ученик:

  • стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства;
  • принимает на себя ответственность за своё поведение;
  • понимает свои возможности и ограничения;
  • строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в таких компонентах:

a) обобщённая установка;

b) полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность.

Ученик:

  • устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе;
  • проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;
  • проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов;
  • постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни;
  • формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.

Такая конкретизация целей помогает определять показатели эффективности (качества) урока

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: