Направленные на гармонизацию притязания на признание

1. «Подарок» (дети сидят кругом) Инструкция: «Ребята, кто любит получать подарки? А кто да­рить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, ко­торая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Вполне вероятно, что выдуманные подарки почти так же интересны, как и настоящие. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими и можем подарить любой подарок соседу справа. Посмотрите на него внимательно, попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди "подарим друг другу наши подарки", не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, получит подарок, не забудет поблагодарить».

После того как дети «подарят» друг другу «подарки», можно спросить их, какие «подарки» им понравились больше и почему, что было приятнее — делать, дарить или получать подарки?

2. «Снежная королева» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте вспомним сказку "Снежная королева". Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьша­лось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и замет нее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попали в глаза людям. Но оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые в отличие от зеркала можно было разглядеть то хорошее, что есть в человеке, и даже то хорошее, которое человек иногда прячет от всех. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил сейчас эти очки. Кай это сделать? Просто представить себе, что они надеты, посмотреть внимательно на каждого из ребят и постараться увидеть как? можно больше хорошего в каждом — даже то, что обычно не за­мечается».

Ведущему лучше самому первому «надеть очки» и показать? детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры дети расска­зали о том, как они чувствовали себя, когда их рассматривали, когда они рассматривали других. Игру можно повторять неодно­кратно, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в «очки» можно увидеть все больше и больше хорошего.

Модификация: Можно предложить всем детям «надеть очки» и разглядывать в них поочередно каждого члена группы.

3. «Конкурс хвастунов» (дети сидят кругом) Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный кон­курс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастает­ся. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: "Лена — очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется"».

После того как будет пройден круг, дети определяют победи­теля — лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понрави­лось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как рассказывают о нем самом?

4. «Елочка» (дети стоят кругом)

Один из детей стоит в центре с шишкой в руке — он изобра­жает елочку.

Инструкция: «Давайте представим себе, что скоро Новый год и нам нужно нарядить нашу елочку. Жаль, конечно, что у нас нет настоящих игрушек. Но мы можем повесить на елочку волшеб­ные игрушки, внутри которых будет что-нибудь спрятано: креп­кая дружба, веселый смех, смелость, честность, ласковая улыбка или что-нибудь другое. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елочку, а потом подойдет, по­весит и скажет о своей игрушке вслух».

Ведущий показывает, как надо «вешать игрушки», обязатель­но прикасаясь к «веточкам» — телу ребенка. Если некоторым де­тям трудно придумать игрушку, ведущий может им помочь.

Игра заканчивается хороводом вокруг елочки со словами лю­бой из подходящих к случаю детских песен. Игра может повто­ряться в другие дни с разными «елочками».

5. «Царевна Несмеяна» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте поиграем в Царевну Несмеяну. Кто хо­чет ею быть? Каждый из вас по очереди будет подходить к Царев­не Несмеяне и стараться ее рассмешить. Царевна Несмеяна же изо всех сил будет сдерживаться, чтобы не рассмеяться. Выигра­ет тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку у Царевны Несмеяны». Игра повторяется с различными «Царевнами Несмеянами» несколько раз. После окончания можно обсудить, как же легче рассмешить другого человека.

Модификация: Детям предлагается по очереди невербально пожалеть, то есть погладить или приласкать Царевну Несмеяну за то, что она плачет. Обычно они очень любят быть в роли жале­емой Царевны Несмеяны.

6. «Гадкий утенок» (дети сидят кругом) Инструкция: «Вы читали сказку Андерсена "Гадкий утенок». Давайте в нее поиграем. Кто хотел бы быть Гадким утенком? А другими птицами во дворе?» Ведущий помогает каждому из детей получить роль и озвучить ее. Хорошо, если в озвучивании принимает участие сам Гадкий утенок. Ведущий может спросить у него, есть ли среди птиц учитель, родители, братья и сестры Гадкого утенка. Когда все дети получат роли, каждая из птиц по очереди, а затем все вместе хором прогоняют Гадкого утенка со двора. Затем ведущий делает знак птицам уснуть, остается один Гадкий утенок, который постепенно меняет свою походку, выражение лица (с помощью ведущего) и превращается в Лебедя. После слов Гадкого утенка: «Я — лебедь», все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят его клювами и говоря «Какой красивый и сильный лебедь».

Игру можно повторять несколько раз в разные дни до тех пор, пока все дети, желающие побыть Гадким утенком, не сыграют эту роль.

7. «Я умею» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте поиграем в игру "Я умею". Каждый очереди будет называть, а если захочет, то и показывать какое-нибудь свое умение, например, быстро бегать, забивать гвозди, выращивать цветы и т. п. Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры». Выигрывает тот, кто останется в круге до конца».

После окончания игры можно вместе вспомнить те сферы уме­ний, которые были забыты детьми.

8. «Заяц-Хваста» (дети сидят кругом, в центре — стул или столик) Инструкция: «Давайте вспомним сказку про Зайца-Хвасту и тетку Ворону. В сказке Заяц стоял на пенечке перед другими зай­цами и хвастал: "Я — самый умный, я — самый смелый, я — хит­рый!" А тетка Ворона потрепала его за ушко и не разрешила; хвастаться. А потом прибежали собаки, поймали тетку Ворону и начали ее трепать, а Заяц и помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц — не хваста, а молодец. А сейчас каждый из вас побудет немножко Зайцем-Хвастой, встанет на стул и очень гром­ко проговорит: "Я самый-самый..."».

Не у всех детей получится с первого раза похвастаться, мно­гие дети будут стесняться выполнять упражнение. Настаивать не стоит, при неоднократном повторении упражнения его выполня­ют практически все дети.

После того как все дети побывают Зайцем, можно предложить им подумать о том, что большинство детей на самом деле не хва­стались, а говорили правду о себе. Можно предложить детям сно­ва встать на стульчик и повторить фразу о себе, только без слов «самый-самый», а группе хором произнести ту же фразу, напри­мер: «Ты умный, красивый и ласковый».

9. «Старенькая бабушка» (дети становятся у стены парами)

Инструкция: «Давайте представим себе, что каждая пара со­стоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (бабушкам завязываем глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в ка­бинет врача (стулья у стены)».

Ведущий показывает, как можно поддержать бабушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям боль­ше всего понравилось быть и почему. Интересно, что многим де­тям нравится выступать в роли бабушек.

Модификация: Детям предлагается ситуация «перевести сле­пого старичка через улицу с интенсивным движением». «Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин и в крайнем случае принять удар «машины» на себя.

10. «Угадайка» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте поиграем в игру "Угадайка". Посмот­рите внимательно на своего соседа справа и попробуйте угадать, что нравится в вашем соседе его маме».

Все по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем предлагается определить детей, правильно угадавших. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок. После первого круга может быть организован второй, в котором дети угадывают, что нравится в соседе его друзьям, далее третий круг — что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.

11. «Любимый сказочный герой» (дети сидят кругом Инструкция: «Попробуйте вспомнить ваши любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых вам хотелось бы быт похожими. Конечно, это может быть и герой из мультфильма. Попробуем превратиться в наших сказочных героев и по очереди представиться от имени героя, например: "Я — Золушка", "Я - Спиди-гонщик", а потом войти в круг и подвигаться, как двигает­ся ваш герой, немного пожить его жизнью».

В процессе игры дети могут задавать необычные и творчес­кие вопросы и так же на них отвечать. Например, они могут спросить ребенка в роли Золушки: «Золушка, какие цветы ты больше всего любишь? Что ты ешь на завтрак? Что часто видишь во сне?» Такую творческую инициативу надо всегда поощрять. После того как все «покажут своих героев», можно предложить, посмотрев внимательно на каждого, попытаться найти сходство детей co своими героями. Если дети будут затрудняться это сделать, ве­дущий может им помочь.

12. «Куклы» (дети, разбившись парами, сидят кругом)

Инструкция: «Сегодня мы с вами будем играть в куклы. Но кук­лы у нас будут живыми. Вспомните, когда вы были маленькими, многие из вас верили, что ваши куклы живые. Представим себе, что мы опять стали маленькими, опять играем в куклы (ну а маль­чики — в медведей, зайцев, ослов их п.). В куклу-девочку или в куклу-мальчика превратится один из пары».

Ведущий предлагает детям помыть кукле руки, каждый паль­чик в отдельности, потом покормить обедом, положить спать, разбудить, повести гулять, затем утешить, когда кукла разобьет коленку, и т. п. Если дети увлекутся, пусть продолжат игру само­стоятельно. Потом важно обсудить, как они чувствовали себя в роли кукол, как можно приласкать куклу перед сном, как утешить ее, если она плачет.

13. «Поздравляю» (дети сидят кругом) Инструкция: «Сегодня мы будем учиться сочинять поздрави­тельные открытки. Молча, только глазами выберите себе парт­нера; глазами договоритесь, что вы будете придумывать открытки друг другу. Никто не остался без пары? Тогда давайте предста­вим себе, что у вашего партнера день рождения и вам хочется придумать ему интересную открытку, пожелать ему что-то очень хорошее».

Далее по кругу передают друг другу чистый лист бумаги — «от­крытку» и дети вслух «зачитывают» свои поздравления. Можно провести второй круг, в котором детям предлагается представить на месте своего партнера самого себя и придумать открытку са­мому себе. Интересно потом провести обсуждение.

14. «Игрушки» (дети сидят кругом) Инструкция: «Попробуем представить себе, что нас заколдо­вал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку. Зак­ройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину, мячик или во что-нибудь другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить это ощущение. А теперь от­кройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игруш­ку только что превращался».

По очереди в центре внимания оказывается каждый ребенок. Ведущий помогает понять, как через угадывание его игрушки другие дети передают свое видение различных сторон его Я.

15. «Смелый мальчик» (дети сидят кругом)

Инструкция: «У меня в руках карточки, на каждой из которых написано: "Смелый мальчик (девочка)", "Сильный мальчик (де­вочка)", "Веселый мальчик (девочка)", "Красивый мальчик (девоч­ка)". Я раздам вам по карточке так, чтобы никто не увидел, что там написано. А вы попробуйте изобразить доставшегося вам мальчика или девочку без слов. Для этого можно вставать со сво­его места, ходить по комнате, подходить друг к другу, делать что-нибудь друг с другом, нельзя только произносить звуки».

Если дети не могут угадать, что показывает тот или иной ре­бенок, то можно помочь ему в изображении.

16. «Котенок» (дети сидят кругом) Инструкция: «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого уже дома есть кошки? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, ведь он первый раз в этой квартиру. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бо­яться, приласкает его и уговорит заснуть на коврике».

Когда «котята» заснут, игра заканчивается. Можно провести обсуждение, поговорить о чувствах детей в этой игре.

17. «Ракета» (дети сидят кругом) Подробное описание упражнения — см. часть 1

18. «Кони и всадники» (дети, разбившись парами, стоят кругом) Инструкция: «Представим себе, что в каждой паре один ребе­нок превратится в коня, а другой — в его всадника. "Коням" мы завяжем глаза, а "всадники" встанут сзади своих "коней", возьмут за локти и приготовятся ими править. А теперь устроим скачки. Задача "коня" — бегать побыстрее, а задача "всадника" — не до­пустить столкновений своего "коня" с другими. Если же какая-нибудь пара падает, то выбывает из игры».

Когда ведущий увидит, что дети начинают уставать, можно про­извести обмен ролями. Упражнение можно потом обсудить.

19. «Волшебники» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте теперь попробуем сами стать волшеб­никами. Кто хочет попробовать? Кандидату в волшебники мы за­вяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребенка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником».

Ведущий подводит к «кандидату в волшебники» по очереди 3-4 детей. Затем выбирают другого «кандидата в волшебники». После завершения упражнения можно обсудить, как детям уда­валось правильно догадаться, на какие признаки они ориентиро­вались.

20. «Явзрослый» (дети сидят кругом) Инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? Откроем глаза и рас­скажем друг другу, какими мы станем, когда вырастем, какие наши качества будут нравиться окружающим».

Дети по очереди рассказывают о себе «взрослом», остальные добавляют «хорошие качества», которыми, по их мнению, будет обладать рассказчик в будущем.

21. «Мое будущее» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте сегодня заглянем в ваше будущее. На­верняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли. Может быть, вам хочется стать, например, шофером, летчиком, ученым или еще кем-нибудь. Наверняка вам хочется стать очень сильным или очень красивой. Подумайте, чего вам хочется для себя в бу­дущем. А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет группе о своем самом заветном желании, только обязательно громким голосом, например: «В будущем я смогу полететь на Марс!» А мы теперь уже научились быть волшебниками и поэтому немножко поколдуем. После слов каждого мы будем хором очень громко повторять: «В будущем ты сможешь...» И тогда ваше желание не­пременно сбудется».

Игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не закон­чатся их желания.

22. «Я горжусь...» (дети сидят кругом) Дети закрывают глаза, а ведущий просит их представить себе лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написа­но: «Я горжусь, что я...» После того как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно «дописать» это предложение, а затем рассказать группе, что уда­лось дописать.

23. «Волны» (дети сидят кругом) Инструкция: «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, как будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем "пошуршать", как волны, когда они накатывают на камушки наберегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: "Мы любим вас, мы любим вас".

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в мо­ре». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».

24. «Маленький принц» (дети сидят за столиками, поставленными кругом)

Детям предлагается вспомнить Маленького принца (из книги Антуана де Сент-Экзюпери) и его собственную планету. Затем представить, что у каждого тоже есть своя планета, и нарисовать ее. При обсуждении можно спросить детей, какого размера эта планета, кто на ней живет и можно ли до нее добраться.

25. «Ладошка» (дети сидят за столиками, поставленными кругом) Детям предлагается положить левую ладошку на лист бума­ги, раздвинуть пальцы. Затем обвести ее контуры карандашом и на каждом пальце написать что-либо хорошее о себе от первого лица: «Я — красивый», «Я — сильный» и т. п. Затем ведущий со­бирает «ладошки», по очереди читает их группе, а дети догады­ваются, кому какая «ладошка» принадлежит.

Игры-упражнения,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: