Часть 1. Эмоциональный блок

РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ

Центральной задачей этой части программы является фор­мирование у детей эмоциональной децентрации. Согласно Г. М. Бреславу (1990) под эмоциональной децентрацией понима­ется способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, - желания и интересы других людей. При нормальном ходе формирования личности эта способность по­является к концу дошкольного возраста. Нарушения в ее форми­ровании могут приводить, прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.

Помимо центральной задачи, внутри данной программы не­обходимо выделить дополнительную, но не менее значимую задачу — профилактику психосоматических заболеваний. Психо­соматические заболевания в XX веке заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмо­циональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания.

Естественно, что нарастание психосоматических заболеваний населения вызывает интерес у врачей и психологов к причинам, вызывающим эти заболевания. В последнее время широкое рас­пространение получила концепция существования комплекса личностных характеристик, являющихся предпосылкой появле­ния психосоматических заболеваний. К ним прежде всего можно отнести слабую дифференцированность эмоциональной сферы (то есть неспособность распознать и описать свои эмоции и эмо­ции других людей); недостаточную рефлексивность, а также (запрет на внешнее проявление негативных эмоций (страх, гнев и т. д.). Мы полагаем, что для того, чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать их внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание.

Прежде чем перейти к рассмотрению этой части программы, определим ее центральное понятие — понятие эмоций. Имеется широкий диапазон научных точек зрения на природу и значение эмоций. Мы же будем опираться на теорию фундаментальных эмоций К. Е. Изарда (1980), согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а так же как личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию. Изардом выделяются десять фундаментальных (базовых) эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешний выражениям этих переживаний. Мы полагаем, что знакомству детей с фундаментальными эмоциями должно стать содержаний ем первого этапа работы с эмоциями. Всего же мы выделяем четыре этапа работы, продолжительность которых определяется возрастом детей — чем младше дети, тем больше времени тре­буется на прохождение этапов. Первый этап обычно бывает бо­лее продолжительным.

Рассмотрим подробно каждый из выделенных этапов.

Этап 1.

Знакомство детей с некоторыми базовыми эмоциями

Учитывая возрастные возможности детей, предлагается ограничивать знакомство детей со следующими базовыми эмоциями: радость, обида, гнев, страх, стыд, интерес... При этом; необходимо отметить следующее. Уже четырех-пятилетним детям знакомы слова «чувство», «чувствовать», поэтому, чтобы не загружать детей терминологией, представляется разумным вместо термина «эмоции» употреблять в работе с детьми слово «чувство». Чтобы облегчить подготовку ведущего к занятиям, представляется разумным определить общую логику знакомства детей с каждым чувством. Условно в любой теме (то есть при изучении каждого чувства) можно выделить определенную последовательность шагов.

Шаг 1.

Первичное знакомство с чувством

1. Работа начинается с рассказа или чтения ведущим эпизода из сказки или рассказа, в котором герой испытывает какое-то оп­ределенное чувство (радость, обида и др.). Детям предлагается («угадать», что чувствует герой сказки в той или иной ситуации, а затем вспомнить эпизоды из других сказок или рассказов, когда герой испытывает то же чувство. Например, при работе с радос­тью можно вспомнить эпизод из мультфильма «А просто так»:

«Гулял по лесу пес. Вдруг навстречу ему идет лисенок с ог­ромным букетом цветов и поет песенку. Увидел лисенок песика, подошел к нему и подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка: "А за что?"

- Да просто так, — ответил лисенок и побежал дальше. По­стоял, постоял песик и тоже побежал по лесу».

2. Далее ведущий говорит детям, что они, наверное, тоже иногда испытывают это чувство, и предлагает им закончить предложение: «Радость (обида, страх и др.) — это когда...»

Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность высказать­ся столько раз, сколько захочет, при этом можно использовать диктофон, то есть поиграть в «интервью». Детям это очень нравится, и они стараются говорить побольше. Иногда это задание настолько заинтересовывает детей, что они все занятие посвя­щают только им.

Кроме того, слушая детей, можно многое понять про них, по­этому хорошо, если имеется возможность записать и сохранить детские высказывания.

3. Далее ведущий говорит детям, что другие люди тоже испы­тывают чувство радости (обиды и др.). И дети с большим интере­сом заканчивают предложение «Для мамы радость (обида
и др.) — это когда...», а затем — «Для учительницы (воспитатель­ницы) радость — это когда...».

Здесь необходимо заметить, что если детские высказывания записывались на диктофон, то с ними необходимо обращаться очень осторожно, далеко не всегда их можно давать прослушать родителям или учителям, так как дети иногда могут быть доста­точно откровенны.

4. После работы с неоконченными предложениями ведущий просит детей выполнить рисунок на тему «Радость» («Обида» и др.). Затем, в зависимости от возраста, или проводится выс­тавка рисунков (младшие дети), или выслушивается рассказ каж­дого ребенка о своем рисунке (более старшие дети). Рисунки в конце занятия наклеиваются в групповой альбом. Старшие дети заводят индивидуальные альбомы для занятий по программе и все рисунки и записи выполняют в нем.

5. Работу с рисунками можно продолжить. Например, можно предложить детям представить себе, что они — посетители в кар­тинной галерее и рассматривают рисунки — свои и других детей. Каждого ребенка можно попросить присмотреться к своему рисунку и с позиции посетителя сформулировать три вопроса автору — о том, что заинтересовало его в этом рисунке. Вопросы имеет смысл записать. Эта работа может оказаться весьма диагностичной, так как, задавая вопросы себе, дети выделяют тем самым наиболее значимые для себя детали. Например, ребенок с трудностями в общении на рисунке «Радость» изобразил корич­невый корабль в синем море и задал себе вопрос: «Почему ты не нарисовал человека?»

6. Для старших детей знакомство с чувствами можно продол­жить игрой в ассоциации. Дети по очереди придумывают, каким цветком могла бы быть радость (обида и др.), каким животным,
каким запахом, каким звуком... С помощью этой игры можно по­казать детям, что чувства каждого человека уникальны и каждый имеет право чувствовать по-своему.

7. Кроме того, можно обратиться к работе с ранними воспо­минаниями. Ранним воспоминаниям, то есть воспоминаниям о событиях, которые случились с человеком до восьми лет, особое значение придавал А. Адлер. Он рассматривал их как проектив­ную технику, полагая, что «...ранние воспоминания — средства поддержания и сохранения жизненного стиля». Мы не считаем возможным работать в детской группе в соответствии с класси­ческой методикой Адлера, но, признавая значимость ранних вос­поминаний человека, предлагаем следующее. Ведущий читает в группе тот или иной текст, сказав детям, что это воспоминания ребенка о том, как он был маленьким. Затем детей просят дога­даться, какое чувство испытывал автор воспоминаний. Хорошо, если кто-то захочет поделиться своими собственными воспоми­наниями. Ведущему необходимо сделать так, чтобы чувства или поступки героев воспоминаний не обсуждались и не осуждались. Приведем пример ранних воспоминаний, который можно прочи­тать группе. Эти воспоминания ребенка интересны тем, что в них представлено такое широко распространенное явление, как рев­ность между сиблингами (детьми одних родителей).

«Ранним утром мама будит меня и говорит, что пора собирать­ся в садик и быстро, потому что мы опаздываем. Теперь мы всегда опаздываем, и мама всегда кричит на меня, она меня больше не любит, потому что любит своего нового ребеночка — моего брата. Она говорит, что я должна любить его и учиться быть самостоя­тельной. Но я не хочу любить его. Без брата мне было лучше, мама и папа все время были только со мной. Я одеваюсь очень быстро, умываюсь и стараюсь не крутиться у мамы под ногами. Я хочу, что­бы она увидела, как я стараюсь быть самостоятельной девочкой, но она, кажется, этого не замечает. Я стараюсь еще больше — на­чинаю поливать цветочки на кухне, чтобы мама меня похвалила. Она меня всегда хвалила за это. Но маме некогдаона меняет пеленки этому несносному брату. Мне обидно — она хвалит его и гладит по голове, хотя он плохой: все время пищит, не дает спать. Мама любит его, а меня — нет. Наконец она укладывает его в кро­ватку и идет одеваться. Сейчас я покажу ей, какой он плохой, и она будет любить меня. Я беру леечку, из которой поливала цветы на кухне, тихонько подхожу к кровати брата и выливаю воду на его сухие и чистые пеленки. Вода, наверно, холодная, он орет. Вбега­ет испуганная мама. Я говорю ей: "Смотри, он опять мокрый. Он плохой, поругай его". Мама подходит ближе и видит, что ребенок мокрый весь ~ с ног до головы. Я стою рядом с кроваткой и жду, что мама будет наказывать брата и хвалить меня. Но она отталки­вает меня и кричит, что я плохая, злая девочка и что она не любит меня. Я понимаю, что она догадалась о моей проделке, и убегаю, получая вдогонку звонкий шлепок. Я реву, но не оттого, что мне больно, а потому, что мне обидно. Меня никто не любит. Наконец брат снова перепеленут, мама успокоилась и ведет меня в садик. Она идет очень быстро и держит меня за руку так крепко, что мне больно. Я было начинаю хныкать. Но это бесполезно — меня еще не простили. Я отчаиваюсь помириться и мрачно топаю рядом с ней. Но ничего. Одна мысль утешает меня: сегодня вечером меня из садика заберег бабушка, и я поеду к ней в гости с ночевкой. Бабушка любит меня, она все время меня балует, у нее в доме очень много интересных вещей. Мне не запрещается даже лезть во все шкафы и в комод просто такпосмотреть. Еще у бабушки всегда очень хорошо пахнет. Вспомнив об этом, я чувствую облегчение. Я вздыхаю и продолжаю путь в садик».

Необходимо особо остановиться на обсуждении чувства стра­ха. При неосторожной работе ведущего существует опасность порождения страхов или закрепление ранее существующих страхов у детей. Поэтому предварительно следует вспомнить страхи, характерные для данного возраста: это страх смерти у старших дошкольников и социальные страхи (сделать что-либо не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам) — у младших школьников. А затем следует уделять на занятиях им особое внимание, помня, что страх смерти обычно принимает формы страха боли (уколов, болезней, врачей), страха сверхъе­стественных существ (призраков, монстров и т. п.), страха пре­смыкающихся и хищных животных (змеи, тигра, волка). Каким образом это можно сделать?

1. Для начала можно поработать с чувством страха, подчер­кивая его нормальность и даже необходимость в некоторых си­туациях. Часто только лишь понимание ребенком того, что он не одинок в своих переживаниях и что его чувства принимаются ок­ружающими, уже оказывает терапевтическое воздействие. Такое понимание особенно необходимо мальчикам, так как проявление страхов обычно обрекает их на осуждение и насмешки окружаю­щих. Далее можно показать детям заранее подготовленные дет­ские рисунки на тему «Страх» (естественно, это должны быть рисунки незнакомых детей) и предложить «догадаться» о содер­жании страхов, а затем подумать, как можно было бы помочь в разных ситуациях. Конечно, старшие дошкольники и младшие школьники не могут придумать конструктивных способов помо­щи, но это и не требуется. Главное — дать им возможность побы­вать в роли помогающих, а значит, сильных.

2. Затем можно предложить детям упражнения «Парикмахер­ская» и «Больница», основанные на принципе отвлекающей пси­ходрамы. Сначала ведущий просит детей закрыть глаза и представить какое-либо страшное существо, которого обычно боятся все дети, а потом нарисовать его. Затем в первом вари­анте («Парикмахерская») ведущий сообщает, что это существо — девушка, которая собирается выйти замуж. И конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую при­ческу, макияж и т. д. Детям предлагается выступить в роли парикмахера и украсить свою «девушку» как можно лучше (подкрасить глаза, брови, губы, надеть серьги и др.). (Подробное описание упражнений — см. психологические игры и упражнения)

Во втором варианте («Больница») ведущий сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Детям надо нарисовать на лице «существа» страдание (слезы, повязку и т. п.). Оно очень боится идти к врачу. Детям предлагается пре­вратиться в добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить «существо» и нарисовать на его лице выраже­ние радости (можно это сделать на другом рисунке).

Столь же актуальной для детей является работа с чувством гнева. Для старших дошкольников и младших школьников обыч­но характерно подавление своего гнева в отношении взрослых (а часто и вытеснение его в бессознательное) и открытое прояв­ление в социально неприемлемых формах (драки, обзывание, насмешки) в отношении сверстников. Большинство детей не владеют конструктивными формами проявления гнева. Поэтому после изучения гнева по общей схеме можно последовательно предлагать детям рассказы, в которых депривируется право на уважение ребенка со стороны мамы, папы, учителя, сверстников (эти ситуации могут вызывать у детей чувство гнева), и затем об­суждать, что ИМЕЛ ПРАВО сделать ребенок в этих случаях (имен­но ИМЕЛ ПРАВО, а не ДОЛЖЕН).

Приведем примеры рассказов.

«Шел урок математики. Дети делали чертеж к задаче. Витя немного ошибся, хотел стереть, но оказалось, что он забыл дома ластик. Витя повернулся назад к Тане за ластиком, но тут на него обратила внимание учительница Нина Ивановна. Она очень рас­сердилась на Витю, накричала на него и написала в дневник за­мечание. Витя может...»

«Катя вернулась из школы и, как всегда, побежала к своему лю­бимому хомячку Тишке, но не нашла его. «А я его выбросила, — пояснила мама, — он мне надоел. Пахнет плохо». Катя может...»

«Коля вошел в класс после перемены, но тут на него почему-то налетел Сережа, стукнул его, правда, не больно, и обозвал ду­раком. Коля может...»

Внутри этой темы хорошо бы поработать с отношением де­тей к наказаниям их родителями — физическим (битье, стояние в углу) или нефизическим (запрет каких-либо игр, просмотра те­левизора, брань).

Психологами показано, что большинство детей младшего школьного возраста (75%) не только принимают наказания роди­телей, причем даже физические, считая их заслуженными, но и считают, что «дети заслужили их и после наказания исправятся».

Приведем примеры из сочинений детей на тему «Папа отлупил своего ребенка»: «Папа отвел Аню в комнату и отлупил. После этого она стала еще лучше»; «Папа побил его. Но он потом больше не получал замечаний, и папа был доволен»; «Меня поби­ли, но на следующий день я закрыл двойку и стал учиться на пять с плюсом».

Более того, дети усваивают родительские модели поведения и в будущем предполагают применять их к своим собственным детям.

Поэтому мы считаем очень важным обсуждение отношения детей к наказаниям взрослых, которое должно проводиться ве­дущим с большой осторожностью — без перехода на разговор о реальных родителях детей и реальных наказаниях. Такое обсуж­дение можно начать, попросив детям закончить предложения» «Если ребенок сделал плохое, то можно...», «Когда мой друг про­винится, то его родители...», «Когда я вырасту, и мои дети буду плохо себя вести, я...»

При изучении чувства обиды также необходимо учитывать некоторые детали. Здесь нужно подчеркнуть право детей на пе­реживание обиды, а затем обучить конструктивным способам работы с этим чувством. Это можно сделать с помощью, напри­мер, следующей сказки.

«Жили два брата лисенкастарший и младший. Друзья так их и называли: старший лисенок и младший лисенок. Вот однаж­ды пришел к лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу ; они помогли старушке нести из магазина сумки и опоздали на урок, а учительница поставила им в дневники "2". Обиделись на нее лисята, но по-разному. Старший лисенок старался не пока­зывать виду, что обиделся, а младшийвесь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы усталой и, не разобравшись, надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше дулся. А к вечеру у лисят от обиды поднялась температу­ра. Забеспокоились родители, вызвали доктора. А доктор, как и вы, изучал в детстве психологию и поэтому быстро разобрался, что дело в обиде, и дал лисятам такой совет: если обиделся, не надо долго терпеть обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, и обида растает тогда сама собой, как мороженое тает в жаркий день. Тогда рассказали лисята о своей обиде маме, а утромсвоей учительнице. Извинились перед лисятами взрос­лые. А лисята с тех пор твердо запомнили правило: "Ты обиду не держи, поскорее расскажи"».

На данном этапе изучения чувств можно также использовать следующие игры-упражнения.

Упражнение «Салют». Детям предлагается выбрать по сво­ему вкусу несколько цветных листов бумаги, затем в течение 5 минут мелко нарезать их, подготовив таким образом материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки — изображает свой салют, а остальные ему хлопа­ют. Обсуждается, какой салют оказался самым красивым и поче­му. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.

Упражнение «Дождик». Дети получают по листу белой бу­маги, и им предлагается мелко нарезать эту бумагу, подготовив материал для дождика. Затем дети по очереди подбрасывают вверх свои «капельки», стараясь «намочить» как можно больше окружающих. В конце игры определяется победитель. Затем об­суждается, какие чувства испытывают дети, когда они попадают под дождь (моросящий, ливень и т. п.).

Упражнение «Снег». Выполняется аналогично предыдуще­му, только в качестве материала используются белые бумажные салфетки без рисунков.

Упражнение «Животные». Для выполнения этого упражне­ния потребуется набор маленьких пластмассовых животных — диких и домашних. Ведущий расставляет животных на столе. За­тем он называет то или иное чувство и просит детей выбрать жи­вотное, которое ассоциируется с данным чувством, взять это животное в руки и по возможности объяснить свой выбор.

Упражнение «Кукольный домик». Для выполнения этого уп­ражнения потребуется набор маленькой игрушечной мебели. Ве­дущий заранее размещает эту мебель в небольшой мелкой коробке — «домике», так, чтобы выделялись комната со столом и спальным местом, кухня, ванная, туалет. Упражнение выполняет­ся аналогично предыдущему. Ведущий задает чувство, а дети придумывают, в каком месте домика живет такое чувство, и объяс­няют свой выбор.

Упражнение «Пальцы». Детям предлагается пощупать паль­чиками различные поверхности: веточки от елки, кусочки наждачной и глянцевой бумаги, бархата и т. д., а после этого назвать чувство, которое было вызвано каждым из соприкосновений.

Упражнение «Мусорное ведро». Ведущий ставит на сере­дину класса небольшое ведерко и предлагает детям порассуж­дать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь так же и с чувствами — у каждого из нас скапливаются чувства, часто ненужные и бесполезные. И некоторые любят копить свои чув­ства, например, обиды или же страхи. Далее детям предлагается выбросить старые ненужные обиду, гнев, страх в мусорное вед­ро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: «Я обижаюсь на...», «Я злюсь на...», «я боюсь...», затем сворачивают их комочками, выбрасы­вают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусор­ный ящик. Это упражнение необходимо повторить несколько раз с небольшим интервалом.

Шаг 2.

Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств

1. Работа начинается с предъявления детям одного, а лучше нескольких изображений человека, испытывающего конкретное чувство (см. Приложение, рис. 15-20).

Детям предлагается понаблюдать за мимическим выражени­ем того или иного чувства, а затем дается задание дома подо­брать картинки, подходящие к данному чувству. На следующем занятии эти картинки обсуждаются в группе и наклеиваются в групповой альбом.

2. Далее детям предлагается по очереди показать данное чув­ство лицом, телом, дыханием. Можно провести конкурс на самое похожее изображение чувства (самую радостную радость, самый интересный интерес и т. п.).

Когда дети познакомятся более чем с двумя чувствами, мож­но включать в занятия игры на проявление и распознавание раз личных чувств. Для этого обычно используются модификации известных детских игр. Приведем примеры:

Игра «Море волнуется». Водящий (а на первых порах это ве­дущий группы) начинает так: «Море волнуется раз, море волну­ется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яр­кую фигуру.

Игра «Волны». Для выполнения этого упражнения потребу­ются две голубые атласные ленты длиной в 1-1,5 метра. Веду­щий называет детям по очереди то или иное чувство, предлагает попробовать превратиться в морские волны и с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха» и др. Со старшими детьми можно обсудить, какими средствами они при этом пользовались.

Игра «Театр». Детям предлагается представить себя актера­ми и показать заданное чувство только ртом, или только глаза­ми, или рукой (спиной, посадкой и т. п.). Ведущий помогает детям, закрывая листом бумаги лицо или его части, чтобы исключить узнавание чувства по мимике ребенка-актера.

Игра «Художники». Для выполнения этого упражнения по­требуются театральный грим и две большие пластмассовые кук­лы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гримирует свою куклу. За­тем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено дру­гой группой.

Игра «Скульпторы». Для выполнения этого упражнения по­требуются тонкие сухие веточки и немного пластилина. Детям предлагается представить себя скульпторами и, загадав чувство, создать соответствующую скульптуру. Например, скульптуру «Гнев» или скульптуру «Радость».

Игра «Маски». Для выполнения этого упражнения нужны од­ноцветные бумажные салфетки. Салфетки складываются вдвое, а затем дети выщипывают отверстия так, чтобы получились мас­ки, выражающие то или иное чувство, и озвучивают его.

Игра «Попугай». Ведущий произносит короткое предложе­ние, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было за­гадано.

Игра «Покажи дневник маме». Из числа участников выби­раются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и

показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети дог дались, какую оценку получил «ученик».

Игра «Шурум-бурум». Водящему предлагается загадать чувство, а затем только интонацией, отвернувшись от круга и произнося лишь слова «шурум-бурум», показать детям это чувстве

Игра «Живые руки». Стулья ставятся в два ряда так, чтоб расстояние между ними было около 40см. Дети рассаживаются на стулья, затем им завязывают глаза. Ведущий шепчет на v детям из одного ряда какое-нибудь чувство, они руками передают его партнерам. Побеждают те пары, которые сумели переда! принять чувство и узнать его.

3. В сильных классах можно также предложить детям сочр нить сказки о каком-либо чувстве или же о встрече двух либо трех чувств.

Этап 2.

Обучение пониманию относительности в оценке чувства

1. Работа начинается с беседы о том, что один и тот же ребе­нок в одно время может совершать плохие поступки, а в дру­гое — замечательные; например, ребенок на уроке вертелся и не слушал учителя, а дома очень помог бабушке. Один и тот же человек когда-то может мешать другим людям, а когда-то по­могать, когда-то казаться очень красивым, а в какие-то минуты безобразным.

То же самое характерно и для чувств — они могут помогать' человеку, а в другой ситуации способны и помешать ему.

Детям предлагается придумать ситуации, в которых изучае­мое чувство:

- мешает окружающим или помогает;

- выглядит прекрасным или безобразным.

2. Далее дети делят лист бумаги на две части и рисуют то или иное чувство в двух ситуациях: позитивной и негативной. После работы с каждым чувством делается вывод о том, что не бывает плохих или хороших чувств. Но любое чувство может быть полез­ным человеку и окружающим его людям, а может и вредить им. В дальнейшем ведущему необходимо следить за тем, чтобы дети не употребляли сочетания «плохие или хорошие чувства», под­черкивать их относительность.

3. Для закрепления понимания детьми относительности чувств ведущий может рассказать (а с более старшими детьми и разыграть) одну или несколько сказок или рассказов, иллюстри­рующих эту мысль. Приведем примеры таких рассказов.

Относительность страха. В одном большом городе, в доме на первом этаже жила семья: папа, мама и двое детейМиша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша в школу. Они были близнецы, поэтому учились в одном классе и сидели за одной партой. Папа и мама очень любили своих детей и гор­дились ими, но одно их огорчалооба ребенка очень всего боя­лись: боялись темноты, боялись волка, боялись оставаться одни дома.

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игру­шечный пистолет, который, несмотря на то, что был игрушечным, очень громко стрелял. А Маша — саблю из Мишиного рыцарско­го набора. Засыпая в своих кроватках, они долго крутились, при­слушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз вздыхала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали ненадолго на вокзал встречать бабушку. Вскоре в коридоре, а за­тем в кухне послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. «Может быть, второпях они забыли закрыть дверь?» — про­шептал сестре Миша. Дети тихонько приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущен­ным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, велосипеды и за­лезли под Машину кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой, а бабушка? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?» Дети зат­ряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. «Я испугаю ее»,сказал Миша. «А я побью ее», — сказала Маша. Дети разобрали завал около две­ри и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша зас­тучала саблей по стене, потом по батарее. «Пошла вон!» — закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их двери бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались, «Мы гордимся такими детьми! Но как же вам удалось про­гнать такую страшную собаку?» — спросили они. А дети отвечали «Мы просто очень боялись за вас».

Относительность радости. В одном городе жила семы папа, мама и двое детей — Леша и Аня. Дети любили, когда родители им что-нибудь покупали, и очень этому радовались. И родители старались порадовать детей, часто покупали сладости и игрушки: куклу Барби и домик для нее — Ане; набор шерифа, гоночные машины, видеоприставку «Денди»для Леши. И вот наступил день, когда комната Ани и Леши заполнилась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигаться. «Вот вам последние игрушки, — сказал папа, вручая и к автомобиль для Барби и конструктор Леше.Теперь у вас все, есть, играйте и радуйтесь». Но когда дети вновь рассмотрели новые игрушки, им стало скучновато. «С кем бы поиграть?» подумали они и побежали на улицу. Аня первая нашла около горки группу девочек. «Пойдемте ко мне,позвала она, — у меня есть дом для Барби со светом». «Извини, нам некогда, — ото­звались девочки. — В соседнем подвале кутята, мы идем их кор­мить». Леша подошел к мальчишкам: «Пошли ко мне, у меня...», «После, после! — крикнули они. — Мы сейчас змеев запуска! будем, только что сделали».

Аня с Лешей прошли по всему двору. Но кто-то играл в прят­ки, кто-то в футбол, кто-то выгуливал собаку, а кто-то украдкой выводил пальцем на пыльном крыле автомашины узоры. Играть с Аней и Лешей никто не захотел. Никто не пришел к ним и следующий день и через день. Дети загрустили так, что маме обеспокоилась и повела их к врачу. «Здоровы», — утешил врач.

Неизвестно, чем бы закончился наш рассказ, если бы неожиданно не приехала бабушка Даша. «В деревню, немедленно в де­ревню!»воскликнула бабушка, увидев грустные глаза внуков.

Игрушки в деревню баба Даша взять не разрешила, но и без них там было ой как весело! Аня больше всего полюбила поли­вать огород, потому что можно было лить воду не только на огур­цы, но и на ноги, на землю, делать в земле «грязьку» и топать по ней босыми ногами. Леша всякий раз радостно срывался с мес­та, услышав квохтанье курицы. «Снесла!» — вопил он, держа в ру­ках еще теплое яйцо. И обоим нравилось ловить в пруду головастиков, засовывать их в бутылку, а потом выпускать их об­ратно в пруд. А вечером они всегда смотрели на звезды.

Через месяц навестить детей приехали папа и мама. «Какие вы у нас веселые стали!удивились они. — Спасибо, бабушка, что ты с ними сделала?» «Это я благодарить должна, — ответила бабушка. — Такие дети замечательные! И с огородом помогали, и с курами, и с козой. Мне бы самой не справиться». «Что ты, ба­бушка, — не согласилась Аня,за что тебе нас благодарить?» А Леша добавил: «Когда человек может сделать что-то своими руками — это большая радость».

Этап 3.

Обучение конструктивному разрешению конфликтов

Шаг 1.

Обучение детей умению владеть своими чувствами

Работа начинается с рассказа ведущего о том, что у каждого дома есть свой хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит свое­му хозяину. Если хозяин неряха, то в доме беспорядок, вещи раз­бросаны где попало, хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один че­ловек может быть хорошим хозяином своих чувств, может управ­лять и распоряжаться ими. Другой человек — не хозяин своим чувствам. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжать­ся этим человеком и доставлять ему много хлопот.

Ведущий читает детям следующий рассказ:

«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как- то раз на уроке русского языка он вдруг сообразил, что в пос­ледней драке он упал, потому что это Вовка ему подножку под­ставил. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. "Но почему?удивился То­лик. — Я ведь его справедливо ударил".

А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи давали, и так Толику стало радостно, что стал он хохотать на всю столовую, да еще соседку Аньку щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему? ведь просто весело было!

А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по фи культуре. Радостный прибежал домой, да так громко закричал "Ура, мама, хвали меня!", что младшая сестренка — она была ей груднаяпроснулась и заплакала. А мама застыдила его. «Но почему? — грустно подумал Толик. — Я ничего не понимаю"».

Детям предлагается обсудить рассказ. Желательно подвес детей к выводу о том, что беда Толика в том, что он не был хозяином своих чувств, а затем привести свои примеры из жизни литературных произведений, когда неумение владеть своими чувствами мешает и самому человеку, и окружающим, может привести к серьезным конфликтам. Необходимо, чтобы в результате беседы дети изъявили желание научиться владеть своими чувствами, быть их хозяевами.

Далее необходимо показать детям некоторые простейшие способы владения своими чувствами. Это можно сделать, рассказав им такую сказку:

«В одной семье жили три сына: двое умных, а третий дурак. Двое работали, и денег подкопить сумели, так что собирали вскоре жениться и невест присматривали. А третий, Иван, как уже говорили, был дурак дураком, битым столько раз на день бывал, что и не сосчитаешь. То всей округе расскажет, на как девушек братья глаз положили. "Да ведь людям интересно, если спрашивают", — оправдывается он потом. То в драку влезет. Как услышит, кто резкое слово скажет, так скорее кулаком учить его начинает. "Чтобы неповадно было",оправдывается потом Иван. То хозяйству урон нанесет. Попросят его братья помочь чем-нибудь: лошадь запрячь или такую малость, как яйца куриные с гнезд собрать, — так Иван и рад помочь, мигом с места срывается, либо что-нибудь второпях не так сделает, либо разобьет, либо сам упадетлечи его потом. "Так я же скорее хотел сделать", оправдывается.

И вот надоело Ивану битым быть, и пошел он в лес куда глаза глядят. Шел он, шел и устал, сел на пенек, ногами болтает. Глядь, откуда ни возьмись старушонка с гриб величиной, а глаза у н большие и добрые. "Знаю, знаю про беду твою,говорит ему старушонка,не можешь сдержать ты ни радость, ни гнев, ни усердие, нет у тебя крепких запоров, чтобы чувства твои из тебя не выскакивали, когда это не надобно." "Правильно ты говоришь, бабушка, — отвечает Иван, —радость тут же на язык скачет, а гнев кулаки чесать начинает, да так, что невтерпеж становится". "По­могу я тебе,молвит старушонка,слушай внимательно. Дам й тебе три совета...

Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обе­ими ногами на Мать-Сыру Землю. Встань и пяткой, и всеми паль­цами, чтобы Земля силу дала.

Второйкогда землю почувствовал, осмотрись вокруг и, пока что-нибудь маленькое не найдешьмуравья, комара, муху ли какую или цветочек махонький, чувство наружу не выпускай,

А третийэто вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихо­нечко выдохни, чтобы ты сам своего выдоха не услышал.

И когда три мои совета выполнишь, то сразу поймешьнадо ли сейчас смеяться или плакать, кулаками махать или спокойный разговор повести". Сказала так старушонка и исчезла.

Огорчился Иван, что не все он понял, хотел еще спросить-порасспросить, но потом встал на ноги крепко, рассмотрел бо­жью коровку, которая на травинку лезла, вдохнул полной грудью, и захотелось ему домой вернуться. "Братья уж волнуются, меня ищут",подумал он. И зашагал Иван домой. Но три совета старушонкиных всю жизнь помнил и им следовал. А звать его с тех пор стали уважительно — Иваном Ивановичем. А когда женился и детишки у него пошли, наказал детишкам советам этим сле­довать».

Сказку обсуждать не нужно. Но необходимо научить детей вы­полнению трех советов старушки. И затем возвращаться к ним как можно чаще на последующих занятиях. Можно также поде­литься советами с учителем и воспитателем и попросить их на­поминать эти советы детям и периодически выполнять, используя их в качестве «минутки расслабления».

Для тренировки умения владеть своими чувствами можно предлагать детям следующие упражнения:

Упражнение «Хочукалки». Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям пред­лагается угадать букву (а угадывают они обычно все), но не кри­чать тут же правильный ответ (хотя очень хочется), а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

Упражнение «Щекоталки». Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая; десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.

Упражнение «А-а-ах». Ведущий кладет руку на стол, а детивсе вместе начинают тихо произносить звук «а». Ведущий медленно поднимает руку, дети при этом постепенно усиливают громкость звука. Когда рука достигнет вертикального положена упражнение завершается громким совместным «ах» и дети мгновенно замолкают.

Упражнение «Я очень хороший». Описание упражнений см. Часть 1 Психологические игры и упражнения.

Упражнение «Кричалки». Ведущий вслух читает тексты разнообразных нелепиц, небылиц, перевертышей из русского фольклора, при этом он совершает некоторые движения (постукивания, похлопывания, притопывания). Дети вслед за ведущие повторяют его движения и слова — все громче и громче, в kohi все дружно кричат их.

Упражнение «Шепталки». Это упражнение является вариантом предыдущего, только текст все вместе говорят все тише-тише, а в самом конце — шепчут.

Шаг 2.

Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека

1. Детей нужно подвести к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может быть причиной конфликтов. Для этого им читают следующие рассказы:

«Миша рос очень высоким и добрым мальчиком, но, к сожалению, он часто трусил. И вот пришло время ему идти в детски сад, так как бабушка его уехала в другой город. Не хотел идти Миша в детский сад, боялся, что ребята обижать его будут. Может быть, поэтому, когда он вошел первый раз в группу, показалось ему, что ребята как- то странно на него смотрят и сейчас бить будут. Сжал он кулаки, приготовился обороняться. А ребята видят: вошел высоченный мальчишка со сжатыми кулаками, драться хочет. Собрались они все вместе и отлупили Мишу».

После чтения рассказа детям предлагается подумать, что чув­ствовали в этой ситуации Миша и что ребята, обсуждается, поче­му произошла ссора и как ее можно было избежать. Обращается внимание на то, как легко ошибиться в определении состояния другого человека.

«Оставшись как-то раз одна дома, Маша решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Маша, забилась в уго­лок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: "Ни стыда у тебя, ни со­вести, Маша! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа". Расплакалась тут Маша. А мама еще больше рассердилась: "Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!"»

Детям предлагается найти ошибки мамы и Маши в понима­нии друг друга, подумать, как им лучше было бы поступить в этой ситуации, придумать хорошее окончание к этому рассказу.

Конечно, было бы очень хорошо, если бы в конце работы дети захотели научиться понимать чувства других людей.

2. Такое обучение можно начинать с предъявления детям си­туаций, близких их жизненному опыту, с предложением «угадать» чувства героев. Героями ситуаций должны быть как сверстники, так и взрослые. Приведем примерные ситуации:

«Когда ребенок упал и разбил коленку, он чувствует..., его мама чувствует...»

«Когда ребенок получил плохую оценку, он чувствует..., его мама чувствует..., учительница чувствует...»

«Когда ребята не хотят с малышом играть, он чувствует...»

«Когда девочка ложится спать, она чувствует...»

Далее детям предлагается следующая игра.

Игра «Встань на его (ее) место». Ведущий задает ситуации, 8 которых один из героев необоснованно обижает другого. При­ведем примеры таких ситуаций:

А. Миша пришел в школу нарядный и радостныйу него се­годня день рождения. При входе в класс он нечаянно задел лок­тем Васю. Вася же так рассердился, что толкнул Мишу на пол. Миша упал, ударился и порвал нарядную рубашку.

Б. Сегодня не задали уроков, и Лена решила помочь маме: после школы забежать в магазин и купить хлеба на деньги, кото­рые скопила от завтраков. «Вот мама обрадуется», — мечтала она. Правда, в магазине рядом со школой не было свежего хлеба и ей пришлось пойти в дальний, поэтому, когда Лена подои к своему дому, мама уже стояла у дверей с ремнем в руках. А где же это, негодница, пропадала? Марш домой! Вот придет отец он тебе добавит!»кричала мама. И Лена горько заплакала.

В. На уроке математики дети делали чертеж к задаче. Caша полез в пенал за линейкой, но тут вспомнил, что на перемене Коля его линейкой запускал бумажные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко повернулся к Коле за линейкой, учительница Ирина Петровна заметила этой закричала: «Немедленно повернись! Учебные принадлежности надо самому носить, а не соседям мешать. Дневник на стол!». И Коля сидел, еле сдерживая слезы.

Для каждой ситуации выбирается водящий — он играет роль обижаемого ребенка или взрослого. В центре круга ставится пустой стул — для обидчика. Дети по очереди садятся на этот стул от первого лица (я — Вася, я — мама, я — учительница Ирина Петровна) рассказывают о чувствах обидчика таким образом, чтобы объяснить причину своих действий. Игра заканчивается на том участнике, который так представит свои чувства, что водящий — оби­женный — перестанет обижаться и сообщит об этом группе.

Например:

A. ЯВася. Вчера вечером я долго смотрел кино и сегодня не выспался. Мама накричала на меня, потому что я не хотел вставать. Сестренка съела мой пирожок, пока я мылся. А еще я дома забыл тетрадь по русскому языку, получу двойку обязательно, по­этому я тебя и толкнул, Миша.

Б. Я — мама. Я очень ждала тебя из школы, Лена. Подогрела борщ, испекла твои любимые булочки. Но тебя долго не было. Сначала я смотрела в окно. Дети все прошли. Потом ходила по квартире, не зная, куда деть себя. А потом уже не смогла терпеть и выскочила на улицу. И поэтому я обидела тебя, Лена.

B. Я — учительница Ирина Петровна. Сегодня утром заболела моя дочка, у нее сильно повысилась температура. Я оставила ее с бабушкой и все время думаю о ней. Волнуюсь. И поэтому обидела тебя, Саша.

Хорошо, если обидчик сможет еще и извиниться. Здесь сле­дует быть очень осторожным, чтобы извинение не было фор­мальным. Более старшим детям можно предложить следующую игру.

Игра «Угадай, кто я?». Ведущий тихонько называет водяще­му имя одного из участников группы и дотрагивается до него «вол­шебной палочкой», «превращая» водящего в этого участника. Далее дети задают водящему вопросы, касающиеся его вкусов, увлечений, например: «Какой цвет ты любишь?», «Кто твой люби­мый писатель?» А водящий старается отвечать на них, как будто действительно «превращен». Детям необходимо догадаться, в кого «превращен» водящий.

Шаг 3.

Обучение детей принятию на себя ответственности за свои чувства

1. Работа начинается с вопросов ведущего о том, что чувство­вали сегодня дети, когда проснулись, когда пошли в школу, когда сидели на разных уроках. Делается вывод, что чувства могут ме­няться в течение дня.

2. Встает вопрос: а как же изменить неприятные чувства, как сделать так, чтобы пропали обида, грусть, жалость к себе и т. д.? Чтобы на него ответить, детям читается сказка о еноте Теме.

«В одном лесу, на краю большой поляны, в глубокой и тем­ной норе жил-был енот по имени Тема. В этой норе он родился, в ней он и жил. Когда другие зверята прыгали и играли, греясь в ласковых лучах веселого солнца, Тема сидел в своей норе, за­копавшись в бурые прошлогодние листья, и думал. Думал Тема о солнце, о зеленой листве, о легком ветре. Думал о том, что все играют вместе, а он здесь один сидит в темноте... И стано­вилось еноту грустно и очень жалко себя, бедного и одинокого. Снова закапывался он в старые листья и закрывал глаза. Лучше уж сидеть здесь, чем вылезать наружу: мало ли что там может случиться! Да и привык наш енот к темноте. Страшно вылезти, страшно!'

Но однажды утром Тема проснулся и услышал громкое щебе­тание птиц, услышал ласковый шелест листвы. В нору заглянул тонкий золотистый лучик солнца и погладил темную шерстку ено­та. Тема принюхался. С поляны доносился запах цветов и трав. И тут Тема решился и осторожно высунул нос из норы. В глаза ему ударил яркий свет. А привыкнув к нему, Тема увидел, что на поляне идет игра: зайчонок, лисенок и волчонок бросали друг другу большой разноцветный мяч. Ах, как захотелось Теме соединиться к ним! Как захотелось потрогать этот прекрасный мяч, а может быть, даже поиграть с ним! Вот сейчас лисенок бросит его зайчонку, а зайчик заметит Тему, скромно выглядывающего из норы, и бросит мяч ему!

- Ну же, зайка, кидай мне! — крикнул волчонок. Зайчонок размахнулся и... И вдруг большой мяч с размаху ударил Тему по носу! Тема пугливо отпрянул и залез поглубже. Из самого темного угла он смотрел, как зайчонок подходит к его норе, подбирает мяч и идет к своим друзьям. Слезы потекли по щекам енота. Как больно ему было, как обидно!

"А я еще хотел с ними поиграть! Вон они какие — меня даже не заметили. Да еще мячом ударили! Наверное, они не хотят мет видеть. И правильно, зачем я им нужен, такой пугливый и неук­люжий... " Вытер Тема слезы и решил никогда больше не вылезать из норы.

Так прошло лето, потом осень и зима. А енот все сидел в своей норе. Только глубокой ночью вылезал он, чтобы пополнить запасы еды. А потом быстрее бежал обратнопрятаться от своего страха.

Но вот пригрело солнце, стал подтаивать снег. Наступила вес­на. Теперь с поляны часто доносился звон ручейка, пока еще тихий и неуверенный. И решил Тема устроить уборку — выбросить старые листья из норы. А мимо пролетала сорока. Видитвозле старой березы листья сами собой шевелятся. Подлетела она поближе и увидела Тему.

- Здравствуй, енот. Давно я тебя не видела. Пошли к ручью, там кораблики пускают.

- Правда?! — обрадовался Тема, но вспомнил прошлое лет и нахмурился.Нет, не пойду. Там меня всякий обидеть может. Мне и так хорошо.

- И совсем не хорошо тебе так!не унималась сорока. - Пошли, иначе ты просидишь в своей норе всю весну!

"Да я могу и всю жизнь в ней просидеть!" — испугался енот но решил вылезти, а там будь что будет.

И вот идет Тема, озираясь, к ручью. А там лисенок, волчонок и зайчонок сидят, кораблики из коры делают и по ручью пуска­ют. Испугался Тема, попятился. А лисенок его заметил и воскликнул:

- Эй, смотрите, это же настоящий енот! А почему мы тебя раньше не видели?

Рассказал им енот свою грустную историю. Удивились зве­рята, а зайка сказал:

- Так ты живешь у старой березы? А я-то думал всегда, что наш мяч о кочку споткнулся! Ты уж прости меня, Тема, за то, что я тебе по носу попал.

- Это вы меня простите, — сказал Тема,я думал, вы со мной играть не хотите.

- Это мы-то не хотим?! — воскликнул волчонок. — Да нам как раз еще один помощник нужен! Смотри, сколько мы еще можем корабликов сделать! За работу!

Так у Темы появились верные друзья, и зверята были рады но­вому товарищу. А темная нора напрасно ждала енота целыми дня­ми, Тема приходил сюда только вечером, поправлял свою мягкую подушечку из золотистого сена и думал: "Какой же я молодец, что вышел тогда из норы!"»

Дети обсуждают сказку. В процессе обсуждения ведущий по­могает им понять, что Тема нашел в себе силы выйти из норы, то есть в первую очередь изменил себя. И это привело к изменению ситуации — у него появились друзья, появилась радость.

Этап 4. Итоговый

Завершением занятий по этой части программы (эмоциональ­ному блоку) должен стать праздник, на который приглашают ро­дителей. Подготовку праздника надо начинать заранее. Праздник может быть организован по-разному в зависимости от возраста детей. Например, для детей от семи лет подходит форма КВНа или «Разнобоя», когда класс делится на две команды, между ко­торыми организуется соревнование, включающее темы, изучен­ные в данном блоке. И здесь важно не только что-то вспомнить из занятий, повторить или же показать родителям, а именно со­здать ситуацию праздника, что необходимо для закрепления пройденного материала, для встраивания в него новых знаний, для будущего использования.

 

Часть 2. Когнитивный блок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow