Актуализация темного начала в персонаже

Вступительная беседа о персонаже — что он делает, когда он злой?

Разминка — детям предлагается побыть таким же, как пер­сонаж:

- мимическая разминка (надо поулыбаться, как..., посердить­ся, как...);

- телесная разминка (надо посидеть, как..., подвигаться, как);

- голосовая разминка (надо пошипеть, как..., поговорить как..., попеть, как..., покричать, как...);

- дыхательная разминка (надо подышать, как...);

- глазная разминка (надо посмотреть, как...);

- ручная разминка (надо подвигать рукой, как...).

Конкурс на изображение самого страшного персонажа.

Игровое взаимодействие с персонажем.

Актуализация светлого начала в персонаже

- Беседа с детьми о том, какие полезные свойства имеет тот или иной персонаж, что он делает, когда он добрый.

- Рисование персонажа добрым, то есть таким, с которым можно было бы подружиться.

Праздник»

Организация подвижной игры либо проведение телесно-ориентированного упражнения, вызывающего у детей радость.

Хочется обратить особое внимание на необходимость вклю­чения в разминку работы с руками. Рука имеет огромное значение для развития личности ребенка. Через руки матери ребенок ощущает поддержку и безопасность. Но эти же руки достаточно часто являются для ребенка и источником агрессии, поэтому именно с руками связываются многие детские страхи. И дей­ствительно, анализ современного детского фольклора (страшные сказки, которые дети любят рассказывать друг другу) показывает, что во многих сказках источником опасности явля­ется именно рука (черная рука, рука-невидимка, черная перчатка и др.). Приведем примерные сценарии занятий-образов, включающие краткие характеристики мифологического содер­жания персонажей.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Ему отводилась одна из главнейших ролей в славянской ми­фологии, он являлся прежде всего воплощением смертоносно Начала. Однако можно отметить, что в одних преданиях кровь Дракона считалась ядовитой, и герой — противник змея подвергался опасности погибнуть от его крови, которая рекой течет из его ран. В других же преданиях крови дракона придавались спасительные свойства живой воды, она не только не причиняла герою вреда, но, напротив, сообщала его телу неуязвимость (Афанасьев, 1995). Дуальность восприятия образа змея особен­но ярко отражает следующее предание: «У царя змея два золотых рога, овладевши которыми должно закопать их под дву­мя еще не распустившимися дубами. Один дуб засохнет, а другой — покроется зеленью. Рог, зарытый под первым дере­вом, несчастливый, мертвящий, а зарытый под другим — счастливый, оживляющий».

1. Актуализация темного начала в персонаже

В беседе можно отметить, что когда Змей Горыныч злой, он:

- «палит» огнем, то есть выдыхает из пасти дым и испепеля­ет пламенем;

- испепеляет взором, то есть человек, которого коснется взор змея, падает замертво;

- разрушает и опустошает все вокруг себя;

- похищает красавиц.

Разминка.

Конкурс на самого страшного Змея Горыныча.

Игра — для организации игрового взаимодействия можно использовать известную игру «Дракон кусает свой хвост»: дети встают в цепочку друг за другом, кладут руки на плечи впереди-стоящего участника. Ребенок, стоящий первым в этой цепочке, становится «головой дракона», а самый последний ребенок — его хвостом. Задача «головы» — «укусить хвост» (схватить пос­леднего ребенка таким образом, чтобы вся цепочка не разор­валась).

2. Актуализация светлого начала в персонаже.

В беседе отмечается, что когда Змей Горыныч бывает доб­рым, он:

- умеет лечить людей, так как знает целебные травы, которые и поныне сохранили в своем названии принадлежность змею (змеиный корень, змееголовник и т. д.), а также потому, что вла­деет живой водой;

- может учить людей, так как много знает (в некоторых сказ­ках герой обращается к змею с вопросами и загадками);

- может помогать людям, так как обладает богатырской си­лой и несметными богатствами.

Рисование Змея Горыныча добрым и красивым.

3. «Праздник»

Здесь детям предлагается выполнить упражнение — игр «Заклинатели змей». Прежде всего детям объясняют, что существуют такие люди — заклинатели змей, которые живут со змея­ми в большой дружбе, позволяя им обвиваться вокруг себя.

Далее дети делятся на пары, превращаясь в заклинателя и его змею. Змеи руками обхватывают своего хозяина и прижимаются к нему всем телом; заклинателю не разрешается придерживать или касаться руками своей змеи. Затем ведущий объявляет та­нец «Заклинателей змей», ритмично похлопывая и задавая пос­ледовательность движений (подпрыгиваем, кружимся и т. д.). Побеждает наиболее дружная пара, сумевшая дольше всех со­хранить телесный контакт.

БАБА-ЯГА

Это многоплановый, глубинный образ. Традиционно Баба-Яга рассматривается как воительница и похитительница, но нередко упускается из виду, что она также дарительница и помощница ге­роя. Более того, Баба-Яга считается жрицей в обряде инициации, на что указывает наличие у нее лопаты, которой она забрасывает детей в печь именно для осуществления инициации (Словарь «Славянская мифология», М., 1995). Недаром в древности суще­ствовал любопытный обряд, совершаемый над больным ребен­ком, который назывался «перепекание». Мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой и трижды носила к печи, как бы собираясь посадить туда ребенка вместе с хлебами. Счи­талось, что этот обряд способствовал выздоравливанию.

1. Актуализация темного начала в персонаже

В беседе важно отметить, что когда Баба-Яга злая, она:

- пугает детей (обещает сварить и съесть);

- наказывает их (заставляет делать тяжелую работу и т. д.);

- похищает из семьи (с помощью животных и т. д.).

Разминка.

Конкурс на самую страшную Бабу-Ягу.

Игры. Здесь можно использовать следующую игру. По считал­ке выбирается Баба-Яга. Затем в центре комнаты кладется круг, вырезанный из бумаги. Баба-Яга берет в руки веточку — помело и становится в центр круга. Дети бегают вокруг и дразнят:

Баба-Яга — Костяная нога. С печки упала, Ногу сломала, Пошла в огород, Испугала народ, Побежала в баньку, Испугала зайку.

Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она коснется, тот останавливается и за­мирает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будут "осалены" все дети.

2. Актуализаций светлого начала в персонаже

В беседе отмечается, что Баба-Яга, когда она добрая:

- может помогать людям (дает советы, указывает дорогу);

- может защищать людей (дарит различные волшебные вещи, которые при своих превращениях оберегают героя);

- может содействовать торжеству добра (награждает добрых и наказывает злых).

Рисование доброй бабушки Яги, с которой можно было бы подружиться.

3. «Праздник»

Детям предлагается выполнить игровое упражнение — «Вы­пекание пряничной куколки». Выбирают водящего и укладывают его на ковер в центре круга. Затем ведущий и остальные дети приступают к «выпеканию» (предварительно договорившись быть очень осторожными, чтобы не сделать водящему больно). Сна­чала замешивают тесто — ласково массируют ребенка, прогова­ривая вслух, что закладывается в тесто: мука, яйца и т. п. Затем приступают к лепке куколки нежными осторожными поглаживаю­щими движениями, начиная с головы. Водящий постоянно вслух проговаривает, какие красивые глазки, ушки, носик получаются, приглашает всех детей полюбоваться. Затем также лепятся шея, руки, тело, ноги. Когда куколка будет вылеплена, дети трижды вдувают в нее жизнь. Куколка оживает.

Упражнение можно повторять на последующих занятиях, пока все дети не побудут куколкой.

ВОЛК

Это один из наиболее мифологизированных персонажей. Оп­ределяющим в символике Волка является признак «чужой». Волк издавна считался представителем темного (злого) начала. Для защиты скота от него соблюдались определенные запреты, существовали заговоры.

В то же время глаз, сердце, зубы, когти, шерсть этого зверя: часто служили амулетами и лечебными средствами. Волк, забе­жавший в деревню, сулил неурожай, а пробегающий мимо дерев­ни — предвещал удачу. Как видно, Волк так же, как и Змей, и Баба-Яга, воспринимался дуально.

1. Актуализация темного начала в персонаже

Беседа строится на том, что когда Волк злой, он:

- похищает скот;

- является источником не всегда понятной опасности (как чу­жой).

Разминка.

Конкурс на самого страшного Волка.

Игры. Один из детей выбирается ведущим, он вытягивает пе­ред собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на его ладонь. Ведущий считает:

Сидит заяц на припеке,

Молвит слово по-турецки:

Эванк, бонк,

Куралон,

Этот — заяц,

Этот — волк.

Участник, на которого пришлось слово «заяц», убегает, а дру­гой, на которого пришлось слово «волк», ловит его.

2. Актуализация светлого начала в персонаже

Во время беседы важно отметить, что добрый Волк может:

- помогать герою;

- защищать героя от опасностей;

- лечить людей (знает, где находится живая и мертвая вода);

- давать герою советы.

Рисование доброго и веселого Волка.

3. «Праздник»

Детям предлагается вспомнить сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, представить себе, как иногда страшно было Ивану Царевичу мчаться на Волке в неведомые страны, но он доверял Волку и приобрел с его помощью счастье. Далее дети делятся на пары — Ивана Царевича и его Волка. Иванам Царевичам завязы­вают глаза. Затем они встают сзади своих Волков и берут их за локти. Потом по команде ведущего Волки начинают бегать по ком­нате и «возить» своих Царевичей, при этом им необходимо не допустить столкновений или падения Иванов Царевичей.

МЕДВЕДЬ

Он наиболее близок к Волку, с которым его объединяют сход­ные демонологические поверья. Медведь считался опасным для человека. Существовало много обрядов, направленных на то, что­бы он не причинил вреда. У южных славян, например, существо­вали специальные «медвежьи дни», которые праздновались для защиты от медведя. В то же время шерстью зверя изгоняли ис­пуг и лихорадку, салом его мазали лоб для улучшения памяти. Когти и шерсть использовались как амулет для защиты от сглаза и порчи, таким образом, дуальность восприятия образа Медве­дя не вызывает сомнений.

1. Актуализация темного начала в персонаже.

В беседе можно отметить, что когда Медведь злой, он:

- дружит с нечистой силой;

- нападает на человека;

- похищает скот.

Разминка.

Конкурс на самого страшного Медведя.

Игры. Играющие помечают на противоположных концах комнаты два участка — дом и бор. Один из детей изображает Медведя. Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору, потом ложится на землю и делает вид, что спит. Дети приходят в бор и гуляют там со словами:

У Медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А Медведь не спит,

Все на пол глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит.

После этих слов Медведь вскакивает и начинает гоняться за детьми. Кого поймает, отводит в бор. Кто из детей успевает убежать в дом, того Медведь не трогает.

2. Актуализация светлого начала в персонаже

В беседе важно отметить, что Медведь, когда он добрый:

- радуется и горюет, как человек, и понимает человеческую речь;

- охраняет скот;

- умеет лечить.

Рисование доброго и пушистого Медведя.

3. «Праздник»

Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изоб­ражает медведя. Он становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, все поют.

Шел Медведь по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашел Медведь принцессу,

Принцессу, принцессу,

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем,

Потопаем, потопаем,

Хвостиком помашем,

Помашем, помашем

И опять попляшем,

Попляшем, попляшем!

При словах «Шел Медведь по лесу...» Медведь с закрытыми глазами кружится. А когда поют «Нашел Медведь принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывает­ся девочка, то он выбирает ее принцессой и выводит на середи­ну круга. Если мальчик, первые две строчки повторяются. Вместе мальчик и девочка выполняют то, о чем говорится в песне, — пры­гают, хлопают в ладоши, пляшут и т. д.

После того как дети проиграют данные условно-отрицатель­ные персонажи, необходимо обратиться и к условно-положи­тельным персонажам, соблюдая структуру занятий, указанную ранее, с той разницей, что сначала актуализируется светлая часть героев, а потом темная. Мы предлагаем обратиться к об­разам: Иванушки-дурачка, Ильи Муромца, Елены Прекрасной и Василисы Премудрой. Нам представляется, что нет необходи­мости приводить подробные сценарии занятий. Ведущий может справиться с этим самостоятельно и, более того, получит удо­вольствие, потому что при подготовке к занятиям придется пе­речитать сказки, а также энциклопедический словарь «Славян­ская мифология», М., 1995.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.


 
 



 

 
 

 

 
 

 

       
   
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: