Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания имени

1. «Паровозик» (дети сидят кругом)

Инструкция: «Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приго­варивая "чух-чух-чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух-чух-чух", и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый — его "вагоном". Новый "паровозик" вме­сте с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух-чух-чух", и назо­вет свое имя и имя своего "вагона"».

Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик ломается", то есть кто-то из детей забывает имя своего "вагона", то игру лучше начать сна­чала.

2. «Поем имя» (дети стоят кругом) Инструкция: «Представим себе, что мы разучились разгова­ривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познако­миться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас "споет" свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети».

3. «Ласковое имя» (дети сидят кругом) Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы бу­дем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назо­вет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик.

Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

4. «Рисуем имя» (дети сидят за столиками, поставленными кругом)

Инструкция: «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. Те­перь пусть каждый представит свое имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть свое имя, увидеть, ка­кого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они по­хожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам захочется нарисовать что-нибудь еще, то это можно сделать» (перед каждым ребенком ле­жат цветные карандаши и лист бумаги).

Когда дети закончат рисование, они показывают свои рисун­ки группе. Ведущий может попросить объяснить выбор цвета для имени.

5. «Маленькое имя» (дети сидят кругом) Инструкция: «Представим себе, что вы вдруг стали маленькими. Давайте теперь будем бросать друг другу мяч, называя имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает позу маленького ребенка какого хотите возраста. Все остальные копируют его позу и хором повторяют его имя».

Когда каждый из детей примет нужную позу, можно провести обсуждение того, что они при этом почувствовали, почему был выбран именно тот или иной возраст «маленького ребенка».

6. «Цветокимя» (дети сидят кругом на ковре) Инструкция: «Давайте закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуем запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например пение птиц или что-нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах возьмите его в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

После выполнения упражнения нужно предложить детям рас сказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.

7. «Потерялся мальчик» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что! мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены, громко и ласково по оче­реди зовем его, например: "Ау, Сашенька!" "Потерявшегося" мы поставим спиной к группе, и он будет угадывать, кто же его позвал». Модификация: Один ребенок отходит в сторону. Остальные дети по очереди представляют себя братцем Иванушкой, которого Баба-Яга с камнем на шее бросила в озеро, и по имени зовут первого ребенка, просят помочь: «Сашенька, помоги!»

8. «Мы очень любим» (дети сидят кругом) Инструкция: «Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы все — мама, папа, бабушка, дедушка, — словом, те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мячик, а мы — придумывать и называть его ласковое имя».

9. «Имя шепчут волны» (дети сидят кругом на ковре) Инструкция: «Попробуем представить себе, что неживая при­рода ожила и хочет поговорить с нами. Пусть сейчас мы с вами на берегу моря. Мы стоим на песке, набегают волны. И волны хотят заговорить с нами, волны шепчут имя каждого из вас. Попробуй­те сначала про себя послушать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнести это вслух».

Ведущий показывает, как волны произносят его собственное имя, затем помогает детям, если это будет им трудно. После этого можно предложить детям услышать и произнести вслух, как их зовут ветер, дождь, тучки или камешки на дороге.

Модификация: Детям предлагается представить себя в сказ­ке и попробовать услышать и произнести вслух, как их зовут Баба-Яга, Русалочка, Илья Муромец и другие сказочные герои.

10. «Взрослое имя» (дети сидят кругом) Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрос­лыми. Как вы будете сидеть? Во что будете одеты? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми. Как вы будете разговари­вать? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по име­ни и отчеству? Откройте глаза. Давайте поиграем. Я буду по очереди называть вас по имени и отчеству. Тот, кого я назову, вста­нет со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. За­тем каждому из детей он (она) подаст руку и представится по имени и отчеству, например: "Я — Мария Николаевна", "Я — Игорь Викторович"».

Когда все побывают в роли взрослых, можно предложить де­тям обсудить, понравилось ли им быть в роли взрослых и почему. Определить, кому из детей лучше всего удалось справиться с ро­лью взрослого.

Игры-упражнения,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: