Тема: «Теория и исследование в психологии»

Справочники, словари, энциклопедии

1.Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. 1630с. (или более поздние издания).

2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. СПб: Питер Ком, 1999. - 528 с. (или более поздние издания).

3.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. (или более поздние издания).

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011. – 1360 с. (или более ранние издания).

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815с. (или более поздние издания).

 

Планы семинарских и практических занятий

 

Семинарское занятие №1

Тема: «Структура и функции методологического знания и его значение для психологии»

Цель: систематизировать знания о методологии науки как области научного познания, сформировать представления о значении методологии для психологической науки.

Основные понятия: научное познание, методология, наука, философия, науковедение, мировоззрение, дескриптивная методология, нормативная методология, структура методологического знания, философско-мировоззренческий уровень, уровень общенаучной методологии, уровень конкретно-научной методологии, уровень процедуры и техники исследования, предмет и объект исследования, познавательная ситуация, методы исследования, специфика психологического знания, научное и ненаучное психологическое знание, верификация научного знания, фальсифицируемость научной теории.

Подготовка к занятию:

  1. Изучить предложенную литературу.
  2. Сделать аннотацию одного источника для аннотирования.
  3. Подготовиться к обсуждению теоретических вопросов:

∙ В чем различие широкой и узкой трактовки понятия «метод»?

∙ Что такое «методология» в широком и узком смысле слова?

∙ Охарактеризуйте исследовательскую область методологии науки.

∙ В чем состоит основная функция методологического знания в науке и научно обоснованной практике?

∙ В чем различие методологии и науки, науковедения, мировоззрения?

∙ Дайте содержательную характеристику каждому из четырех уровней методологического знания.

∙ Проанализируйте специфику психологии как науки (анализ аннотированных источников).В силу каких особенностей психологии как науки методологическое знание для нее особо значимо?

∙ Что входи в предмет науки?

∙ Дайте характеристику понятий «предмет исследования», «объект исследования», «познавательная ситуация». Какие элементы входят в познавательную ситуацию, согласно представлениям, принятым в современной методологии науки?

∙ Назовите основные методы исследования, применяющиеся в методологии науки.

Ход занятия:

Обсуждение предложенных вопросов.

Литература для аннотирования:

  1. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К истокам органической психологии. – М.: Ин-т «Открытое общество», 1997.

2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М., 2002.

Литература для ознакомления:

1. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. – М., 2005. – 288 с.

  1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб, 2006. – 320 с.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1999.

4. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – М.- Воронеж, 2005. – 336 с.

5. Юревич А.В. Психология и методология. – М., 2005. – 312 с.


 

Семинарское занятие №2

Тема: «Теория и исследование в психологии»

Цель: познакомиться с основными научными парадигмами и их основаниями в психологии.

Основные понятия: парадигма науки, научная теория, теоретическое знание, виды теоретического знания (теория, концепция, подход, учение), естественнонаучная парадигма, признаки естественнонаучной традиции в психологии, культурно-историческая традиция в психологии, гуманитарная парадигма, признаки научной революции; классический, неклассический, постнеклассический типы рациональности.

Подготовка к занятию:

1. Изучить предложенную литературу.

2. Найти определения основных понятий к теме, выписать их в тетрадь и выучить наи­зусть.

3. Подготовиться к обсуждению теоретических вопросов и выполнить предлагаемые задания.

Вопросы и задания:

1. Назовите несколько психологических теорий (концепций, подходов), характерных для классической науки. По каким признакам можно сказать, что они типичны именно для классической науки?

2. На каком основании можно утверждать, что аналитическая психология К.Г. Юнга, гештальтпсихология и теория интеллекта Ж. Пиаже являются неклассическими научными теориями?

3. Назовите признаки, по которым можно отнести трансперсональную психологию С. Грофа к постнеклассической науке?

4. Выберите любую психологическую теорию. Определите, что является ее эмпирической основой? Что в этой теории используется в качестве единиц анализа и выделяются ли они там вообще? Назовите, какие аксиомы составляют ее базис, приведите примеры логического вывода в рамках теории, на основе чего сформулированы теоретические утверждения.

5. Выберите в качестве условного примера достаточно узкую тему научного исследования. Сформулируйте неоперационализируемую и операционализируемую гипотезу применительно к данной теме.

6. К какому виду плана исследований относится план вашей квалификационной работы? Если он относится к доэкспериментальным или квазиэкспериментальным планам, то при каких изменениях в нем можно было бы сказать, что это – план классического эксперимента?

7. Назовите средства, которые обеспечивают достоверность выводов научного исследования.

Ход занятия:

1. Экспресс-контроль основных понятий по теме.

2. Обсуждение предложенных вопросов.

3. Анализ выполненных заданий.

Литература для конспектирования:

75. Юревич А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник // Вопросы психологии - 2005. - №2. - С. 147 - 151.

76. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Постнеклассическая психология. - 2004. - №1. - С. 45 – 71.

Литература для ознакомления:

1. Бермус А.Г. Естественнонаучная парадигма в психологии: выбор ориентиров // Вопросы психологии – 1998. - №4. – С. 79 – 83.

2. Буровский А.М. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука // Сибирская локально-этническая культурная ситуация в конце ХХ века: Матер. Вторых праславянских чтений, 15 дек. 1998 г. – Красноярск, 1998.

3. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М., 2003. – 240 с.

4. Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от неклассической к постнеклассической картине мира// Вопросы психологии - 2003. - №1. - С.99-115.

5. Дорфман Л.Я. Эмпирическая психология:исторические и философские предпосылки. – М.: Смысл, 2003. – 107 с.

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977.http://www. philosophy.nsc.ru/STUDY/BIBLIOTEC/PHILOSOPHY_OF_SCIENCE/KUN/Kun.htm>

8. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательской парадигмы // http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/nikiforov.html_1>

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии-М.: Наука, 1984. - 444 с.

10. Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии // Методология и история психологии. - 2008. - Том 3. - Выпуск 3. - С. 9 - 25.

11. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – Тбилиси: Мецниереба, 1984.

12. Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии // Методологические проблемы современной психологии/ Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2004.

13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.

  1. Пиаже Ж. Характер объяснений в психологии и психофизиологический параллелизм / Ж. Пиаже // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. – М., 1966. – Вып. 1,2.. – С. 88 – 156.
  2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

16. Соколова Е.Е. Психологи на распутье: какая методология нужна современной психологии // Методология и история психологии. - 2008. - Том 3. - Выпуск 3. - С. 25 - 43.

17. Юревич А.В. Проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1. С. 74 - 88.

18. Янчук В.А. Постмодернистская социокультурно-индетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 207-227.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: