Тема: «Категории психологии»

Цель: систематизировать знания об основных понятийных категориях психологии.

Основные понятия: деятельность, отражение, личность, сознание, общение.

Подготовка к занятию:

1. Изучить литературудля обязательного прочтения.

2. Найти определения основных понятий к теме, выписать их в тетрадь и выучить наизусть.

3. Познакомиться с литературой для ознакомления (не менее 2-х источников).

4. Подготовиться к обсуждению теоретических вопросов:

∙ Деятельность как объяснительный принцип и предмет научного изучения.

∙ Основные содержательные характеристики деятельности человека, развитие представлений о предметности и осознанности деятельности.

∙ Категория общения в гуманитарных науках и в психологии.

∙ Трактовки общения как обмена информацией, взаимодействия субъектов и как деятельности.

∙ Исходные методологические принципы определения личности.

∙ Проблема единиц анализа личности.

∙ Основные варианты теорий личности (структурные, функциональные модели личности).

5. Ответить на вопросы:

1) Почему, на ваш взгляд, именно категория деятельности приобрела такое большое значение в философии?

2) Почему необходимы психологические конкретизации категории деятельности применительно к психологии? Назовите несколько вариантов таких конкретизаций.

3) Раскройте содержание основных атрибутов деятельности как психологической категории (предметность, осознанность ит.д.).

4) Какова психологическая структура общения как деятельности?

5) Возможно ли построение периодизации психического развития в онтогенезе на основе общения как ведущей деятельности?

6) В каких областях психологии наиболее адекватным было бы рассмотрение общения именно как межличностного взаимодействия и как обмена информацией?

Ход занятия:

1. Экспресс-контроль основных понятий по теме.

2. Обсуждение предложенных вопросов.

3. Подведение итогов.

Литература для обязательного изучения:

  1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб, 2006. – С. 156 - 188 (глава 7 «Теория деятельности как методологический подход в психологии»).
  2. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М., 1998. – С. 27 – 54.

Или Веккер Л.М. Анализ понятийного состава классических психологических концепций // Экспериментальная психология / Под общ.ред. Е.С. Романовой. – СПб.: Лидер, 2007. – С. 266 – 277.

Литература для ознакомления:

1.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ,1984. – 105с.

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996.
  2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр.соч. в 6-ти томах.-Т.2.-М.:Педагогика, 1982.- С. 291 – 436.
  3. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности: Системные исследования. – М., 1975.
  4. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Методологические проблемы современной психологии / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Смысл, 2004. – С. 5 – 20..
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 3-е изд., - М.: Изд-во Моск. ун-та,1981. –584с.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., Воронеж, 1997.

  1. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.- С.151-164.
  2. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2х то­мах.-Т.2.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 416 с.
  4. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Избранные труды. – М., 1995. – С. 233 – 280.
  5. Юревич А.В. Структура психологических теорий // Психологический журнал. - 2003. - №1.- С.5-13.

 


Семинарское занятие №5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: