Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям данной категории.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
— выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
— осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы дошкольного образования, индивидуальной коррекционно-развивающей программы, социализацию и интеграцию детей с ОВЗ в ДОУ.
Описание специальных условий образования, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
— Кадровое обеспечение (в соответствии со спецификой имеющегося нарушения развития детей).
— Материально-техническое обеспечение.
— Информационное обеспечение.
— Функциональное использование помещений в ДОУ.
Специфика коррекционной работы конкретного ДОУ находит отражение:
- В описании кадрового состава психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
- В описании условий организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.
- В плане-графике проведения диагностических мероприятий.
- В индивидуальных образовательных маршрутах (программах) для детей с ОВЗ.
- В планируемых результатах коррекционной работы.
- В определение взаимосвязи раздела «Содержание коррекционной работы» с другими компонентами основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
- В выстраивании системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. В чем заключается содержание коррекционной работы в соответствии с ФГТ?
2. Какие условия необходимы детям с ОВЗ для освоения основной образовательной программы дошкольного образования?
3. В чем заключается специфика коррекционной работы ДОУ?
Задания для практического занятия:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Определите особые образовательные потребности детей конкретной группы ДОУ (на Ваш выбор), отразите это в таблице:
Ф. И. ребенка | Возраст | Отклонение в развитии | Необходимое кадровое обеспечение | Необходимое материально-техническое обеспечение (условия предметно-развивающей среды). | Необходимые условия организации образовательного процесса. |
4. Спланируйте педагогический процесс на 1 день вучетомособенностей возраста, группы, отдельных воспитанников, наличия отклонений в развитии.
5. Оформите план в виде таблицы:
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Коррекционная работа | Взаимодействие с родителями | |
Режимные моменты | НОД | |||
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Закон Российской Федерации от 13.01.1996 г №12-ФЗ «Об образовании».
2. Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3. Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
5. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.2660-10
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
8. Письмо Министерства образования РФ №27/901-6 от 27.03.2000г «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
9. Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655)
Раздел ПМ 1. «Разработка методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе