Этапы самовоспитания
Самоинформирование (самопознание) Для того чтобы совершенствовать себя, следует хорошо знать, что ты из себя представляешь. Это можно осуществить путем самонаблюдения, самоанализа и самооценки.
Самонаблюдение - это наблюдение человека за своими поступками, поведением, переживаниями.
Наблюдение за собой содержит элемент анализа, то есть установление причинно-следственной зависимости между поступками, поведением, эмоциональным состоянием, качествами личности.
Самооценка - результат сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, соразмерить свои силы с задачами и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) может привести к острому внутриличностному конфликту.
Поставить диагноз себе непросто, так как человеку свойственно преуменьшать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Л. Н. Толстой отмечал, что человек подобен дроби: числитель ее - то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает.
В самопознании существенную роль может играть ведение личного дневника.
При самоанализе и самооценке, а затем и составлении программы самовоспитания следует учесть ряд моментов:
- наличие профессионального идеала;
- особенности типа высшей нервной деятельности, силу и подвижность нервных процессов;
- наличие или отсутствие профессионально значимых качеств;
- познавательные умения;
- конструктивные и коммуникативные умения; организаторские умения;
- профессиональную технику.
Самопознание дает возможность человеку поставить цель совершенствования своей личности, ответить на вопрос: "Каким я хочу быть?''.
Программирование и планирование самовоспитательной деятельности Достижение цели требует разработки и реализации программ самовоспитательной деятельности (в виде конкретного плана), которые могут варьироваться от элементарных (регулярно делать зарядку) до сложных, рассчитанных на длительный период времени.
В качестве примера рассмотрим самообязательство К. Д. Ушинского:
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действий.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет''.
Самопобуждение и самоорганизация Это конкретная самовоспитательная деятельность. Наметив программу самосовершенствования, следует перейти к ее реализации. На данном этапе следует прибегать к самоприказу, самоодобрению и самовнушению, например: «Я не откажусь от принятого решения. У меня хватит сил выполнить его. Я способен преодолеть возникающие трудности. Вперед, за дело - без всяких колебаний».
Очень важно в самовоспитании проверить себя, то есть осуществить самоконтроль (дать оценку тому, что сделал, насколько хорошо выполнено данное себе обязательство).
|
|
|
|
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Какие этапы включает в себя самовоспитание?
2. Какой из этапов на Ваш взгляд является наиболее важным?
3. На каком этапе самовоспитания происходит формирование личности?
Задания для практического занятия:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Проанализируйте уровень своего педагогического мастерства по следующей схеме (оцените каждое качество по пятибалльной шкале):
качество | самооценка | Оценка членов семьи | Оценка коллег по работе | Средний балл |
наличие профессионального идеала | ||||
особенности типа высшей нервной деятельности, силу и подвижность нервных процессов | ||||
наличие профессионально значимых качеств | ||||
познавательные умения | ||||
конструктивные и коммуникативные умения | ||||
организаторские умения | ||||
профессиональная техника |
4. Выберите одно из качеств личности, которое Вы хотели бы усовершенствовать.
5. Составьте программу самосовершенствования в соответствии со следующей структурой:
1) Цель самовоспитания.
2) Программа самовоспитания.
3) Методы самовоспитания.
6. Оформите работу в тетради для практических работ.
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя [Текст]/ И.И.Зарецкая. - М.: Сентябрь, 2002.- 160 с.
2. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст]/ А.В. Мудрик. — Пенза: Владос – пресс, 1994. - 180 с.
3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]/ Н.Н.Никитина. - М.: Академия, 2004.- 256 с.
4. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум [Текст]/ А.А.Орлов, А.С.Агафонова.- М.: Академия, 2004.- 256 с.