Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Этапы самовоспитания
Самоинформирование (самопознание) Для того чтобы совершенствовать себя, следует хорошо знать, что ты из себя представляешь. Это можно осуществить путем самонаблюдения, самоанализа и самооценки.
Самонаблюдение - это наблюдение человека за своими поступками, поведением, переживаниями.
Наблюдение за собой содержит элемент анализа, то есть установление причинно-следственной зависимости между поступками, поведением, эмоциональным состоянием, качествами личности.
Самооценка - результат сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, соразмерить свои силы с задачами и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) может привести к острому внутриличностному конфликту.
Поставить диагноз себе непросто, так как человеку свойственно преуменьшать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Л. Н. Толстой отмечал, что человек подобен дроби: числитель ее - то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает.
В самопознании существенную роль может играть ведение личного дневника.
При самоанализе и самооценке, а затем и составлении программы самовоспитания следует учесть ряд моментов:
- наличие профессионального идеала;
- особенности типа высшей нервной деятельности, силу и подвижность нервных процессов;
- наличие или отсутствие профессионально значимых качеств;
- познавательные умения;
- конструктивные и коммуникативные умения; организаторские умения;
- профессиональную технику.
Самопознание дает возможность человеку поставить цель совершенствования своей личности, ответить на вопрос: "Каким я хочу быть?''.
Программирование и планирование самовоспитательной деятельности Достижение цели требует разработки и реализации программ самовоспитательной деятельности (в виде конкретного плана), которые могут варьироваться от элементарных (регулярно делать зарядку) до сложных, рассчитанных на длительный период времени.
В качестве примера рассмотрим самообязательство К. Д. Ушинского:
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действий.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет''.
Самопобуждение и самоорганизация Это конкретная самовоспитательная деятельность. Наметив программу самосовершенствования, следует перейти к ее реализации. На данном этапе следует прибегать к самоприказу, самоодобрению и самовнушению, например: «Я не откажусь от принятого решения. У меня хватит сил выполнить его. Я способен преодолеть возникающие трудности. Вперед, за дело - без всяких колебаний».
Очень важно в самовоспитании проверить себя, то есть осуществить самоконтроль (дать оценку тому, что сделал, насколько хорошо выполнено данное себе обязательство).

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Какие этапы включает в себя самовоспитание?

2. Какой из этапов на Ваш взгляд является наиболее важным?

3. На каком этапе самовоспитания происходит формирование личности?

Задания для практического занятия:

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3. Проанализируйте уровень своего педагогического мастерства по следующей схеме (оцените каждое качество по пятибалльной шкале):

 

качество самооценка Оценка членов семьи Оценка коллег по работе Средний балл
наличие профессионального идеала        
особенности типа высшей нервной деятельности, силу и подвижность нервных процессов        
наличие профессионально значимых качеств        
познавательные умения        
конструктивные и коммуникативные умения        
организаторские умения        
профессиональная техника        

 

4. Выберите одно из качеств личности, которое Вы хотели бы усовершенствовать.

5. Составьте программу самосовершенствования в соответствии со следующей структурой:

1) Цель самовоспитания.

2) Программа самовоспитания.

3) Методы самовоспитания.

6. Оформите работу в тетради для практических работ.

 

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя [Текст]/ И.И.Зарецкая. - М.: Сентябрь, 2002.- 160 с.

2. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст]/ А.В. Мудрик. — Пенза: Владос – пресс, 1994. - 180 с.

3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]/ Н.Н.Никитина. - М.: Академия, 2004.- 256 с.

4. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум [Текст]/ А.А.Орлов, А.С.Агафонова.- М.: Академия, 2004.- 256 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: