Методология (от греч. methodos) — путь, способ познания и logos — учение) — совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности; учение о путях достижения истинного знания и оптимального практического эффекта.
Исследование, связанное с людьми, тем более с детьми, требует особой осторожности в выборе методов, средств познания, оглашения результатов. Исследователю следует предвидеть последствия своих действий, помнить правило «Не навреди!». Используемые в исследовании методы и средства должны исключить риск для здоровья, психического состояния ребенка.
Вам предстоит овладеть этическими нормами ведения исследования. Необходимо избегать плагиата, компиляции, то есть заимствования и приписывания себе чужих научных достижений. Нельзя, например, в курсовую, дипломную работу без ссылки на авторов вставлять фрагменты первоисточников, которые вы изучаете, использовать методики исследования, графические материалы и т. д., не указав, у кого вы их заимствовали.
|
|
Наука демократична по своей сути, поэтому следует одинаково бережно и уважительно относиться к работам маститых ученых и начинающих исследователей, объективно оценивать их результаты, независимо от авторитета. Вместе с тем результаты научной деятельности каждого исследователя, в том числе и вашего, могут стать объектом критики, строгой проверки.
Итак, методологию можно определить не только как учение о научном методе познания, но и как область познавательной деятельности, систему исследовательской деятельности по получению новых знаний, обоснованию программ, методов исследования, оценке его качества.
Каждый педагог-исследователь должен обладать методологической культурой.
Научное исследование осуществляется в определенной логике. Логика психолого-педагогического исследования — содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Исследователь определяет эти шаги с помощью предварительного планирования.
План научно-исследовательской работы — основной документ управления всеми процессами психолого-педагогического исследования, который упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами.
План составляется с указанием темы исследования, обоснования ее актуальности, определения проблемы, объекта и предмета исследования. План также включает цель, гипотезу, задачи и методы исследования. В плане определяется направление и характер опытно-экспериментальной работы, ожидаемые результаты, сроки выполнения.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
|
|
1. Какие требования предъявляются к организации исследовательской работы в педагогике?
2. Какую роль играет планирование исследования?
Задания для практического занятия:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Установите правильную последовательность этапов проведения исследования:
· Определение практической значимости исследования
· Организация и проведение констатирующего эксперимента
· Организация и проведение формирующего эксперимента
· Выбор методов
· Количественный анализ данных
· Обобщение результатов
· Формулирование задач исследования
· Качественный анализ результатов
· Определение теоретической значимости исследования
· Формулирование цели исследования
· Изучение истории вопроса
· Выбор объекта исследования
· Подготовка инструментария для исследования
· Определение предмета исследования
· Определение структуры исследования
4. Составьте письменно в тетради для практических работ подробный план организации исследования.
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студента. – М,, 2005.
2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2007.
3. Куликова Т.А. Методология и методики психолого-педагогических исследований. – М., 2008.