Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Методология (от греч. methodos) — путь, способ познания и logos — учение) — совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности; учение о путях достижения истинного знания и оптимального практического эффекта.

Исследование, связанное с людьми, тем более с детьми, требует особой осторожности в выборе методов, средств познания, оглашения результатов. Исследователю следует предвидеть последствия своих действий, помнить правило «Не навреди!». Используемые в исследовании методы и средства должны исключить риск для здоровья, психического состояния ребенка.

Вам предстоит овладеть этическими нормами ведения исследования. Необходимо избегать плагиата, компиляции, то есть заимствования и приписывания себе чужих научных достижений. Нельзя, например, в курсовую, дипломную работу без ссылки на авторов вставлять фрагменты первоисточников, которые вы изучаете, использовать методики исследования, графические материалы и т. д., не указав, у кого вы их заимствовали.

Наука демократична по своей сути, поэтому следует одинаково бережно и уважительно относиться к работам маститых ученых и начинающих исследователей, объективно оценивать их результаты, независимо от авторитета. Вместе с тем результаты научной деятельности каждого исследователя, в том числе и вашего, могут стать объектом критики, строгой проверки.

Итак, методологию можно определить не только как учение о научном методе познания, но и как область познавательной деятельности, систему исследовательской деятельности по получению новых знаний, обоснованию программ, методов исследования, оценке его качества.

Каждый педагог-исследователь должен обладать методологической культурой.

Научное исследование осуществляется в определенной логике. Логика психолого-педагогического исследования — содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Исследователь определяет эти шаги с помощью предварительного планирования.

План научно-исследовательской работы — основной документ управления всеми процессами психолого-педагогического исследования, который упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами.

План составляется с указанием темы исследования, обоснования ее актуальности, определения проблемы, объекта и предмета исследования. План также включает цель, гипотезу, задачи и методы исследования. В плане определяется направление и характер опытно-экспериментальной работы, ожидаемые результаты, сроки выполнения.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Какие требования предъявляются к организации исследовательской работы в педагогике?

2. Какую роль играет планирование исследования?

Задания для практического занятия:

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3. Установите правильную последовательность этапов проведения исследования:

· Определение практической значимости исследования

· Организация и проведение констатирующего эксперимента

· Организация и проведение формирующего эксперимента

· Выбор методов

· Количественный анализ данных

· Обобщение результатов

· Формулирование задач исследования

· Качественный анализ результатов

· Определение теоретической значимости исследования

· Формулирование цели исследования

· Изучение истории вопроса

· Выбор объекта исследования

· Подготовка инструментария для исследования

· Определение предмета исследования

· Определение структуры исследования

 

4. Составьте письменно в тетради для практических работ подробный план организации исследования.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студента. – М,, 2005.

2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2007.

3. Куликова Т.А. Методология и методики психолого-педагогических исследований. – М., 2008.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: