Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Исследование начинается с выбора темы.

Тема исследования формулируется как название работы. Определяя тему, вы в лаконичной форме предъявляете содержание всей работы. В названии темы отражается ее суть. При определении темы целесообразно учесть (В.С.Безрукова):

· соответствие темы вашим познавательным интересам и исследовательским возможностям;

· актуальность темы: насколько она значима для науки, практики, востребована в вашей настоящей профессиональной деятельности, важна для будущего карьерного роста;

· возможность осуществления исследования по выбранной теме в отведенное время.

· доступность источниковой базы, достаточность материальной оснащенности.

К формулировке темы предъявляется ряд требований: краткость, ясность смысла, проблемность. Название не должно содержать вводных и сокращенных слов (например, ДОУ, педколледж и др.), придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Название, состоящее из восьми и более слов, считается длинным.

При обосновании актуальности исследования объясните необходимость изучения выбранной вами проблемы. Доказывая актуальность темы, определите теоретические (педагогические, психологические), практические (состояние и потребности практики по изучаемому аспекту), социальные причины, которые побудили вас выбрать ее для своего исследования.

Целесообразно придерживаться следующей логики обоснования актуальности: в настоящее время назрела необходимость исследования выбранной темы, так как, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…

Научная проблема может представлять собой:

1. Нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний.

2. Осознание, констатацию недостаточности достигнутого уровня знаний или их внедрения в практику.

Определение границ известного и неизвестного — основа формулировки научной проблемы.

Проблема формулируется в виде вопроса. Используются вопросительные слова «какой», «какова», «какая», «почему», «что» и др. Например, «Что нужно сделать, чтобы переориентировать воспитателей на личностно ориентированную модель обучения детей?», «Какие педагогические условия необходимо создать для повышения субъективности студентов в процессе обучения?», «В чем заключается специфика развития речи детей-воспитанников дома ребенка и каковы ее причины?».

Цель исследования — это то, что хотят получить в итоге исследования. По существу это поиск ответа на вопрос, поставленный в проблеме. Достигнув цели, исследователь ликвидирует нарушение связи между частями системы. Цель формулируется в форме повествовательного предложения при помощи глаголов: выяснить, выявить, разработать, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.

Примеры формулировки целей:

· Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогиче-ские условия активизации речевого развития детей-воспитанников дома ребенка.

· Теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность организации педагогического просвещения родителей в области предупреждения и коррекции насильственных методов домашнего воспитания.

· Определить педагогические условия внедрения технологии проектирования в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Следующий этап исследования состоит в определении, что именно будет рассматриваться в исследовании. Принято различать объект и предмет исследования.

Объект — это то, с чем исследователь имеет дело. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет. Объект отвечает на вопрос «Что рассматривается в исследовании?» (педагогическое пространство, область, в рамках которой находится предмет изучения).

Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Предмет исследования часто совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. С чего начинается исследование?

2. Какие требования предъявляются к формулировке темы исследования?

3. Для чего необходимо обосновать актуальность исследования?

4. Для чего нужна цель исследования?

5. В чем заключается разница между объектом и предметом исследования?

Задания для практического занятия:

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3. Выберите и сформулируйте тему исследования, касающуюся одного из вопросов воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.

4. Определите актуальность, проблему, цель, задачи, объект, предмет исследования.

5. Оформите письменно методологические характеристики исследования в тетради для практических работ.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студента. – М,, 2005.

2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2007.

3. Куликова Т.А. Методология и методики психолого-педагогических исследований. – М., 2008.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: