Исследование начинается с выбора темы.
Тема исследования формулируется как название работы. Определяя тему, вы в лаконичной форме предъявляете содержание всей работы. В названии темы отражается ее суть. При определении темы целесообразно учесть (В.С.Безрукова):
· соответствие темы вашим познавательным интересам и исследовательским возможностям;
· актуальность темы: насколько она значима для науки, практики, востребована в вашей настоящей профессиональной деятельности, важна для будущего карьерного роста;
· возможность осуществления исследования по выбранной теме в отведенное время.
· доступность источниковой базы, достаточность материальной оснащенности.
К формулировке темы предъявляется ряд требований: краткость, ясность смысла, проблемность. Название не должно содержать вводных и сокращенных слов (например, ДОУ, педколледж и др.), придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Название, состоящее из восьми и более слов, считается длинным.
При обосновании актуальности исследования объясните необходимость изучения выбранной вами проблемы. Доказывая актуальность темы, определите теоретические (педагогические, психологические), практические (состояние и потребности практики по изучаемому аспекту), социальные причины, которые побудили вас выбрать ее для своего исследования.
|
|
Целесообразно придерживаться следующей логики обоснования актуальности: в настоящее время назрела необходимость исследования выбранной темы, так как, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…
Научная проблема может представлять собой:
1. Нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний.
2. Осознание, констатацию недостаточности достигнутого уровня знаний или их внедрения в практику.
Определение границ известного и неизвестного — основа формулировки научной проблемы.
Проблема формулируется в виде вопроса. Используются вопросительные слова «какой», «какова», «какая», «почему», «что» и др. Например, «Что нужно сделать, чтобы переориентировать воспитателей на личностно ориентированную модель обучения детей?», «Какие педагогические условия необходимо создать для повышения субъективности студентов в процессе обучения?», «В чем заключается специфика развития речи детей-воспитанников дома ребенка и каковы ее причины?».
Цель исследования — это то, что хотят получить в итоге исследования. По существу это поиск ответа на вопрос, поставленный в проблеме. Достигнув цели, исследователь ликвидирует нарушение связи между частями системы. Цель формулируется в форме повествовательного предложения при помощи глаголов: выяснить, выявить, разработать, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.
|
|
Примеры формулировки целей:
· Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогиче-ские условия активизации речевого развития детей-воспитанников дома ребенка.
· Теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность организации педагогического просвещения родителей в области предупреждения и коррекции насильственных методов домашнего воспитания.
· Определить педагогические условия внедрения технологии проектирования в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Следующий этап исследования состоит в определении, что именно будет рассматриваться в исследовании. Принято различать объект и предмет исследования.
Объект — это то, с чем исследователь имеет дело. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет. Объект отвечает на вопрос «Что рассматривается в исследовании?» (педагогическое пространство, область, в рамках которой находится предмет изучения).
Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Предмет исследования часто совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. С чего начинается исследование?
2. Какие требования предъявляются к формулировке темы исследования?
3. Для чего необходимо обосновать актуальность исследования?
4. Для чего нужна цель исследования?
5. В чем заключается разница между объектом и предметом исследования?
Задания для практического занятия:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Выберите и сформулируйте тему исследования, касающуюся одного из вопросов воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.
4. Определите актуальность, проблему, цель, задачи, объект, предмет исследования.
5. Оформите письменно методологические характеристики исследования в тетради для практических работ.
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студента. – М,, 2005.
2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2007.
3. Куликова Т.А. Методология и методики психолого-педагогических исследований. – М., 2008.