Принципы работы с комплектом

Важным преимуществом этого набора является разнообра­зие материала:

· с помощью карточек можно выражать различные эмоци­ональные состояния;

· карточки рассчитаны на людей с разными типами вос­приятия (визуалов, аудиалов, кинестетиков, дигиталов);

· на рисунках представлены различные возраст, пол, про­фессиональная деятельность, социальная принадлеж­ность.

То, что комплект включает в себя цветной и чёрно-белый наборы, причём карточки чёрно-белого комплекта (раскра­ски) полностью соответствуют цветным изображениям и лег­ко с ними комбинируются, открывает дополнительные возможности:

· можно работать только с цветными изображениями, ис­ходя из логики работы с метафорическими картами;

· можно работать с раскрасками, опираясь на принципы и подходы арт-терапии;

· можно комбинировать работу с цветными изображени­ями и раскрасками.

Чёрно-белый вариант подходит в первую очередь для детей и подростков, которые затрудняются что-либо нарисовать са­мостоятельно по самым разным причинам: вследствие несформированности навыка рисования; физических ограничений, за­трудняющих процесс рисования (ДЦП, умственные отклоненияи т д) либо просто отказываются от рисования как от «детского» занятия, проявляют протестное отношение к самому процессурисования (особенно это актуально для подростков).

Работасраскраскамипредполагаетнетолькозаполнениеизображения цветом, но и его дорисовку, перерисовку. Этот процессзанимает довольно много времени, и надо заранее позаботиться одостаточных временных ресурсах.

Цветные изображения удобны для экспресс-вариантов работы.

Комплект предназначен для работы с детьми и подростками, атакже с родителями (это очень удобный инструмент работы с детско-родительскими отношениями).

Карты можно использовать индивидуально, в парах и в группах. Прежде чем начать игру в «Роботов», следует вспом­нить о том, что существуют определённые принципы проведе­ния игры и правила игрового взаимодействия, способствую­щие созданию доброжелательной и доверительной атмосферы. Они общие для работы с любым набором метафорических карт. Итак:

· Игра в «Роботов» — не соревнование, в ней не бывает по­бедителей и побежденных.

· Нет «неправильных» ответов или историй.

· При интерпретации получившихся образов наиболее цен­ными являются ассоциации и чувства участников.

· Работа в группе идёт лучше, если игроки реагируют на созданный образ спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику.

· Играя в «Роботов», мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности.

· Нельзя прерывать рассказ других участников и перебивать их.

· В игре мы ценим интеллект и воображение каждого участника.

· Важно воздерживаться от интерпретации образов, получившихся у другого игрока.

· Мы не спорим по поводу интерпретации игроком того или иного образа, но можем задать вопрос, чтобы прояснить то, что не понятно.

· В любой игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в «Роботов», мы допускаем, что дру­гие видят и чувствуют не то, что видим и чувствуем мы.

 

 

Варианты работы с картами «Роботы»

«Похожий на меня»

Попросите ребёнка собрать из частей робота, который будет похож на него: «Представь себе, что ты — создатель роботов. Тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя».

Карты можно выбирать как в открытую, так и вслепую.

Вариант «вслепую» — это выбор из колоды карт, рассортиро­ванных по категориям и лежащих изображением вниз, из них наугад вытягиваются три (голова, туловище, ноги). В этом случае выбранные карточки переворачиваются и из них составля­ется изображение робота. Вариант «в открытую» предполагает осознанный выбор: «Рассмотри головы роботов — какая голова больше подходит тебе? Рассмотри туловища: какое из них мог­ло бы быть твоим? Рассмотри ноги: какие ноги могли бы быть у этого робота?».

Точно так же — вслепую или в открытую — работа может проводиться с раскрасками. Участники могут выбрать чёрно-белые карты, которые потом заменяются на аналогичные чёр­но-белые изображения из раздаточного материала. В этом слу­чае инструкция будет следующей: «Приклей выбранные детали на лист так, чтобы получился портрет робота. Раскрась робота, как тебе хочется, используя краски или цветные карандаши, па­стель или пластилин и т.д., - выбери то, что больше подходит для этого портрета».

С получившимся изображением важно поработать. Можно, например, предложить следующее:

- дай роботу «говорящие» имя и фамилию, которые объ­ясняли бы, кто он такой, что ему нравится, что он любит;

- расскажи о роботе, почему он получился именно таким, чем он похож на тебя?

Созданный образ может стать отправной точкой для даль­нейшей творческой работы разного плана:

· сочинение истории о роботе: «Подумай, как появился на свет этот робот, кто мог бы быть его создателем. Как он живёт? Чем он занимается? Общается ли он с миром лю­дей? Какой у него характер?»;

· создание дома, города, планеты для робота: «Давай соз­дадим место жительства твоего робота, выбери, что это будет: дом, город или, может быть, даже целая планета. Создай ему жилье (нарисуй, построй из кубиков или под­ручного материала), расскажи, как ему здесь живется, где он спит, где ест, как развлекается»;

· создание других роботов по такому же принципу (друга, врага, родителя): «Сейчас мы создадим еще одного робо­та. Подумай, кто это будет. Возможно, это друг твоего ро­бота, может быть, это его родитель или родственник, или недруг твоего робота».

Новый робот может создаваться так же, как предыдущий, или по любой из предложенных схем.

«В прошлом, в настоящем, в будущем»

Инструкция даётся в три этапа:

1. Представь себе, что тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, какой ты сейчас.

2. Теперь тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, каким ты был раньше.

3. Тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, каким бы ты хотел стать в будущем.

Выбор может осуществляться в открытую или вслепую (см. «Похожий на меня»).

Можно поработать с получившимися роботами по одной из схем, описанных в предыдущем упражнении.

Обсуждение

- Что ты думаешь о получившихся роботах?

- Что чувствуешь, когда смотришь на них?

- На какого робота тебе приятнее всего смотреть? Какой робот тебе нравится больше всего?

- А какой — меньше всего?

«Моё настроение»

- Представь себе, что ты создатель роботов. Тебе нужно соз­дать робота, который был бы похож на твое настроение сейчас. (Варианты создания роботов-портретов описаны в предыдущих заданиях.)

Затем можно предложить следующее:

- Расскажи, почему твой робот выглядит именно так, как это связано с твоим настроением? Представь, что твоё на­строение начало портиться (улучшаться). Из-за чего это может произойти? Каким становится твое настроение? Что в первую очередь изменится в роботе? Ты можешь заменить любую часть тела робота, чтобы он стал похо­жим на твое «новое» настроение. (В данном случае ребёнок может заменить одну или несколько деталей совершенно другим изображением — как цветным, так и чёрно-белым, может изменить цвет одной или нескольких деталей за счёт аналогов-раскрасок.При этом первое — базовое — изображение робота сохраняется, а «новые» роботы — с «улучшенным» или «ухудшенным» настроением — выкладываются рядом, чтобы потом их можно было сравнить.)

Расскажи, почему твой робот выглядит именно так, как это связано с твоим «новым» настроением?

 

Обсуждение

- Что ты думаешь об изменениях, произошедших с робо­том? Что чувствуешь, когда смотришь на роботов?

- На какого робота тебе приятнее всего смотреть? Какой робот тебе нравится больше всего?

- А какой меньше всего?

 

 

«Я — мамин, я — папин, я — неповторимый»

- Представь себе, что тебе надо создать робота, похожего на тебя, но при этом надо помнить, что одна его часть тебе досталась от мамы, одна — от папы, а одна — ни на кого не похожа. Определись сам, какая часть «мамина», ка­кая — «папина», а какая — сама по себе. (Процесс созда­ния роботов-портретов описан в предыдущих заданиях).

Обсуждение

- Расскажи, почему твой робот выглядит именно так?

- Что ты чувствуешь, когда смотришь на получившегося робота?

- Что означает каждая его часть?

- Комфортно ли частям робота вместе?

- Что хорошего каждая из частей дает роботу в целом и каждой его части в отдельности?

 

«Портрет семьи» (коллектива, группы)

Этовариант предыдущего упражнения. Работа проводит­ся в тройках. Если речь идёт о коллективе, то можно разделить участников по тройкам, исходя из различных признаков: по спе­циальности, направлениям деятельности, занимаемой должно­сти и т.д. Даётся следующая инструкция: «Представьте себе, что наша семья (коллектив) превратилась в одно существо — робота, у которого есть голова, торс и ноги. Подумайте, кто какой частью тела мог бы стать, как бы эта часть выглядела?»

Обсуждение

- Что каждый член группы вносит в общий портрет?

- Кто какой частью единого организма является?

- Насколько жизнеспособен и гармоничен портрет группы?

- Что в портрете можно изменить?

- Что произойдет, если головой (телом, ногами) станет дру­гой член группы? И т.д.

«Один человек —разные портреты»

Цель этой работы — предоставление возможности членам семьи (группы) дать и получить обратную связь. С этой целью участни­кам даётся следующая инструкция: «Представьте себе, что... (кто-то в группе, семье) превратился в робота, как бы он выглядел, на ваш взгляд?» Участники составляют портрет человека, исходя из своих представлений о нём, его характере, привычках, образе жизни. Они могут использовать как цветные карты, так и чёрно-белые, которые дают возможность внести своё цветовое решение или дорисовать что-то к имеющемуся изображению Имеет смысл, чтобы участник, чей портрет создает группа, в это время создавал свой автопортрет.

После того как данный этап работы завершен, важно, чтобы участники ответили на вопрос о том, почему получившиеся ро­боты выглядят именно так.

Не менее важна и реакция изображенного человека, которо­му необходимо задать следующие вопросы:

- Когда ты смотрел на свои портреты и слушал рассказы, что ты чувствовал?

- Какой робот тебя больше всего удивил? Какой портрет показался наиболее точным?

- Что нового о себе ты узнал?

 

Случай из практики

Случай 1

На консультировании Кати и ее мамы всегда происходит что-то неожиданное. Девочке 12 лет, она очень эмоциональна, подвижна, полна идей и предложений. Мама, наоборот, спокой­на, несколько инертна, поведение дочери ей непонятно. Катя с мамой конфликтуют по множеству поводов: бытовые вопро­сы, стиль одежды Кати, её стремление к самостоятельности и т.д. Мама говорит о том, что её раздражают, пугают перепады Катиного настроения, её грубость. Катя соглашается, что бы­вает резка, жалуется, что у неё не получается «держать себя в руках».

Кате предложили создать робота, похожего на неё, мама в это время должна создать свой автопортрет. Катя радуется за­данию, мама недоумевает, но соглашается. Катя быстро под­бирает голову и туловище, не может определиться с ногами. Мама легко выбирает ноги и туловище и «застревает, буксует» при выборе головы. Катя останавливается на двух карточках с изображением ног.

- Ты выбрала две карточки, но не можешь сделать оконча­тельный выбор. Тебя что-то останавливает?

- Эти классные, но не того цвета.

- Какой цвет выбрала бы ты?

- Не знаю, но другой.

Я предлагаю девочке чёрно-белый аналог, который она может раскрасить так, как ей хочется. Катя радуется этой возможности и решительно берется за дело.

Мама интересуется, может ли она, так же как дочь, взять ту голову, которая ей нравится, и раскрасить ее. Я соглашаюсь.

Работа закипела. Катя раскрашивает ноги желтой, оран­жевой масляной пастелью, внося свои детали в изображение (рис. 1.1). Мама тоже не просто раскрашивает, а делает голову «всё красивее и красивее» (рис. 1.2). Созданные изображения удовлетворяют и маму, и дочь. При об­суждении получившихся роботов я задаю каждой из них воп­росы, что означает для них тот цвет, который их не устроил, и что — выбранный цвет. Как бы изменился робот, если бы у ав­торов не было возможности сделать свой вариант и пришлось бы воспользоваться имеющимся.

Мама говорит о том, что в этом случае робот был бы недо­статочно привлекательным, слишком обычным. Катя говорит о том, что её роботу было бы скучно. Мама обращает внимание на то, что ноги Катиного робота не подходят по цветовой гамме к остальным частям. Катя не соглашается, утверждая, что самая главная часть робота — ноги, потому что они дают возможность двигаться. Мама объясняет, что важнее голова, потому что она оберегает от необдуманных действий. При дальнейшей работе с мамой Кати мы обсуждали их мировоззренческую непохожесть. Мама признала, что иногда завидует дочери, которая совершает дерзкие поступки, ей нравятся люди, способные быстро прини­мать решения, ей самой не хватает спонтанности. Работа с Катей строилась на «перерисовке» и дальше. Мы определяли, в какой части тела рождаются трудно управляемые Катины эмоции, как меняется эта часть тела, что происходит с ней и чего ей хочется.

Консультативная работа с этой семьей продолжается до сих пор, и мы уже не играем в роботов. Но Катя часто вспоминает тот этап нашей совместной работы, хранит фотографию робо­та, похожего на неё.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: