Карты «Роботы» — эффективный инструмент семейного консультирования по вопросам детско-родительских отношений. Работа с ними позволяет сделать наглядными существующие проблемы для всех участников, дает возможность членам семьи получить обратную связь друг от друга. Это интересный потенциал данного упражнения.
Личность ребёнка — это сочетание маминого, папиного и индивидуального. При проведении такой работы можно предложить этим частям вступать в диалоги, озвучивать свои монологи, — важно, чтобы эти части в результате научились гармонично жить. Получается, что мы вроде бы говорим о ребёнке, но при этом родители многое узнают о себе, что способствует их личностному развитию.
В процессе данной работы можно обсудить самые разные вопросы:
· Чем похожи три созданных робота?
· Что каждый вносит в общий в образ?
· Какая часть самая значимая в каждом портрете, какая во всех портретах в целом?
Случай 4
Наташе 5 лет, она общительна, активна. Её привела на консультацию мама, встревоженная состоянием дочери. Наташа начала посещать детский сад месяц назад. Забирая девочку, мама обратила внимание, что она молчалива, неулыбчива, отказывается рассказывать о том, что делала в группе. Отказывается она говорить о детском саде и с психологом. По словам воспитателей, девочка ведёт себя «обычно»: играет, ест, принимает участие в занятиях, «поводов для тревог и волнения нет, просто ребенок так адаптируется».
|
|
На первой встрече мы предложили Наташе поиграть в роботов. Девочка обрадовалась. Было предложено придумать робота и создать его из чёрно-белого варианта. Наташа с удовольствием приклеивала части, раскрашивала их и назвала робота Аней (рис. 4.1). На вопрос психолога, похожа ли Аня на Наташу, девочка ответила утвердительно, сказав, что Аня тоже «любит играть, рисовать и слушать, как мама читает и рассказывает интересные истории». На вопрос, чего Аня не любит, девочка ответила: «Кашу, суп, ходить в варежках».
- А есть что-то, чего твой робот боится?
- Да, мой робот боится уколов.
- Роботу делают уколы?
- Да, когда он сильно болеет, или прививки, или за плохое поведение.
- А роботу уже делали уколы за плохое поведение?
- Ещё нет, но она знает, что сделают, если Аня совершит какой-то плохой поступок.
Наташа не захотела продолжать разговор на эту тему. И с удовольствием начала придумывать игрушки для робота.
Мама Наташи обратила внимание на историю про уколы в качестве наказания. Никто в семье не говорил ничего подобного.
На следующую встречу Наташа принесла нарисованный для робота дом (рис 4.2).
Мама рассказала, что девочка попросила перечитать ей сказку про доктора Айболита и задала вопрос о том, как родители будут наказывать её за плохое поведение. Родители Наташи единодушно ответили, что верят в то, что этого не случится, и в таком случае они будут просто очень расстроены. Девочка не стала пояснять, что она имеет в виду под плохим поведением. Психолог предложил сделать для робота Ани друга. Наташа согласилась и быстро составила из цветных фрагментов сильную мужскую фигуру, объяснив, что «этот робот будет защищать Аню от врагов» (рис. 4.3). Психолог спросил:
|
|
- Как этот робот защитит Аню?
- У него много оружия, которого все боятся. (Девочка нарисовала пистолет и меч.)
- Этим оружием может пользоваться только робот?
- Он его никому больше не дает.
- Он его где-то специально хранит или всегда носит с собой?
- У него есть тайник, про который знает только он и Аня.
- А может робот поделиться с Аней своим оружием?
- Он может подарить меч, только Аня не умеет им пользоваться, она же девочка.
- А хотелось бы Ане научиться пользоваться мечом?
- Не знаю. Её будут ругать, если она начнет драться.
- А ей хочется драться?
- Нет, она хорошая, её просто обижают враги.
- Аня может защитить себя сама?
- Аня — девочка, она не дерётся с мальчиками, хотя ей хочется, чтобы они отстали от неё.
- А что может сделать Аня, чтобы они от неё отстали?
- Позвать друга.
- А ещё?
- Она может сказать врагам, что все расскажет другу, и они испугаются.
- А может Ане помочь меч?
- Только в драке.
- А если враги просто увидят меч?
- Они будут просить, чтобы она дала посмотреть.
- Она даст посмотреть?
- Нет, она пригрозит, что сейчас ударит, все испугаются и убегут.
При обсуждении с родителями результатов встречи мама Наташи отметила, что они всегда внушали дочери, что она «девочка-принцесса» и должна вести себя хорошо, не проявлять агрессии, а уходить от обидчиков «с гордо поднятой головой». Папа сказал о том, что в группе детского сада дочери просто некуда уйти, она вынуждена терпеть обиды. Психолог обратил внимание родителей на тот факт, что «принцессы тоже бывают разные», а умение постоять за себя — важный фактор развития личности.
Третья встреча с Наташей была посвящена созданию роботов-врагов, которые обижают её героиню. Такой враг получился один (рис. 4.4).
Наташа озвучила, что её робот боится врага.
- Посмотри на «робота-врага», что в нём самое страшное?
- Он сильный, у него большие кулаки, он может ударить или толкнуть.
- Как понять, когда он собирается это сделать?
- У него краснеет голова, и он сильно сжимает руки.
- Что может сделать Аня, когда увидела, что он покраснел и сжал кулаки?
- Она может закричать, убежать, позвать друга на помощь, но ей всё равно очень страшно.
Психолог предложил Наташе взять аналоги-раскраски и сделать робота таким страшным. Наташа попросила помощиу родителей. Мама и папа совместно с ребенком закрашивали голову красными фломастерами и маркерами. Когда робота собрали снова, Наташа обратила внимание на то, что он похож на Синьора Помидора из сказки (рис. 4.5).
Наследующую встречу пришел папа Наташи и рассказал, что дома они перечитывали сказку про Чиполлино и смеялись над Синьором Помидором. Наташа рассказала про мальчика, который в детском саду пугает Наташу уколами и обижает. Папа предположил, что можно выбрать с дочерью игрушечный меч и купить его как символ того, что девочка может быть «смелой и уметь постоять за себя».