Размышления о техниках работы. Карты «Роботы» — эффективный инструмент семейного консультирования по вопросам детско-родительских отноше­ний

Карты «Роботы» — эффективный инструмент семейного консультирования по вопросам детско-родительских отноше­ний. Работа с ними позволяет сделать наглядными существую­щие проблемы для всех участников, дает возможность членам семьи получить обратную связь друг от друга. Это интересный потенциал данного упражнения.

Личность ребёнка — это сочетание маминого, папиного и индивидуального. При проведении такой работы можно пред­ложить этим частям вступать в диалоги, озвучивать свои моно­логи, — важно, чтобы эти части в результате научились гармонично жить. Получается, что мы вроде бы говорим о ребёнке, но при этом родители многое узнают о себе, что способствует их личностному развитию.

В процессе данной работы можно обсудить самые разные вопросы:

· Чем похожи три созданных робота?

· Что каждый вносит в общий в образ?

· Какая часть самая значимая в каждом портрете, какая во всех портретах в целом?

 

 

Случай 4

Наташе 5 лет, она общительна, активна. Её привела на кон­сультацию мама, встревоженная состоянием дочери. Наташа на­чала посещать детский сад месяц назад. Забирая девочку, мама обратила внимание, что она молчалива, неулыбчива, отказывается рассказывать о том, что делала в группе. Отказывается она говорить о детском саде и с психологом. По словам воспитателей, девочка ведёт себя «обычно»: играет, ест, принимает участие в занятиях, «поводов для тревог и волнения нет, просто ребенок так адаптируется».

На первой встрече мы предложили Наташе поиграть в робо­тов. Девочка обрадовалась. Было предложено придумать робота и создать его из чёрно-белого варианта. Наташа с удовольстви­ем приклеивала части, раскрашивала их и назвала робота Аней (рис. 4.1). На вопрос психолога, похожа ли Аня на Наташу, девочка ответила утвердительно, сказав, что Аня тоже «любит играть, рисовать и слушать, как мама читает и расска­зывает интересные истории». На вопрос, чего Аня не любит, де­вочка ответила: «Кашу, суп, ходить в варежках».

- А есть что-то, чего твой робот боится?

- Да, мой робот боится уколов.

- Роботу делают уколы?

- Да, когда он сильно болеет, или прививки, или за плохое поведение.

- А роботу уже делали уколы за плохое поведение?

- Ещё нет, но она знает, что сделают, если Аня совершит какой-то плохой поступок.

Наташа не захотела продолжать разговор на эту тему. И с удо­вольствием начала придумывать игрушки для робота.

Мама Наташи обратила внимание на историю про уколы в качестве наказания. Никто в семье не говорил ничего подобного.

На следующую встречу Наташа принесла нарисованный для робота дом (рис 4.2).

Мама рассказала, что девоч­ка попросила перечитать ей сказку про доктора Айболита и за­дала вопрос о том, как родители будут наказывать её за плохое поведение. Родители Наташи единодушно ответили, что верят в то, что этого не случится, и в таком случае они будут просто очень расстроены. Девочка не стала пояснять, что она имеет в виду под плохим поведением. Психолог предложил сделать для робота Ани друга. Наташа согласилась и быстро составила из цветных фрагментов сильную мужскую фигуру, объяснив, что «этот робот будет защищать Аню от врагов» (рис. 4.3). Психолог спросил:

- Как этот робот защитит Аню?

- У него много оружия, которого все боятся. (Девочка на­рисовала пистолет и меч.)

- Этим оружием может пользоваться только робот?

- Он его никому больше не дает.

- Он его где-то специально хранит или всегда носит с собой?

- У него есть тайник, про который знает только он и Аня.

- А может робот поделиться с Аней своим оружием?

- Он может подарить меч, только Аня не умеет им пользо­ваться, она же девочка.

- А хотелось бы Ане научиться пользоваться мечом?

- Не знаю. Её будут ругать, если она начнет драться.

- А ей хочется драться?

- Нет, она хорошая, её просто обижают враги.

- Аня может защитить себя сама?

- Аня — девочка, она не дерётся с мальчиками, хотя ей хо­чется, чтобы они отстали от неё.

- А что может сделать Аня, чтобы они от неё отстали?

- Позвать друга.

- А ещё?

- Она может сказать врагам, что все расскажет другу, и они испугаются.

- А может Ане помочь меч?

- Только в драке.

- А если враги просто увидят меч?

- Они будут просить, чтобы она дала посмотреть.

- Она даст посмотреть?

- Нет, она пригрозит, что сейчас ударит, все испугаются и убегут.

При обсуждении с родителями результатов встречи мама Наташи отметила, что они всегда внушали дочери, что она «де­вочка-принцесса» и должна вести себя хорошо, не проявлять агрессии, а уходить от обидчиков «с гордо поднятой головой». Папа сказал о том, что в группе детского сада дочери просто некуда уйти, она вынуждена терпеть обиды. Психолог обратил внимание родителей на тот факт, что «принцессы тоже бывают разные», а умение постоять за себя — важный фактор развития личности.

Третья встреча с Наташей была посвящена созданию робо­тов-врагов, которые обижают её героиню. Такой враг получил­ся один (рис. 4.4).

Наташа озвучила, что её робот боится врага.

- Посмотри на «робота-врага», что в нём самое страшное?

- Он сильный, у него большие кулаки, он может ударить или толкнуть.

- Как понять, когда он собирается это сделать?

- У него краснеет голова, и он сильно сжимает руки.

- Что может сделать Аня, когда увидела, что он покраснел и сжал кулаки?

- Она может закричать, убежать, позвать друга на помощь, но ей всё равно очень страшно.

Психолог предложил Наташе взять аналоги-раскраски и сделать робота таким страшным. Наташа попросила помощиу родителей. Мама и папа совместно с ребенком закрашивали голову красными фломастерами и маркерами. Когда робота собрали снова, Наташа обратила внимание на то, что он похож на Синьора Помидора из сказки (рис. 4.5).

Наследующую встречу пришел папа Наташи и рассказал, что дома они перечитывали сказку про Чиполлино и смеялись над Синьором Помидором. Наташа рассказала про мальчика, ко­торый в детском саду пугает Наташу уколами и обижает. Папа предположил, что можно выбрать с дочерью игрушечный меч и купить его как символ того, что девочка может быть «смелой и уметь постоять за себя».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: