Размышления о техниках работы. Использование «Роботов» дает возможность получить ин­формацию, важную для построения дальнейшей работы

Использование «Роботов» дает возможность получить ин­формацию, важную для построения дальнейшей работы, разви­тия, коррекции. «Роботы» могут создаваться не только индиви­дуально, но и в парах, группах, особенно если есть потребность научить детей договариваться, искать компромиссы.

В случае затруднений и конфликтов отлично работает пред­ложение выбрать карту «вслепую» («Давайте доверимся слу­чаю, если нам не удается договориться», «Ни мне, ни тебе»). Интересно, что выбранная вслепую карта иногда оказывается настолько неподходящей, что дети предпочитают вернуться к обсуждению и найти решение предыдущего конфликта, исполь­зуя выбранные ранее карты.

При работе в паре или тройке выбор самой значимой для участника части робота и объединение этих частей в общий об­раз, а также «перерисовка» дают возможность каждому участ­нику проявить себя и при этом получить компромиссный об­щий результат.

 

Случай 3

Семья Сережи (14 лет) пришла на консультирование в связи с конфликтами, возникающими из-за различий в требованиях отца и матери мальчика. И как следствие — ложь мальчика во имя достижения своих целей. Родители привели такой наиболее

типичный случай Сережиной лжи: чтобы погулять подольше, мальчик отпрашивается у мамы, ссылаясь на то время, которое уже якобы определил с папой, и т.д.

Сереже предложено собрать робота, который был бы на него похож, с условием, что у него должно быть что-то от мамы, что-то от папы и что-то абсолютно ни на кого не похожее. Портрет Сережи делают и родители — по той же инструкции, на каж­дый самостоятельно.

Рассказ о своём роботе Сереге сначала начал мальчик. Он взял от мамы «многорукость и умение все успевать», от папы «устой­чивость» ног, а голова ни на кого не похожая — «улыбчивая и беззаботная» (рис. 3.1). Мама представила Сережу с «папиным расчетливым мозгом», с мамиными «подвижны­ми ногами» и «крутым, накачанным» торсом (рис. 3.2). Папа не дал имя роботу, он наделил его своей «наблюда­тельностью» (что выражается в множестве глаз на голове), «ма­миным стремлением к красивой одежде» (робот одет в пиджак) и заявил, что Сережа «хочет всё и сразу, ни с чем не считаясь» (на рисунке это выражено обилием ног) (рис. 3.3).

Все члены семьи очень внимательно слушали друг друга. На вопрос ведущего «Что удивило в услышанном?» мальчик отве­тил не сразу.

- Папа, как обычно, критикует меня и маму.

- Ты услышал критику в папиных словах?

- Конечно, он всегда обвиняет маму в том, что она краси­во одевается, а меня в том, — что я ни с кем не считаюсь.

Папа выразил искреннее удивление, заметив, что он созда­вал «положительный образ сына, аккуратного и решительно­го», и объяснил, что при выборе ног он говорил, что сын «ни с чем не считается», имея в виду обстоятельства и условия. Отецрад, что сын говорит о его устойчивости, и считает, что именно этому он пытается его научить, требуя говорить правду, а «не хитрить и изворачиваться».

Мама Сережи тоже удивилась реакции сына, тому, как он «перевернул слова» отца, она сказала, что отец никогда не кри­тиковал её за умение красиво одеваться.

Мальчик был смущен. При консультировании родителей (без ребенка) они сошлись во мнении, что это была живая иллюстрация отношений в семье. Только умение действо­вать совместно может изменить ситуацию в их отношениях с сыном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: