Использование «Роботов» дает возможность получить информацию, важную для построения дальнейшей работы, развития, коррекции. «Роботы» могут создаваться не только индивидуально, но и в парах, группах, особенно если есть потребность научить детей договариваться, искать компромиссы.
В случае затруднений и конфликтов отлично работает предложение выбрать карту «вслепую» («Давайте доверимся случаю, если нам не удается договориться», «Ни мне, ни тебе»). Интересно, что выбранная вслепую карта иногда оказывается настолько неподходящей, что дети предпочитают вернуться к обсуждению и найти решение предыдущего конфликта, используя выбранные ранее карты.
При работе в паре или тройке выбор самой значимой для участника части робота и объединение этих частей в общий образ, а также «перерисовка» дают возможность каждому участнику проявить себя и при этом получить компромиссный общий результат.
Случай 3
Семья Сережи (14 лет) пришла на консультирование в связи с конфликтами, возникающими из-за различий в требованиях отца и матери мальчика. И как следствие — ложь мальчика во имя достижения своих целей. Родители привели такой наиболее
типичный случай Сережиной лжи: чтобы погулять подольше, мальчик отпрашивается у мамы, ссылаясь на то время, которое уже якобы определил с папой, и т.д.
Сереже предложено собрать робота, который был бы на него похож, с условием, что у него должно быть что-то от мамы, что-то от папы и что-то абсолютно ни на кого не похожее. Портрет Сережи делают и родители — по той же инструкции, на каждый самостоятельно.
Рассказ о своём роботе Сереге сначала начал мальчик. Он взял от мамы «многорукость и умение все успевать», от папы «устойчивость» ног, а голова ни на кого не похожая — «улыбчивая и беззаботная» (рис. 3.1). Мама представила Сережу с «папиным расчетливым мозгом», с мамиными «подвижными ногами» и «крутым, накачанным» торсом (рис. 3.2). Папа не дал имя роботу, он наделил его своей «наблюдательностью» (что выражается в множестве глаз на голове), «маминым стремлением к красивой одежде» (робот одет в пиджак) и заявил, что Сережа «хочет всё и сразу, ни с чем не считаясь» (на рисунке это выражено обилием ног) (рис. 3.3).
Все члены семьи очень внимательно слушали друг друга. На вопрос ведущего «Что удивило в услышанном?» мальчик ответил не сразу.
- Папа, как обычно, критикует меня и маму.
- Ты услышал критику в папиных словах?
- Конечно, он всегда обвиняет маму в том, что она красиво одевается, а меня в том, — что я ни с кем не считаюсь.
Папа выразил искреннее удивление, заметив, что он создавал «положительный образ сына, аккуратного и решительного», и объяснил, что при выборе ног он говорил, что сын «ни с чем не считается», имея в виду обстоятельства и условия. Отецрад, что сын говорит о его устойчивости, и считает, что именно этому он пытается его научить, требуя говорить правду, а «не хитрить и изворачиваться».
Мама Сережи тоже удивилась реакции сына, тому, как он «перевернул слова» отца, она сказала, что отец никогда не критиковал её за умение красиво одеваться.
Мальчик был смущен. При консультировании родителей (без ребенка) они сошлись во мнении, что это была живая иллюстрация отношений в семье. Только умение действовать совместно может изменить ситуацию в их отношениях с сыном.