double arrow

Особенности содержания курса биологии в 9 классе


Содержание учебника биологии 9 класса включает в себя 12 глав:

1.Основные свойства и уровни организации живых организмов. Темы: Клетка. Ядро. Цитоплазма. Клеточная оболочка. Деление клетки.

2.Развитие и размножение живых организмов. Темы: Бесполое и половое размножение организмов. Онтогенез. Филогенез.

3.Эволюционное учение. Темы: Эволюционное учение Дарвина. Микроэволюция. Макроэволюция. Вид.

4.Происхождение и развитие жизни на Земле. Темы: Многообразие живых организмов. Эволюция млекопитавющих.

5.Происхождение человекаю. Темы: Движущие силы антропогенеза. Расы человека.

6.Основы генетики. Основные закономерности наследственности. Темы: Генетика. Моногибридное скрещивание. Фенотип. Генотип. Генетика пола. Первый закон Менделя. Аллельные гены.

7.Изменчивость. Закономерности изменчивости. Темы: Модификационная. мутационная, наследственная изменчивость. Генотип. Среда и здоровье человека.

8.Селекция растений, животных и микроорганизмов. Темы: Селекция растений. Селекция животных. Селекция микроорганизмов.

9.Экология. Темы: Экология города. Современные проблемы экологии в Казахстане.




10. Организмы и среда их обитания. Темы: Экологические фактор. Билогические ритмы. Фотопериодизм.

11.Популяции и природные сообщества. Темы: Популяция. Понятие о биоценозе. Роль и строение экосистемы.

12.Современное экологическое состояние окружающей среды. Темы: Биосфера. Загрязнение окружающей среды. Красная книга Казахстана.

70. Календарное и поурочное планирование, требования к ним.

Планирование учебной работы

Планирование – это обязательный компонент работы. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану.

Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.

Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.

Прежде чем приступить к планированию, лучше поговорить с прежним учителем. К планированию приступают в августе: с 15.08. по 25.08. Подводят итог прошедшего года.

Виды планов:

• годовые (календарные). Наиболее приблизительный разброс учебного материала;

• полугодовой;

• четвертной;

• тематический (план серии уроков по данному параграфу или теме);



• поурочный.

Годовой план позволяет определить языковое содержание учебного процесса.

При составлении планов учителя принимают во внимание:

• программу по ИЯ для средней школы и программу для данного года обучения;

• учебный комплекс по ИЯ для данного года обучения;

• подготовку учащихся по ИЯ и РЯ, а также общий уровень их знаний;

• перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году;

• ступени обучения и возрастные особенности учащихся.

Календарный план работы по четвертям составляется большей частью институтами учителей и метод-объединениями школы. Учитель ИЯ получает его уже готовым. Особенность и удобство этого плана в том, что он указывает на объем работы не только на каждую четверть, но и на каждую неделю данного года обучения.

Поурочное планирование

План-конспект урока.

Заголовок: число, класс, урок №, тема, оснащение (учебник, видео, аудио). 3 цели урока: воспитательная, общеобразовательная, развивающая.

Урок иностранного языка – это законченный отрезок работы по обучению, на протяжении кот. осуществляется достижение определенных практических, общеобразовательных и воспитательных целей. Достижение этих целей осуществляется путем выполнения заранее спланированных индивидуальных и индивидуально-групповых заданий на основе используемых учителем средств и приемов обучения. Сущность урока заключается в его речевой направленности.



Успех ОФЯ в большей степени зависит от организации урока. Для того чтобы организовать урок в соответствии с требованиями программы, необходимо соблюдать ряд условий:

• осуществление коммуникативной направленности обучения, т.е. организация такого обучения, кот. подготовит учащихся к реальному процессу обучения.

• обеспечение активности каждого учащегося.

• отсутствие однообразия в организации урока.

• связь нового материала с уже пройденным и постоянное развитие навыков и умений говорения, аудирования и чтения.

• спокойное, внимательное и доброжелательное отношение к учащимся со стороны учителя.

• применение средств наглядности, в т.ч. технических.

Календарное и поурочное планирование, требования к ним.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем для учебного курса по учебному предмету и классу в соответствии с учебной программой учебного курса или предмета.

Задачи составления календарного- тематического планирования является:

-определение места каждой темы в годовом курсе по предмету и места каждого урока в теме;

-определения взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

-выделение в учебном курсе проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпусников, сформулированных в ГОСО с целью конкретизации результатов деятельности учащихся.

Требование к оформлению пояснительной записки к поурочному планированию

-об учебной программе, на основе которой составлено поурочное планирование;

-количество учебных часов, на которое рассчитано поурочное планирование;

-количество часов для освоения практической и контрольной части (в т.ч. о количестве админстративных работ);

-используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературы по форме:

Название учебника

Автор учебника

Издательство, год издания.

В учебно-методический комплект могут входить учебник, рабочая тетрадь, тетради для контрольных работ(на печатной основе), атлас, контурная карта

Также указывается дополнительная литература: сборники материалов для подготовки к итоговой аттестации, сборники контрольных работ, тестов и т.п

Требования к содержанию разделов поурочного планирования

-общее название темы, примерные сроки контрольных работ, количество часов, отведенных на изучение данной темы;

-тема урока; при записи контрольных, лабораторных, практических работ тема указывается;

71. Индивидуальная внеурочная работа учащихся по биологии.

Формы, методы, средства внеурочной работы с учащимися

В связи с жесткой ограниченностью во временных рамках курсов изучения биологии экологическое воспитание чаще всего проводится во внеурочной работе.

Для того чтобы экологическое воспитание осуществлялось наиболее эффективно, нужно использовать различные формы внеурочной работы. Форма организации обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения, используемым учителем в процессе воспитывающего обучения. К ним относится:

1. Домашняя работа;

2. Работа в живом уголке;

3. Работа на пришкольном участке;

4. Летние задания.

1.Домашняя работа — форма организации деятельности учащихся по самостоятельному обязательному выполнению дома учебных заданий, как правило, связанных с темой уроков.

Домашняя работа выполняется по заданиям к каждому последующему уроку и строится с учетом развития детей, их интересов и потребностей, требований программы. При этом по своей направленности она может носить характер как традиционного закрепления пройденного, так и предварительного опережения (анонс материала последующих тем.В целом выделяются следующие группы домашних заданий:

Домашние задания заставляют учащихся еще раз продумывать полученные на уроках знания, закреплять их, пользуясь учебником и дополнительной литературой, самостоятельно решать познавательные задачи, проводить наблюдения или ставить опыты над растениями и животными, готовить к уроку устный или письменный доклад, заполнять таблицы и другое.

Работа в живом уголке Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем размещают и содержат живые объекты кабинета. В уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных учебной программой по биологии в 6 — 11 классах, программами внеклассной работы по биологии.

Работа на пришкольном участке.

Учебно-опытный участок – это база опытнической работы учащихся. Здесь они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и экологии, полученные в классе, познают растительные организмы, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобретают умения и навыки выращивания растений, приобщаются к коллективному труду. Учебно-опытный участок является источником для заготовки коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии.

В учебно-опытном участке выделяют несколько отделов: цветочно–декоративных растений, плодово–ягодных растений, полевых культур и экологический отдел.

Летние задания.

Для учащихся VI класса летние задания носят комплексный характер. Основная их цель сводится к закреплению и углублению ботанических и зоологических знаний, связанных с проведением наблюдений в природе за жизнью растений и животных в различных экологических условиях, выяснением их приспособленности к различной среде обитания, постановке опытов, к проведению наблюдений за выращиваемыми культурными растениями на школьном учебно-опытном участке.

72. Роль отечественных ученных и методистов РК в развитии МПБ.

История методики преподавания биологии по характеру ведущих идей, закономерностям и состоянию школьного естествознания подразделяется на 3 этапа:

• первый этап с 1786 по 1828 гг.;

• второй этап с 1852 по 1878 гг.;

• третий этап с начала ХХ века до 1933 г.

Первый период начинается введением естествознания в школу по времена царствования Екатерины II и продолжается до начала правления Николая I. Характеризуется как описательно-систематический. Отмечен именами В.Ф. Зуева, А. Теряева, И. Мартынова.

Второй период - с момента восстановления школьного естествознания в гимназиях (май 1852 г.) по новому школьному уставу, до внедрения в школу биологического направления. Характеризуется как любеновский. Отмечен именами Д.С. Михайлова, К.К. Сент-Илера, А.Н. Бекетова, А.Я. Герда и др.

Третий период: характеризуется критической переоценкой содержания школьного естествознания, методов и организационных форм, разделением естествознания на самостоятельные предметы: биологию, географию, физику и химию. Отмечен именами Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, Л.С. Севрука, К.П. Ягодовского, В.А. Герда, Б.В. Всесвятского, П.И. Боровицкого, И.И. Полянского, С.А. Павловича и других.

Огромный вклад в развитие методики преподавания биологии этого периода можно отметить В.Н.Львова, М.А.Мензибира, Ю.Н. Вагнера, немецкого педагога О.Шмейля, Б.Е. Райкова, В.В.Половцева, Г.Н.Боча идр.

Накопившийся к началу XX в. опыт преподавания естествознания в школах и теоретические положения методистов обобщил В.В.Половцев.

Самой характерной чертой его является требования, чтобы растения и животные, подлежащие изучению, рассматривались как живые существа, т.е. чтобы это изучение состояло не в описании их форм только, как будто они в виде препаратов в музее, каждое само по себе, а в проникновение в те жизненные явления, которые их, главным образом, характеризуют и указывают на их теснейшую связь как со средой, в которой они живут так и друг с другом.

Характерной чертой дореволюционного естествознания было отсутствие в программах разделов, посвященных вопросам эволюции органического мира, основам дарвинизма. Дело ограничивалось изучением основ ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Начиная с 1923 года, развитие школьной биологии, волевым решением работников административного аппарата, направлялось по пути, разрушавшему роль и значение естествознания как учебного познавательного предмета, знакомившего учащихся с закономерностями живой природы. В основу государственных программ был положен производственный принцип, т.е. программы ГУСа превращали естествознание в отдельные главы сельского хозяйства.

В период до 1931 года ученые-методисты решают множество вопросов по методике преподавания биологии в школе. История этого периода показывает, к каким результатам приводят волюнтаризм в народном просвещении, нарушение системы школьного предмета и игнорирование методики и педагогики как науки.

5 сентября 1931 года ЦК ВКП (б) в Постановлении о начальной и средней школе положил конец «Отмиранию школы». В учебных планах средней школы, перестроенных на основе этого постановления, биологии отводилось значительное место, было «восстановлено в правах» преподавание ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. В это время был издан ряд новых учебников. Среди них, можно отметить, наиболее удачно составлен учебник М.М.Беляева по основам дарвинизма. Появляется много ценных пособий по отдельным разделам школьного биологического курса. Много внимания удаляется экскурсиям в природу, работе на пришкольном участке, самостоятельной работе учащихся и т.п. Над разработкой школьного курса трудятся В.Ф. Натали, К.П.Ягодовский, А.А.Яхонтов, Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, П.И.Боровицкий, С.А.Павлович, В.Ю. Ульянинский, Л.Н.Никонов и др. Можно считать 30-е годы периодом прогрессивного развития и расцвета школьной биологии. С начала 30-х годов в школу постепенно происходит внедрение генетики и селекции

73. Наглядные методы обучения по биологии, требования к ним.

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна. Наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Наглядные пособия используются почти на всех уроках биологии, но это не означает, что все они проводятся наглядными методами. При словесных методах наглядность служит как иллюстрация в подтверждение слов учителя. Например, при рассказе о растениях, животных, которых нельзя показать в натуре, о многих биологических явлениях (перелетах птиц, забота о потомстве) показывают картины, таблицы, фотографии. Но источником информации остается слово учителя – его рассказ, его объяснения.

При проведении урока наглядными методами, а именно опыты, живые объекты, таблицы, муляжи – служат источником информации для учащихся.

Применение наглядных методов должно развивать активность восприятия и мышления учащихся.

Наглядность, применяемая на уроках биологии, может быть:

натуральной (объекты живой природы);

изобразительной (таблицы, муляжи).

Демонстрацию микроскопических объектов применяют в процессе преподавания всех биологических курсов.

Учащиеся сами приготавливают микропрепараты, лучшие из которых демонстрируются всему классу. Пример: «Клеточное строение кожицы лука»

Изобразительные средства наглядности – таблицы и картины – делают дают учащимся представление о строении, форме, окраске изучаемых объектов, их природном окружении, образе жизни и т.д.

Вывесив ту или иную таблицу, важно дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании.

Полезно также привлекать учащихся к «чтению» таблицы, т.е. к ее активному изучению, к рассказу по таблице, к описанию растений и животных, строения внутренних органов, скелета человека.

Рисунки могут служить источником новой информации. Учащимся предполагается ряд вопросов, ответы на которое необходимо увидеть на рисунках. Дальнейшее чтение текста позволяет выяснить, насколько правильным оказались предположения на основе рисунков.

Рисунки могут стимулировать любознательность, вызывая желание расширить знания, получить новую информацию.

Учащимся предлагается рассмотреть рисунки и сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. Возможно, на некоторые вопросы ответ будет найти при чтении текста или внимательном взгляде на рисунки, а наиболее интересные вопросы могут стать заданием для информационного поиска в дополнительной литературе.

Рисунки и схемы учебника могут служить основой для рассказов о питании растений, транспорте веществ в растительном организме, обмене веществ у растений и животных, выработке условных рефлексов, размножении мхов и папоротников и т.п.

Рисунки учебника могут активизировать мышление учащихся. Задания в этом случае направлены не просто на анализ рисунка. Учащимся приходится сравнивать, устанавливать связи, сопоставлять новые сведения с уже известными, обобщать, делать выводы и умозаключения. Иногда на основе рисунков выстраивается система вопросов, которые помогают лучше понять и усвоить изучаемый материал.

Рисунки и схемы могут стать основой для сравнения. Они позволяют сравнить растительную и животную клетку, строения семян однодольных и двудольных растений, обмен веществ у животных и растений и т.п.







Сейчас читают про: