Задание 1. Провести посев испражнений больного на дифференциально-диагностические среды: Эндо, Плоскирева, Висмут-сульфит агар. Оформить схему бактериологического метода исследования колиинфекций.
Задание 2. Произвести посев крови больного брюшным тифом на среду обогащения в соотношении 1:10 в 50 – 100 мл 10 % желчного бульона (для материала, не содержащего постороннюю флору).
Задание 3. Произвести посев мочи больного брюшным тифом среду обогащения селенитовый бульон в соотношении 1:1 (для материала, содержащего постороннюю флору).
Оснащение рабочего места студента:
- Микроскопы с иммерсионной системой.
- Элективные и дифференциально-диагностические среды: желчный бульон, селенитовый бульон, Эндо, Плоскирева, Висмут-сульфит агар.
- Испражнения больного в консерванте.
- Кровь больного.
- Моча больного.
Решение ситуационных задач
Основная литература
1. Медицинская микробиология/ Гл. ред. В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА; 1999. - 1200 с.
2. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.Б. Борисова. - М.: Медицина, 1993. - 240 с.
|
|
Дополнительная литература
1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник / Под ред. Л.Б. Борисова, A.M. Смирновой. - М.: Медицина, 2001. - 528 с.
2. Коротяев А.И., Бабичев С. А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. Учебник. - СПб: Специальная литература, 1998. - 592 с.
3. Определитель бактерий Берги. В 2-х т. - М.: Мир, 1997.
4. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования/ Под ред. Р. Биргера. - М.: Медицина, 1986. - 367 с.
5. Беляков В.Д., Рянис Л.А., Семаненко Т.А. Проблемы номенклатуры и классификации инфекционных болезней человека// ЖМЭИ. 1998. - № 3. - С. 98 - 103.
Занятие 2
Тема: Микробиологическая диагностика эшерихиозов, шигеллезов и сальмонеллезов
Цель: Овладеть практическим навыком идентификации эшерихиозов, шигеллезов и сальмонеллезов.
Студент должен знать:
- Классификацию диареегенных эшерихий.
- Возбудителей шигеллезов.
- Основных возбудителей сальмонеллезов
- Методы лабораторной диагностики кишечных инфекций в соответствии с их патогенетическими особенностями.
- Биологические препараты для диагностики, лечения, профилактики эшерихиозов, шигеллезов и сальмонеллезов.
Студент должен уметь:
- Отбирать подозрительные колонии на дифференциально-диагностических средах с целью выделения чистой культуры возбудителя (2 этап бактериологического исследования).
- Оценить РНГА (реакция непрямой гемагглютинации).
Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
1. Эшерихиозы. Характеристика морфологических, культуральных свойств диареегенных эшерихий и их классификация.
|
|
2. Характеристика морфологических, культуральных свойств возбудителей шигеллезов, брюшного тифа, сальмонеллезов.
3. Патогенетические особенности эшерихиозов, шигеллеза, брюшного тифа, сальмонеллезов.
4. Микробиологическая диагностика эшерихиозов, шигеллеза, брюшного тифа, сальмонеллезов.
5. Биологические препараты для диагностики и профилактики эшерихиозов, брюшного тифа и сальмонеллезов.
Самостоятельная работа студентов:
Задание 1.
а). Провести серологическую идентификацию лактозопозитивных колоний, выросших на среде Эндо, в реакции агглютинации на предметном стекле с поливалентной сывороткой ОКА. Пересеять колонию, давшую агглютинацию на среду Клиглера.
б). Отобрать лактозонегативную колонию на среде Плоскирева и черную колонию на висмут-сульфит агаре и пересеять на среду Клиглера.
в). Приготовить мазки-препараты и окрасить по Граму. Изучить морфологию бактерий.
Оснащение рабочего места студента:
- Поливалентная агглютинирующая сыворотка ОКА.
- Среда Клиглера.
- Среды Эндо, Плоскирева, висмут-сульфит агар с ростом микроорганизмов
Задание 2. Оценить результаты посева крови и мочи больного брюшным тифом на элективные среды (наличие или отсутствие роста микроорганизмов на желчном и силенитовом бульоне).
Оснащение рабочего места студента:
- Желчный бульон с посевом.
- Селенитовый бульон с посевом.
Задание 3. Поставить реакцию пассивной гемагглютинации (РПГА) с целью выявления антител к шигеллам.
Оснащение рабочего места студента:
- сыворотка больного в разведении 1:50,
- физиологический раствор,
- эритроцитарный диагностикум шигеллезный,
- пипетки, пробирки.
Решение ситуационных задач
Дополнительная литература
1. Покровский В.И. Энтеробактерии: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1985. - 321 с.
2. Сатаров С., Суворов А.Н. Идентификация сальмонелл методом экспресс-полимеразной цепной реакции. - ЖМЭИ. - 1997. - № 1. - С. 63 - 66.
3. Бродов Л.Е., Ющук Н.Д. Диагностика и лечение острых кишечных инфекций. - Эпидемиология и инфекционные болезни. - 1997, № 4. - С. 4 - 6.
Занятие 3
Тема: Лабораторная диагностика кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями. Лабораторная диагностика иерсиниоза и холеры.
Цель: Овладеть практическим навыком лабораторной диагностики условно-патогенных бактерий - возбудителей ОКИ, возбудителей иерсиниоза, холерных вибрионов.
Студент должен знать:
- Характеристику возбудителей и бактериологическую диагностику кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза.
- Характеристику возбудителей кампилобактериоза и хеликобактериоза.
- Характеристику клебсиелл, протея, морганелл, гемофильных бактерий.
- Патогенез и методы микробиологической диагностики холеры.
- Диагностические, профилактические и лечебные препараты, применяемые при кишечных инфекциях.
Студент должен уметь:
- Провести серологическую идентификацию диареегенных эшерихий, сальмонелл и шигелл с поливалентными и моновалентными агглютинирующими сыворотками.
- Провести идентификацию выделенных возбудителей по ферментативным свойствам.
- Выписать результат бактериологического исследования и интерпретировать его.
Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
1. Возбудители ОКИ и пищевых токсикоинфекций.
2. Характеристика возбудителей кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза.
3. Кампилобактериоз и хеликобактериоз, патогенез, лабораторная диагностика.
4. Биологическая характеристика клебсиелл и протея.
5. Биологическая характеристика морганелл и гемофильных бактерий.
6. Характеристики возбудителей холеры. Патогенез холеры.
7. Определение видовой и типовой принадлежности возбудителей холеры и холероподобных вибрионов. Экспресс-диагностику холеры.
|
|
8. Диагностические, профилактические и лечебные препараты, применяемые при кишечных инфекциях.
Самостоятельная работа студентов.
Задание 1. Выполнить третий этап бактериологического исследования:
а). Изучить морфологические свойства чистой культуры возбудителей (приготовить мазки-препараты, окрасить по Граму).
Оснащение рабочего места студента:
- Физраствор и предметные стекла,
- краски по Граму.
б). Провести серологическую идентификацию диареегенных эшерихий с поли- и моновалентными агглютинирующими сыворотками
Оснащение рабочего места студента:
- физраствор раствор, пипетки, предметные стекла
- среда Клиглера с чистой культурой, поливалентные агглютинирующие сыворотки (ОКА, ОКБ, ОКД)
- моновалентные агглютинирующие сыворотки (О26, О 55, О 111).
в). Идентифицировать сальмонеллы в реакции агглютинации с поливалентной сывороткой и монорецепторными сыворотками.
Оснащение рабочего места студента:
- физиологический раствор, предметные стекла, пипетки,
- чистая культура на среде Клиглера
- поливалентные агглютинирующие сыворотки: АВСДЕ,
- монорецепторныеагглютинирующие сальмонеллезные О- и Н-. сыворотки
г). Провести серологическую идентификацию шигелл.
Оснащение рабочего места студента:
- Физиологический раствор, предметные стекла, пипетки,
- чистая культура на среде Клиглера,
- агглютинирующие шигеллезные сыворотки: S. flexneri, S. boydii, S. sonnei.
д). Изучить ферментативные свойства выделенных возбудителей
Оснащение рабочего места студента:
- таблицы
- демонстрационные макропрепараты
Задание 2. Микроскопировать препараты Campylobacter и Helicobacter. В пробирке ²Эппендорф²поставить уреазный тест на наличие в биоптате слизистой желудка H. pylori.
Оснащение рабочего места студента:
- гомогенат биоптата желудка
- пробирке ²Эппендорф² с питательной средой
- микродозатор и стерильные наконечники
Задание 3. Произвести посев испражнений холерного больного на 1% пептонную воду и на щелочной агар.
|
|
Оснащение рабочего места студента:
- испражнения больного
- 1% пептонная вода
- щелочной агар.
Задание 4. Приготовить взвесь бактериальной культуры со среды Клиглера в физиологическом растворе и произвести посев бактериальной суспензии на ²Энтеротест². По результатам демонстрационного ²Энтеротест² определить родовую принадлежность выделенного возбудителя.
Оснащение рабочего места студента:
- посев на среде Клиглера
- пробирки со стерильным физиологическим раствором
- ²Энтеротест²
- микродозаторы и стерильные наконечники
- демонстрационный ²Энтеротест² с таблицей
Решение ситуационных задач
Дополнительная литература
1. Скала Л.З., Сидоренко С.В., Нехорошева А.Г. Практические аспекты современной клинической микробиологиии. – М.: ТОО “ Лабинформ”, 1997. – 184 с.
2. Марков Е.Ю. с соавт. Перспективы совершенствования холерной химической вакцины. - ЖМЭИ. - 1998. - № 4. - С. 91 - 96.
3. Кудрявцева Л. В. с соавт. Бактериологическая диагностика хеликобак-териоза // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 1999. - № 4. - С. 51 - 54.
4. Маянский А.Н. Микробиология для врачей. – Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1999. – 400 с.
5. Красноголовец В.Н., Киселева Б.С. Клебсиелезные инфекции. – М.: Медицина, 1996. – 256 с.
Занятие № 4
Тема: Итоговое занятие по кишечной группе бактерий.
Цель: Контрольпрактических навыков бактериологического и серологического методов исследования при кишечных инфекциях.
Студент должен знать:
- Микробиологическую диагностику кишечных инфекций.
- Диагностические и лечебные препараты, применяемые при кишечных инфекциях
Студент должен уметь:
- Выписать результаты бактериологического исследования и интерпритировать демонстрацию, бакпрепараты, таблицы
Тематические вопросы к контрольному занятию
1. Понятие о раневых, респираторных, кишечных, кожно-венерических инфекциях, антропонозных и зоонозных заболеваниях.
2. Методы забора и пересылки исследуемого материала.
3. Методы микробиологической диагностики инфекционных болезней.
4. Возбудители эшерихиозов. Таксономия. Характеристика. Антигенная структура и классификация эшерихиозов. Лабораторная диагностика, роль кишечной палочки в норме и патологии.
5. Возбудители брюшного тифа и паратифов. Таксономия. Свойства сальмонелл. Антигенная структура. Патогенез брюшного тифа. Лабораторная диагностика. Профилактика контактных лиц.
6. Сальмонеллы - возбудители гастроэнтероколитов (сальмонеллезов). Экология и распространение. Серологическая классификация сальмонелл. Лабораторная диагностика.
7. Возбудители шигеллеза. Таксономия. Микробиологическая диагностика дизентерии. Бактериальные препараты для профилактики и лечения.
8. Клебсиеллы. Протеи. Свойства. Их этиологическая роль при ОКЗ и внутрибольничных инфекциях. Особенности лабораторной диагностики.
9. Патогенные вибрионы. Биовары и серовары вибрионов. Патогенез холеры. Лабораторная диагностика. Специфическая терапия и профилактика.
10. Кампилобактериоз и хеликобактериоз, патогенез, лабораторная диагностика.
11. Биологическая характеристика морганелл и гемофильных бактерий.
Оснащение рабочего места студента:
- РПГА с различными диагностикумами
- Среды Эндо, Висмут-сульфит, Плоскирева с ростом колоний
- Пестрый ряд Гисса, засеянный микроорганизмами
Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний