Психические состояния по степени напряжения и способы их нейтрализации

Психические состояния Проявления Способы нейтрализации (применительно к учебному процессу) Способы нейтрализации (применительно к производственному процессу)
  Интеллектуальное напряжение возникает при частом обращении к интеллектуальным процессам при наличии потока проблемных ситуаций    
  Сенсорное напряжение возникает при больших затруднениях в восприятии необходимой информации в неоптимальных условиях деятельности сенсорных систем    
  Монотония возникает при однообразии выполняемых действий, при невозможности переключения внимания    
  Политония возникает при необходимости частого переключения внимания в неожиданных направлениях (характерен для работы учителя, руководителя)    
  Физическое напряжение возникает при повышенной нагрузке на двигательный аппарат человека    
  Эмоциональное напряжение возникает при конфликтных условиях, при повышенной вероятности возникновения аварийной ситуации    
  Напряжение ожидания возникает при необходимости поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия самой деятельности    
  Мотивационное напряжение возникает при выборе критериев принятия решения, сопровождается борьбой мотивов    
  Утомление возникает при временном снижении работоспособности, которое вызвано длительной работой    
  Общий негативный психологический настрой коллектива относительно устойчивое и длительное по времени состояние отрицательного отношения сотрудников к администрации, либо к исполнению профессиональных обязанностей    
  Форс-мажор временное, ситуативное состояние дезориентации работников, когда ситуация на производстве выходит за рамки административных предписаний    

Тема семинарского/практического занятия № 8:

«Операциональная сфера профессионализма»

 

Подготовить теоретические сообщения по вопросам:

1. Характеристика операциональной сферы профессиональной деятельности.

2. Профессиональные способности, знания, умения и навыки.

3. Теоретический анализ подходов к понятиям «самосознание», «профессиональное сознание» в отечественной психологии и педагогике.Структурные и функциональные компоненты профессионального сознания как интегральной характеристики личности педагога.

4. Профессиональное мышление и профессиональная обучаемость.

5. Профессиональная общность и профессиональная среда.

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

1. Каковы структурные и функциональные компоненты профессионального сознания?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскрыть содержание понятий: сознание, профессиональное сознание, самосзознание, профессиональные ценности. Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

 

2. Подготовить доклад по теме: «Сравнительный анализ подходов к понятию «профессиональное сознание» и «самосознание» в трудах отечественных педагогов и психологов»

Тема семинарского/практического занятия № 9:

«Профессиограмма и психограмма. Профессионально значимые личностные качества и психологический портрет профессионала»

Подготовить теоретические сообщения по вопросам:

1. Профессиограмма: сущность, содержание, основные разделы профессиограммы; типы профессиограмм.

2. Основные требования к профессиограмме (Е.М. Иванова, А.К. Маркова).

3. Психограмма как типовой портрет успешного профессионала.

4. Профессионально значимые качества личности и признаки профессиональной непригодности.

5. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.

Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:

  1. Что такое профессиограмма, в чем ее сущность и назначение?
  2. Из каких частей состоит профессиограмма?
  3. Что такое психограмма?
  4. Какова главная цель профессиографирования и профессиограммы?
  5. Какие вы знаете виды профессиограмм и в чем их принципиальное отличие?

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскрыть содержание понятий: профессиограмма, психограмма.Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

2. Описать основные разделы целевойпрофессиограммы учителя, по К.К.Платонову (Приложение 1)

3. Привести в качестве примера возможные противопоказания к занятиям профессиональной деятельностью (по направлению подготовки бакалавра).

4. Провести сравнительный анализ профессиограмм и психограмм ____________ и __________________________.

5. Использование профессиографирования в работе с родителями старшеклассников.

6. Составьте для себя (либо для другого специалиста, уже осуществляющего профессиональную деятельность) сценарий профессионального развития. Используйте для этого методы каузометрии, психобиографии, а также психометрические методы исследования.

  1. Методы и различные схемы составления профессиограмм и психограмм (обзор).

 

Приложение 1

ТИПОВАЯ СТРУКТУРАЦЕЛЕВОЙ ПРОФЕССИОГРАММЫ

(По К.К.Платонову)

1. Общие сведения о профессии:

‾ наименование и назначение профессии (специальности),

‾ характеристика рабочей зоны и рабочего места,

‾ общая и специальная подготовка специалиста,

‾ функциональные обязанности специалиста,

‾ критерии эффективности деятельности.

2. Содержание деятельности:

‾ описание и анализ основных действий и операций,

‾ профессиональные задачи, решаемые специалистом,

‾ особенности приема информации,

‾ особенности переработки информации и принятия решений,

‾ структура исполнительских действий,

‾ анализ ошибок в деятельности специалиста,

‾ соотношение загруженности в ходе работы различных психических функций.

3. Условия деятельности:

‾ санитарно-гигиенические условия,

‾ режим труда и отдыха.

 

4. Социально-психологические факторы деятельности:

‾ характеристика коллектива (группы), в составе которого специалист выполняет свои обязанности,

‾ роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей,

‾ мотивационные аспекты совместной деятельности,

‾ особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.

 

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности,

преобладающие эмоциональные состояния,

влияние динамики состояний на эффективность деятельности,

основные формы профессиональных заболеваний и травматизма,

- основные пути преодоления неблагоприятных состояний.

 

6. Психограмма:

- основные личностные качества, необходимые специалисту,

- ведущие сенсорно-перцептивные характеристики,

- профессионально важные свойства и качества мышления,

- профессионально важные характеристики памяти,

- свойства, определяющие успешность моторных действий,

соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических, мнемических и моторных качеств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: