№ | Психические состояния | Проявления | Способы нейтрализации (применительно к учебному процессу) | Способы нейтрализации (применительно к производственному процессу) |
Интеллектуальное напряжение | возникает при частом обращении к интеллектуальным процессам при наличии потока проблемных ситуаций | |||
Сенсорное напряжение | возникает при больших затруднениях в восприятии необходимой информации в неоптимальных условиях деятельности сенсорных систем | |||
Монотония | возникает при однообразии выполняемых действий, при невозможности переключения внимания | |||
Политония | возникает при необходимости частого переключения внимания в неожиданных направлениях (характерен для работы учителя, руководителя) | |||
Физическое напряжение | возникает при повышенной нагрузке на двигательный аппарат человека | |||
Эмоциональное напряжение | возникает при конфликтных условиях, при повышенной вероятности возникновения аварийной ситуации | |||
Напряжение ожидания | возникает при необходимости поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия самой деятельности | |||
Мотивационное напряжение | возникает при выборе критериев принятия решения, сопровождается борьбой мотивов | |||
Утомление | возникает при временном снижении работоспособности, которое вызвано длительной работой | |||
Общий негативный психологический настрой коллектива | относительно устойчивое и длительное по времени состояние отрицательного отношения сотрудников к администрации, либо к исполнению профессиональных обязанностей | |||
Форс-мажор | временное, ситуативное состояние дезориентации работников, когда ситуация на производстве выходит за рамки административных предписаний |
Тема семинарского/практического занятия № 8:
«Операциональная сфера профессионализма»
Подготовить теоретические сообщения по вопросам:
1. Характеристика операциональной сферы профессиональной деятельности.
2. Профессиональные способности, знания, умения и навыки.
3. Теоретический анализ подходов к понятиям «самосознание», «профессиональное сознание» в отечественной психологии и педагогике.Структурные и функциональные компоненты профессионального сознания как интегральной характеристики личности педагога.
4. Профессиональное мышление и профессиональная обучаемость.
5. Профессиональная общность и профессиональная среда.
Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:
1. Каковы структурные и функциональные компоненты профессионального сознания?
Задания для самостоятельной работы:
1. Раскрыть содержание понятий: сознание, профессиональное сознание, самосзознание, профессиональные ценности. Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
2. Подготовить доклад по теме: «Сравнительный анализ подходов к понятию «профессиональное сознание» и «самосознание» в трудах отечественных педагогов и психологов»
Тема семинарского/практического занятия № 9:
«Профессиограмма и психограмма. Профессионально значимые личностные качества и психологический портрет профессионала»
Подготовить теоретические сообщения по вопросам:
1. Профессиограмма: сущность, содержание, основные разделы профессиограммы; типы профессиограмм.
2. Основные требования к профессиограмме (Е.М. Иванова, А.К. Маркова).
3. Психограмма как типовой портрет успешного профессионала.
4. Профессионально значимые качества личности и признаки профессиональной непригодности.
5. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.
Подготовить ответы на вопросы для коллективного обсуждения на семинаре:
- Что такое профессиограмма, в чем ее сущность и назначение?
- Из каких частей состоит профессиограмма?
- Что такое психограмма?
- Какова главная цель профессиографирования и профессиограммы?
- Какие вы знаете виды профессиограмм и в чем их принципиальное отличие?
Задания для самостоятельной работы:
1. Раскрыть содержание понятий: профессиограмма, психограмма.Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
2. Описать основные разделы целевойпрофессиограммы учителя, по К.К.Платонову (Приложение 1)
3. Привести в качестве примера возможные противопоказания к занятиям профессиональной деятельностью (по направлению подготовки бакалавра).
4. Провести сравнительный анализ профессиограмм и психограмм ____________ и __________________________.
5. Использование профессиографирования в работе с родителями старшеклассников.
6. Составьте для себя (либо для другого специалиста, уже осуществляющего профессиональную деятельность) сценарий профессионального развития. Используйте для этого методы каузометрии, психобиографии, а также психометрические методы исследования.
- Методы и различные схемы составления профессиограмм и психограмм (обзор).
Приложение 1
ТИПОВАЯ СТРУКТУРАЦЕЛЕВОЙ ПРОФЕССИОГРАММЫ
(По К.К.Платонову)
1. Общие сведения о профессии:
‾ наименование и назначение профессии (специальности),
‾ характеристика рабочей зоны и рабочего места,
‾ общая и специальная подготовка специалиста,
‾ функциональные обязанности специалиста,
‾ критерии эффективности деятельности.
2. Содержание деятельности:
‾ описание и анализ основных действий и операций,
‾ профессиональные задачи, решаемые специалистом,
‾ особенности приема информации,
‾ особенности переработки информации и принятия решений,
‾ структура исполнительских действий,
‾ анализ ошибок в деятельности специалиста,
‾ соотношение загруженности в ходе работы различных психических функций.
3. Условия деятельности:
‾ санитарно-гигиенические условия,
‾ режим труда и отдыха.
4. Социально-психологические факторы деятельности:
‾ характеристика коллектива (группы), в составе которого специалист выполняет свои обязанности,
‾ роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей,
‾ мотивационные аспекты совместной деятельности,
‾ особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.
5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:
характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности,
преобладающие эмоциональные состояния,
влияние динамики состояний на эффективность деятельности,
основные формы профессиональных заболеваний и травматизма,
- основные пути преодоления неблагоприятных состояний.
6. Психограмма:
- основные личностные качества, необходимые специалисту,
- ведущие сенсорно-перцептивные характеристики,
- профессионально важные свойства и качества мышления,
- профессионально важные характеристики памяти,
- свойства, определяющие успешность моторных действий,
соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических, мнемических и моторных качеств.