Методические указания для обучающихся по подготовке к практическим занятиям

На практических занятиях э ффективными способами формирования профессиональных и общекультурных компетенций: готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности; способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; владение моральными нормами и основами нравственного поведения - являются групповые формы работы: социально-психологический тренинг, ролевая и деловая игра, групповая дискуссия.

Практические занятия предполагаю выполнение студентами программы Практикума «Развитие личности профессионала».

Прежде чем приступить к проведению заданий практикума, преподаватели и студенты обсуждают возможные затруднения и психологические проблемы, которые могут возникнуть в процессе их выполнения. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывается на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вырабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, знакомство с программой Практикума «Развитие личности профессионала».

Программа ПРАКТИКУМА «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА»

  1. Пояснительная записка

Цель практикума: актуализации рефлексивной позиции будущего профессионала.

Объект коррекционно-развивающего воздействия: студенты 1 курса, обучающиеся по

направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика, профиль: «Прикладная математика и информатика в образовании».

Форма работы: групповая, включая работу в подгруппах и микрогруппах.

Методы работы: дискуссионные (групповая дискуссия, мозговой штурм), игровые методы (ролевая игра, деловая игра).

Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение.

Вводная часть занятия направлена на выявление эмоционального состояния студентов через проведение разминочных упражнений.

Принципы работы группы:

- принцип активности: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия – игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

- принцип исследовательской позиции: участники сами решают коммуникативные проблемы, а преподаватель лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

- принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;

- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Содержание практикума:

Этап диагностики.

Цель: выявление особенностей ценностно-ориентационной деятельности студентов и преобладающих у них стратегий саморазвития в профессии.

Индивидуальные задания:

1. Провести исследование, используя методики психодиагностики:

- «Ценностные ориентации персонала» (Е.Б. Фанталова);

- «Якоря карьеры» (Э.Шейн в адаптации В.Э. Винокурова, В.А. Чикер);

- «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц в адаптации А.А. Рукавишникова);

- «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль в адаптации С.А.Шапкина);

- «Самоактуализационный тест» (М.В. Кроз, Л.Я. Гозман, М.В. Латинская);

- «Определение креативного потенциала» (С.И. Макшанов);

- Тест «Креативность» (Н.Ф. Вишнякова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: