На практических занятиях э ффективными способами формирования профессиональных и общекультурных компетенций: готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности; способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; владение моральными нормами и основами нравственного поведения - являются групповые формы работы: социально-психологический тренинг, ролевая и деловая игра, групповая дискуссия.
Практические занятия предполагаю выполнение студентами программы Практикума «Развитие личности профессионала».
Прежде чем приступить к проведению заданий практикума, преподаватели и студенты обсуждают возможные затруднения и психологические проблемы, которые могут возникнуть в процессе их выполнения. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывается на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вырабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, знакомство с программой Практикума «Развитие личности профессионала».
|
|
Программа ПРАКТИКУМА «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА»
- Пояснительная записка
Цель практикума: актуализации рефлексивной позиции будущего профессионала.
Объект коррекционно-развивающего воздействия: студенты 1 курса, обучающиеся по
направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика, профиль: «Прикладная математика и информатика в образовании».
Форма работы: групповая, включая работу в подгруппах и микрогруппах.
Методы работы: дискуссионные (групповая дискуссия, мозговой штурм), игровые методы (ролевая игра, деловая игра).
Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение.
Вводная часть занятия направлена на выявление эмоционального состояния студентов через проведение разминочных упражнений.
Принципы работы группы:
- принцип активности: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия – игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
- принцип исследовательской позиции: участники сами решают коммуникативные проблемы, а преподаватель лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;
|
|
- принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;
- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);
- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;
- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.
Содержание практикума:
Этап диагностики.
Цель: выявление особенностей ценностно-ориентационной деятельности студентов и преобладающих у них стратегий саморазвития в профессии.
Индивидуальные задания:
1. Провести исследование, используя методики психодиагностики:
- «Ценностные ориентации персонала» (Е.Б. Фанталова);
- «Якоря карьеры» (Э.Шейн в адаптации В.Э. Винокурова, В.А. Чикер);
- «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц в адаптации А.А. Рукавишникова);
- «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль в адаптации С.А.Шапкина);
- «Самоактуализационный тест» (М.В. Кроз, Л.Я. Гозман, М.В. Латинская);
- «Определение креативного потенциала» (С.И. Макшанов);
- Тест «Креативность» (Н.Ф. Вишнякова).