1. Проработать текст лекции на тему «Воспитание и развитие личности»
2. В тексте учебника Подласый И. П. Педагогика. В 3-х книгах. Кн. 3. Теория и технология воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 528 с. // ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/- найти ответы на вопросы, данные ниже.
3. Подготовиться к дискуссии-обсуждению проблемы: «Как соотносятся три генеральных фактора человеческого развития: наследственность, среда и воспитание?». Другими словами, что больше влияет на развитие человека? Какова сила воспитания? Насколько человек воспитуем, насколько сильны в нём наследственные программы? Как эффективно может быть педагогическое воздействие на личность?
Для этого разделиться на 4 подгруппы и коротко в письменном виде ответить на следующие вопросы:
1 Что относится к внутренним и внешним условиям развития?
2 Что передаётся по наследству в детерминированной части программы?
3 Что обеспечивает вариативная часть наследственной программы?
4 Как педагогика разрешает вопрос о наследовании интеллектуальных, специальных, социальных, моральных (духовных) качеств?
5 Какое влияние оказывает социальная (отдалённая) и домашняя (ближняя) среда?
6 Какую роль играет деятельность в развитии человека?
7 Какие закономерности физического развития личности учитывает педагогика?
8 Какие закономерности духовного развития личности учитывает педагогика?
9 Какую периодизацию развития человека от рождения до 28 лет учитывает педагогика?
10 Каковы гендерные общевидовые особенности развития человека?
11 Какие различия между мальчиками и девочками в школьный период развития учитывает педагогика?
12 Какова роль самого человека в собственном развитии?
5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
1. Вариативная часть наследственной программы развития человека обеспечивает
А) продолжение человеческого рода
Б) видовые задатки человека
В) развитие систем, помогающих человеческому организму приспособиться к изменению условий существования
Г) передачу внешних признаков, в частности цвет волос
2. На генетическом уровне мужчины по сравнению с женщинами
А) более чувствительны к прикосновениям
Б) ярче воспринимают цвета
В) имеют мозг на 200-350 граммов тяжелее
Г) более развитое левое полушарие, отвечающее за образное восприятие, за регуляцию речи, письма, интуитивного мышления
3. Основным видом деятельности детей и подростков является
А) игра
Б) учение
В) труд
Г) все вышеназванные
6. Этапы проведения практического занятия:
Даны в практическом занятии № 1.
Ориентировочная основа действия по проведению практического занятия
Вводная часть занятия
На этапе 1. Преподаватель мобилизует внимание студентов
На этапе 2. Преподаватель определяет тему, цели, задачи, мотивирует студентов (описание дано в пунктах 2 и 3 методических рекомендаций). Формулирует главную проблему занятия: «Как соотносятся три генеральных фактора человеческого развития: наследственность, среда и воспитание?». Другими словами, насколько человек воспитуем, насколько сильны в нём наследственные программы? Как эффективно может быть педагогическое воздействие на личность? Какова роль самого человека в собственном развитии?
Основная часть
На этапе 3. Преподаватель задаёт вопросы на выявление степени готовности к занятию:
Что такое «развитие»?
Что такое «воспитание»?
Что в педагогике понимается под средой?
На этапе 4. Преподаватель ориентирует студентов, объясняя, что рассмотрение проблемы будет идти в форме беседы-обсуждения. Отвечая на вопросы домашнего задания, необходимо иметь в виду главный проблемный вопрос.
На этапе 5. Преподаватель прорабатывает первый вопрос (Что относится к внутренним и внешним условиям развития?) со студентами, помогая им своим комментарием.
На этапе 6. Преподаватель организует беседу-дискуссию, опираясь на письменную подготовку каждого из студентов к занятию по остальным вопросам:
1 Что передаётся по наследству в детерминированной части программы?
2 Что обеспечивает вариативная часть наследственной программы?
3 Как педагогика разрешает вопрос о наследовании интеллектуальных, специальных, социальных, моральных (духовных) качеств?
4 Какое влияние оказывает социальная (отдалённая) и домашняя (ближняя) среда?
5 Какую роль играет деятельность в развитии человека?
6 Какие закономерности физического развития личности учитывает педагогика?
7 Какие закономерности духовного развития личности учитывает педагогика?
8 Какую периодизацию развития человека от рождения до 28 лет учитывает педагогика?
9 Каковы гендерные общевидовые особенности развития человека?
10 Какие различия между мальчиками и девочками в школьный период развития учитывает педагогика?
11 Какова роль самого человека в собственном развитии?
На этапе 7. Преподаватель подводит итоги данного вида деятельности студентов, вместе с ними формулирует вывод, к которому пришла группа во время обсуждения. Отмечает степень участи каждого в работе.
На этапе 8. Оценивает индивидуальные достижений студента, выявляет индивидуальные и типичных ошибки и корректирует их.
Заключительная часть занятия
На этапе 9. Подводит итоги занятия, делает выводы, Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы.
В качестве текущего контроля проводится экспресс-контрольная, которая представляет собой диктант с ответами на незаконченные предложения.
На этапе 10. Преподаватель выдаёт домашнее задание на следующее практическое занятие, определяет его содержание и форму выполнения:
1. Проработать текст лекции
2. На основе текста рекомендованного учебника подготовить по подгруппам сообщения на тему:
1. Социализация человека: понятие, виды, агенты, стадии, различия социализации детей и взрослых
2. Семейное воспитание: сущность, задачи, принципы и методы
3. Типы неправильного семейного воспитания
4. Типы семьи по воспитательному потенциалу
3. Для комментария теоретического текста можно привлечь примеры из классики
- «Книги для родителей» А.С. Макаренко (А.С. Макаренко. Собр. соч. в 5 томах. Том 4. – М.: Изд. Правда, 1971),
- а также из книг современных педагогов, например, Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как? – М.: «ЧеРо», 2008.