Расстройства мышления по содержанию

Сверхценные идеи (доминирующие идеи, гиперквантивалентные идеи: гр. hyper — над, сверх + лат. quantum —сколько + valenti — сила) — мысли, возникающие в связи с ка­кими-то действительными фактами или событиями, но при­обретающие для человека особую значимость, определяю­щие все его поведение. Характеризуются большой эмоцио­нальной насыщенностью, выраженным эмоциональным под­креплением. Например, человек, действительно пишущий стихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похва­лы, начинает думать, что он поэт необыкновенный, чрезвы­чайно талантливый, гениальный, и вести себя соответствую­щим образом. Непризнание же его окружающими расценива­ет как происки недоброжелателей, зависть, непонимание и в этом своем убеждении уже не считается ни с какими реаль­ными фактами.

Такие сверхценные идеи собственной исключитель­ности могут возникать и по поводу других чрезвычайно пе­реоцениваемых способностей: музыкальных, вокальных, пи­сательских. Может переоцениваться и собственная склон­ность к научной деятельности, изобретательству, реформа­торству. Возможны сверхценные идеи физического недос­татка, недоброжелательного отношения, сутяжничества.

Человек, в действительности имеющий небольшой косметический недостаток, например слегка оттопыренные уши, считает, что это — трагедия всей его жизни, что окру­жающие к нему из-за этого плохо относятся, что все его не­удачи — только в связи с этим «уродством». Или человека кто-то действительно обидел, и он после этого ни о чем дру­гом уже не может думать, все его помыслы, все его внимание направлены только на это, он уже и в самых безобидных по­ступках окружающих и даже в их доброжелательных дейст­виях видит только одно — желание ущемить его интересы, вновь обидеть его. То же может касаться и сутяжничества (кверулянства; лат. querulus — жалующийся) — склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные ин­станции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция (например, газета, суд и т. д.), куда вначале жаловался такой сутяга, не при­знавшая его «правоты», сама становится объектом очередной жалобы.

Сверхценные идеи особенно характерны для психопа­тических личностей.

Бредовые идеи (бред) — неправильные умозаключе­ния, ошибочные суждения, ложная убежденность, от обыч­ных человеческих заблуждений (например, от суеверия —убежденности в существовании ведьм, колдунов, «нечистой силы») или от неправильного предположения о недоброже­лательном отношении окружающих бред отличается следующим:

1. всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;

2. человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;

3. бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;

4. бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки.


Просто заблуждающийся человек (например, в силу недостатка знаний или особенностей воспитания верящий в «нечистую силу») при настойчивом разубеждении может от­казаться от своих заблуждений, равно как и человек, по тем или иным причинам думающий о плохом к нему отношении окружающих. Если же это бред, допустим, бред околдования или бред преследования, то никакими доводами, никакими фактическими доказательствами этого больного разубедить не удастся. Пока он болен, он непоколебимо будет верить в то, что «испорчен нечистой силой», или в то, что окружающие его «жестоко преследуют».

По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разде­лить на три большие группы: бредовые идеи преследования, бредовые идеи величия ибредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: