Навязчивые волевые расстройства (навязчивые влечения, навязчивые действия)

Эти нарушения, так же как характерологические аномалии, проявляются главным образом поведенческими расстройствами. Чаще всего они представлены в качестве симптомов какого-либо психического заболевания, однако могут быть рассмотрены и как самостоятельная данность. Общей чертой импульсивных действий и влечений является то, что они характеризуются повторяющимися поступками без ясной рационализации мотивации, которые в целом противоречат интересам самого больного и других людей.

Импульсивные действия чаще всего представляют собой симптом тяжелого психического заболевания. Они характеризуются внезапностью, возникают спонтанно и не контролируются сознанием. Больные совершают немотивированные агрессивные и аутоагрессивные поступки, пытаются куда-то бежать или совершать какие-либо иные неадекватные действия.

Импульсивные влечения также характеризуются не контролируемым рассудком стремлением к совершению действий, поведению, не вытекающему из установок личности и часто не только не совместимыми с интересами больного, но и опасными своими последствиями.

Патологическая склонность к азартным играм (F63.0) последнее время встречается наиболее часто. Пациенты испытывают неодолимое влечение к посещению казино, залов игровых автоматов и т.п., где из раза в раз проигрывают имеющуюся наличность. Неконтролируемое чувство азарта заставляет делать это вновь и вновь, в ущерб работе, учебе, семье, другим интересам. Чтобы расплатиться с долгами или добыть деньги для игры, пациенты не останавливаются ни перед чем вплоть до откровенной лжи и правонарушений.

Патологические поджоги (пиромания) (F63.1) – непреодолимое и неосознанное стремление к поджогам собственности или других объектов без очевидных мотивов.

Патологическое воровство (клептомания) (F63.2) – непреодолимое влечение к краже предметов, что не связано с необходимостью в них или материальной выгодой.

Дромомания - стремление к бродяжничеству. Без какой-либо осознанной цели больные оставляют семью, работу и, часто даже не имея необходимых средств, уходят из дома, отправляются в поездку и т.п.

Дипсомания – непреодолимое влечение к употреблению алкоголя. Обычно носит запойный приступообразный характер. В межприступные периоды может наблюдаться абсолютное воздержание и отсутствие даже психической зависимости от спиртных напитков (в отличие от запойного пьянства и алкоголизма).

К этой рубрике также примыкают нарушения идентификации пола (F64) и расстройства сексуального предпочтения (F65). В первом случае отмечается поведение, не соответствующее биологическому полу пациента, стремление носить одежду противоположного пола (трансвестизм), чувство полового дискомфорта с желанием подвергнуться гормональному или хирургическому лечению. Во втором случае речь идет об изменении способа получения сексуального удовлетворения (эксгибиционизм, садизм, мазохизм), либо объекта полового влечения (педофилия, зоофилия, геронтофилия, некрофилия).

Гомосексуализм и бисексуализм в МКБ-10 не рассматриваются в качестве расстройства, однако эти варианты сексуальной ориентации могут обусловливать проблемы для индивидуума и поэтому подлежат соответствующей кодировке (F66.х0, х1, х2).

Грубые нарушения сексуального поведения чаще всего наблюдаются психопатических личностей и умственно отсталых, а также при тяжелых психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, старческое слабоумие).

 

Сверхценные идеи. Варианты сверхценных идей (переоценка биологических свойств своей личности, переоценка психологических свойств своей личности, переоценка социальных факторов).

Сверхценные идеи (доминирующие, превалирующие, фиксирован­ные идеи) – мысли или группа мыслей, возникающие под влиянием дей­ствительных обстоятельств, но, благодаря сильной аффективной окрас­ке, получающие в сознании на длительное Время не соответствующее их реальному значению преобладающее положение. Термин предложен C.Wernicke (1892).

Содержание сверхценных идей разнообразно. Наиболее часто встречаются сверхценные идеи изобретательства, сутяжничества (квеулянтства), реформаторства, супружеской неверности, ипохондричес­кие сверхценные идеи, сверхценные идеи, связанные с семейными и мате­риальными потерями, с совершением неблаговидных поступков и т.д. В одних случаях сверхценные идеи возникают и получают свое доминиру­ющее положение в сроки, исчисляемые днями или неделями, в других – развиваются исподволь, на протяжении месяцев и лет. Раз возникнув, сверхценные идеи способны дополняться новыми фактами и расширять­ся в своем содержании, подвергаться систематизации как за счет соб­ственных домыслов, так и за счет привходящих обстоятельств. То, что противоречит сверхценным идеям, либо игнорируется индивидуумом, либо получает значение прямых или косвенных доказательств его пра­воты. Сверхценные идеи подчиняют себе в различной степени и духов­ную жизнь и деятельность человека. Длительно существующие система­тизированные сверхценные идеи способны повлечь за собой появле­ние совершенно новых ценностных ориентации и установок личнос­ти – сверхценное мировоззрение. Сверхценные идеи обычно сопровождаются стойкими изменениями настроения. Содержание сверх­ценных идей часто коррелирует с его особенностями. Для гипоманиакальных состояний типичны идеи сутяжничества, реформаторства, изоб­ретательства – экспансивные сверхценные идеи; для субдепрессий – ипохондрия, а также идеи морального несовершенства или моральных потерь (например, смерть супруга) – депрессивные сверхценные идеи. Систематизированным экспансивным сверхценным идеям в ряде случа­ев сопутствуют противоправные деяния; депрессивным, например, свя­занным с семейными потерями, ипохондрией – создание культа памя­ти умершего или разработка методов самолечения с помощью трав, диеты, образа жизни и т.д., в некоторых случаях – самоубийство.

Сверхценные идеи при усложнении сменяются бредом; в случаях ре­дукции – состояниями, близкими к навязчивым явлениям. Последние особенно характерны для редуцирующихся ипохондрических сверхцен­ных идей. Поэтому дифференциальный диагноз сверхценных идей дол­жен проводиться в первую очередь с этими двумя психопатологически­ми симптомами.

В тех случаях, когда речь идет о выраженных сверхценных иде­ях, их дифференциальный диагноз с навязчивостями несложен. При сверхценных идеях «я» больного всегда защищает их; при навязчи­вых явлениях «я» больного всегда противоборствует расстройству. Дифференциальный диагноз этих двух групп расстройств становит­ся трудным и даже невозможным в тех случаях, когда сверхценные идеи редуцируются и лишаются своей аффективной насыщенности. В этих случаях «я» больного может начать противостоять существую­щему расстройству, и оно сближается с навязчивостью. Дифференциаль­ный диагноз сверхценных идей и бреда (см. Бред).

Сверхценные идеи встречаются чаще всего в рамках реакций и патологического развития личности у лиц с психопатическими чер­тами характера или психопатическим личностным складом. В ряде случаев сверхценные идеи возникают при мягко развивающихся эн­догенных заболеваниях или на фоне ремиссий с остаточными психопатоподобными расстройствами.

Развернутые и стойкие сверхценные идеи, в частности, сверхценное мировоззрение, возникают, в первую очередь, у лиц зрелого и более по­зднего возраста. Существует точка зрения, что сверхценные расстрой­ства возникают уже в детском возрасте (В.В.Ковалев, 1979).

 

Бредовые идеи. Определение бреда. Классификация бреда по структуре (систематизированный и несистематизированный). Классификация бреда по содержанию (бред с пониженной самооценкой, бред с повышенной самооценкой, персекуторный бред, смешанные формы бреда).

Бред (лат. Delusio) — расстройство мышления, которое характеризуется возникновением не соответствующей действительности совокупности болезненных представлений, рассуждений и выводов[1], в которых больной полностью, непоколебимо убеждён и которые не поддаются коррекции[2]. Эту триаду сформулировал в 1913 Карл Теодор Ясперс[3]. Позже она была дополнена утверждением, что бред возникает только на патологической основе. Поэтому традиционным для отечественной школы психиатрии Блейхер В. М. дает такое определение:

Под бредом мы понимаем совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Вадим Моисеевич Блейхер. Расстройства мышления[1]

Другое определение бреда дает Г. В. Груле (нем.)русск.: «установление связи отношения без основания», то есть не поддающееся коррекции установление отношений между событиями без должной на то основы[4].

Существующие критерии бреда включают в себя:

Возникновение на «болезненной» почве, то есть бред является проявлением заболевания;

Избыточность и несоответствие по отношению к объективной реальности, однако со стойкой убеждённостью в действительности;

Отсутствие коррекции, в том числе путём суггестии[1] и неизменность такой точки зрения[4];

Выход за рамки существующих социально-культуральных особенностей данного общества (что особенно важно при дифференциации, например, от суеверий);

Паралогичность;

В большинстве случаев, кроме некоторых вариантов вторичного бреда, сознание сохраняется ясным[1];

Присутствуют глубокие нарушения личности[1];

Интеллект, как правило, сохранён или ослаблен, при ослаблении интеллекта бредовая система распадается. По Г. Модсли (англ.)русск.: «В крайних случаях слабоумия не могут образовываться даже нелепые идеи»[5].

В рамках медицины бред относится к области психиатрии.

Принципиально важно, что бред, являясь расстройством мышления, то есть психики, при этом — симптом заболевания головного мозга человека. Лечение бреда, по представлениям современной медицины, возможно только биологическими методами, то есть, в основном лекарствами (например, антипсихотиками).

Бред отличают от синдрома Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма), при котором расстройства мышления сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики.

Согласно исследованиям, проведенным ещё В. Гризингером в XIX веке, в общих чертах бред по механизму развития не имеет выраженных культурологических, национальных и исторических особенностей[6]. В то же время возможен патоморфоз бреда: если в Средневековье преобладала одержимость, магия, приворот, в наше время частый бред воздействиятелепатией, биотоками или радаром.

Классификация

Если бред полностью овладевает сознанием, то такое состояние называют острым бредом. Иногда больной способен адекватно анализировать окружающую действительность, если это не касается тематики бреда. Такой бред называют инкапсулированным.

Являясь продуктивной психотической симптоматикой, бред является симптомом многих заболеваний мозга.

Первичный (Интерпретативный, Примордиальный, Словесный)

При интерпретативном бреде первичным является поражение мышления — поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему[7]. При этом восприятие больного не нарушено[6]. Больные могут длительно сохранять работоспособность.

Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации [1]: «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.

К этому варианту бреда относится паранойяльный и систематизированный парафренный бред[1].

Вторичный (чувственный и образный

Галлюцинаторный бред, возникающий вследствие нарушенного восприятия[8]. Это бред с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны — первично нарушение восприятия[8]. Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов — ярких и эмоционально насыщенных озарений. Устранение вторичного бреда удаётся достичь главным образом лечением основного заболевания или симптомокомплекса.

Различают чувственный и образный вторичный бред[1]. При чувственном бреде фабула: внезапная, наглядная, конкретная, насыщенная, полиморфная и эмоционально яркая. Это — бред восприятия. При образном бреде возникают разрозненные, отрывочные представления по типу фантазий и воспоминаний, то есть — бред представления.

Синдромы чувственного бреда:

Острый параноид[9];

Синдром инсценировки[10] — убеждение в том, что вокруг разыгрывается спектакль или фильм, имеющий отношение к больному. В зависимости от аффекта бред может быть экспансивным или депрессивным. Важную роль играют следующие симптомы: бред особого значения, симптом Капгра, явления психического автоматизма (больной уверен, что спектаклем руководит невидимый режиссёр, управляющий действиями и речью персонажей и самого больного)[11]. Вариант синдрома — депрессивно-параноидный с бредом преследования и осуждения и депрессией[12].

Антагонистический бред и острая парафрения[12].

Развиваются синдромы в следующем порядке: острый параноид → синдром инсценировки → антагонистический бред → острая парафрения.

Классические варианты несистематизированного бреда — параноидный синдром и острые парафренные синдромы.

При острой парафрении, остром антагонистическом бреде и особенно бреде инсценировке развивается синдром интерметаморфоза. При нём события для больного изменяются в ускоренном темпе, как фильм, который демонстрируют в быстром режиме[13]. Синдром свидетельствует о крайне остром состоянии больного[13].

Вторичный с особым патогенезом

Голотимный (при аффективных расстройствах[14][15]). Например, маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Всегда образный или чувственный[1].

Кататимный и сенситивный: возникает при сильных эмоциональных переживаниях у личностей с повышенной чувствительностью или страдающих расстройствами личности(например, параноидным) — бред отношения, преследования[15]. Всегда систематизированный[1].

Катестетический — при сенестопатиях, висцеральных галлюцинациях[15].

Бред тугоухих[15].

Как вариант вторичного бреда Н. Е. Бачериков[15] выделяет индуцированный бред. Другие авторы считают его особым механизмом возникновения бреда. В частности, в МКБ-10отдельно выделено индуцированное бредовое расстройство (англ.)русск. (F24.).

Бред воображения

Бред воображения Дюпре — особо выделяемый некоторыми авторами, отличается от интерпретативного и чувственного бреда[16]. При этом варианте бреда идеи основываются не на логической ошибке и не на расстройствах восприятия, а возникают на основе фантазии и интуиции[16]. Бред полиморфный, малосистематизированный и очень изменчив. Чаще это бред величия, любовный бред и бред изобретательства. Есть два его вида: интеллектуальный с преобладанием интеллектуального компонента воображения и наглядно образный с патологическим фантазированием и наглядно-образными представлениями[17].

По структуре бред делится на систематизированный и несистематизированный.

Систематизированный бред характеризуется наличием логической структуры и системы доказательств. Он имеет внутреннюю субъективную логику, в соответствии с которой факты трактуются больным односторонне и искаженно. Такой бред называют интерпретативиым, первичным бредом. Развитие его обычно медленное, хроническое.

Входит в структуру хронических бредовых синдромов.

Несистематизированный бред характеризуется безотлагательными болезненными утверждениями и отсутствием достаточно разработанных логических построений. Его отличает более тесная связь с сиюминутной ситуацией. Источником информации чаще всего является все то, что находится в пределах чувственного восприятия больного. Формирование этого бреда обычно острое, фабула возникает внезапно, она неустойчива и полиморфна. Высказывания больных нередко двойственны, противоречивы и довольно изменчивы. Не являясь продуктом рационального осмысления, последовательных рассуждений, эти мысли не объясняются больными, могут быть непоследовательными и фрагментарными. Для этого бреда характерна тенденция к генерализации с вовлечением в поле зрения больного все большего числа новых событий, фактов, лиц. Развитие несистематизированного бреда, как правило, сочетается с другими, обычно довольно обильными, психопатологическими феноменами — галлюцинациями, эмоциональной патологией, моторными расстройствами, помрачением сознания.

Входит в структуру многих сложных психотических состояний — помрачений сознания, острых галлюцинозов, галлюцинаторнобредовых, параноидных, аффективнопараноидных, аффективнокататонических, кататонопараноидных, парафренных синдромов.

По содержанию различают четыре основные формы бреда.

Бред с пониженной самооценкой характеризуется болезненным преувеличением имеющихся или приписыванием себе несуществующих недостатков или неприятностей (психических, соматических, биографических и т. п.). Выделяют ипохондрический бред — патологическая идея о неизлечимой болезни или о заболевании, унижающем человеческое достоинство или приводящем к инвалидности, или о недиагностированном и т. п.; бред самообвинения (греховности, самоосуждения) — приписывание себе мнимых или непомерное преувеличение имевших место незначительных неблаговидных поступков и действий и т. п.; бред самоуничижения (микромания) — болезненное утверждение об исключительно отрицательных собственных моральных, интеллектуальных, физических или иных качествах, о собственном ничтожестве; бред дисморфоманический (бред физического недостатка) — убежденность в якобы замечаемых окружающими мнимом уродстве больного или вроде бы исходящем от него крайне неприятном запахе (пота, гениталий, кишечных газов) — соответственно косметический и парфюмерный варианты; нигилистический бред — убежденность в тяжелейшем заболевании, которое сопровождается прекращением функционирования внутренних органов, исчезновением или гниением внутренностей, всего тела.

Бред с повышенной самооценкой характеризуется преувеличением реальных свойств собственной личности или приписыванием себе несуществующих выдающихся качеств. К этой группе относятся: альтруистический бред (мессианства) — мысль о высокой политической, религиозной, медицинской и иной миссии, якобы возложенной на больного; бред высокого происхождения (иного происхождения, чужих родителей) — убеждение в случайной или преднамеренной подмене родителей в детстве, мысль о рождении от лиц, занимающих высокое положение в обществе; бред изобретательства (открытия) — мысль о совершении больным гениального изобретения или открытия; бред реформаторства — патологическая идея радикального изменения политического устройства общества, его экономики, той или иной науки с целью достижения общего блага; любовный (эротический) бред — убежденность во влюбленности определенного лица (лиц) в больного; бред притязания — идеи, обусловливающие активную борьбу больного за якобы попранную справедливость, осуществление необоснованных прав и стремлений и т. п., что нередко сочетается с идеями изобретательства и реформаторства, иногда с бредом кверулянства; бред богатства — болезненное убеждение в наличии мнимых богатств, ценностей у больного; бред величия — преувеличение своих духовных, психических, физических качеств, социального положения, возможностей. Бред величия имеет три основных варианта: а) маниакальный — больной преувеличивает свои реальные качества, обычно предполагая возможные достижения в будущем, содержание идей при этом не несет очевидной нелепости, б) мегаломанический (экспансивный) характеризуется фантастичностью, грандиозностью, порой сказочностью преувеличений событий, которые, по утверждению больного, уже свершились, в) паралитический отличается выраженной нелепостью грандиозных утверждений и сочетается с глобальным слабоумием.

Персекуторныи бред (бред преследования) отличается тем, что возникает убежденность об угрозе или вреде физическому или психическому «Я» больных, ожидаемых или причиняемых извне.

К персекуторным формам бреда относятся следующие:

Архаический бред, содержание которого отражает реальную угрозу, актуальную для прошедших времен (идеи колдовства, воздействия нечистой силы и пр.).

Бред воздействия — патологическая уверенность больного, что он находится под воздействием гипноза (бред гипнотического или телепатического воздействия) или воздействием радиации, космических лучей, лазеров и т. п. (бред физического воздействия). Как правило, этот симптом сочетается с разнообразными психическими автоматизмами — ощущением собственных психических процессов как «сделанных», навязанных извне, привнесенных с помощью гипноза или физического воздействия. Среди психических автоматизмов выделяют: идеаторные (ассоциативные) автоматизмы — ощущение «сделанности», искусственности своих мыслей, насильственности их происхождения и течения. К ассоциативным автоматизмам относятся: ментизм — мимовольный наплыв мыслей, не поддающихся упорядочению самими больными, симптом открытости — убежденность в наличии у окружающих возможности узнавать мысли, чувства, переживания больного, часто интимного содержания, повторять его мысли, симптом разматывания воспоминаний — ощущение «сделанности» представлений, образных воспоминаний, насильственно выстраивающихся в последовательный ряд. К психическим автоматизмам относятся также моторные (двигательные, кинестетические) — переживание своих действий, движений, поступков как кемто «наведенных», вызванных посторонним влиянием, речедвигательные — ощущение собственной речи как навязанной извне, чужой, чувство управления со стороны своим речедвигательным аппаратом, аффективные — ощущение чуждости переживаемых больным эмоций с убежденностью в их «сделанности», сенестопатические — наличие разнообразных сенестопатий с убежденностью в том, что они являются следствием какогото (обычно физического) воздействия со стороны или кемто специально вызываются. С психическими автоматизмами связан бред овладения (симптом робота) — убеждение пациента в полной подчиненности всех форм его жизнедеятельности постороннему влиянию, полной управляемости психики со стороны. Больной чувствует себя «марионеткой», «роботом».

Персекуторными формами бреда также являются: бред двойников — идея о существовании собственных копий (двойников), совершающих вместе с больным или вместо него различные поступки, порой позорящие его; бред метаморфозы (превращения) — убежденность больного в том, что он превращается в животное, инопланетянина, в другого человека или неодушевленный предмет; бред ущерба — патологическая мысль о том, что больному причиняют материальный урон — порча и подмена вещей, воровство продуктов, и т. п. К нему близок бред обнищания — идея о лишении (полном или частичном) больного или его близких принадлежащих им ценностей, о разорении (бред разорения); бред одержимости — представление о внедрении в организм больного животных или фантастических существ; бред отношения — отнесение в свой адрес нейтральных событий, ситуаций, информации (например, поведение прохожих, индифферентный разговор сослуживцев, и т. п.), которые трактуются болезненно, с убежденностью в отрицательном отношении к пациенту, ущемлении его интересов в быту, на службе и т. п.; бред отравления — идея о добавлении ядов в продукты, воду, их распылении в воздухе и нанесении на поверхность тела с целью причинения вреда здоровью пациента или его убийства; бред ревности — убеждение в неверности сексуального партнера, приносящей больному моральный ущерб; антагонистический (манихейский) бред — представление о борьбе двух партий, враждебных группировок, государств, миров, сил добра и зла за привлечение больного на свою сторону ввиду наличия у него особых свойств личности или организма, при этом ему угрожают пытками, издеваются над ним, стараясь принудить к переходу на чьюлибо сторону.

Смешанные формы бреда отличаются сочетанием в фабуле персекуторных идей с бредом повышенной или пониженной самооценки,

В этой группе выделяют следующие формы:

бред протекции — больной уверен, что с целью подготовки его к исполнению особой или великой миссии, определенного предназначения над ним экспериментируют, пытают, изолируют от общества, и т. п.;

бред благожелательного воздействия — больной полагает, что на него воздействуют извне с целью перевоспитания, обогащения опытом, знаниями, навыками, особыми качествами, улучшения настроения, и т. п.;

бред инсценировки — больной считает, что все вокруг него специально подстроено, разыгрывается по какомуто особому сценарию, в котором каждый из окружающих играет определенную роль, скрывая свои истинные намерения (благожелательные или недобрые);

бред кверулянства (сутяжничества) — болезненное присвоение миссии борьбы с преувеличенными несуществующими или мнимыми недостатками или же за свои или чужие якобы попранные права и достоинство. Средствами здесь выступают жалобы, заявления, тяжбы, и т. п.; бред обвинения (осуждения) — больной убежден, что его осуждают и преследуют окружающие лица, которые ошибочно или умышленно обвиняют его в совершении неблаговидных поступков или преступлений, к которым он в действительности не имеет никакого отношения, или преувеличивают его реальные поступки в прошлом.

Перечисленные выше частные формы бреда не исчерпывают всего его многообразия. Отмечаются также:

бред интерметаморфозы (метаболический) — убежденность в полном изменении окружающей обстановки, ее несоответствии реальности, превращении предметов, перевоплощении людей, и т. п.;

симптом положительного двойника — больные по выражению лица, походке, манере поведения в незнакомых им людях «узнают» близких или хорошо знакомых;
симптом отрицательного двойника — больные по тем же самым признакам «определяют» среди родных и близких чужих, загримированных под них лиц;

бред особого значения — распознавание в окружающей среде, предметах, явлениях, поведении людей особых, понятных только больному знаков, тайного смысла, указаний и т.п.;

полиморфный бред — бред с большим количеством тем, не объединенных общей фабулой;

симптом Фреголи — один из вариантов бреда двойника, при котором больной замечает, как один и тот же человек якобы постепенно меняет свою внешность с помощью грима, принимая черты непохожих друг на друга людей.

Встречаются также иные формы бреда, содержание которого связано с преимущественным нарушением других психических функций. К ним относятся сенсорный, конфабуляторный, аффективный и резидуальный бред.

Сенсорным бред сочетается и тесно связан с массивными расстройствами чувственного познания (сенестопатии, психосенсорные расстройства, галлюцинации). Его фабула однотематична с содержанием сенсорных расстройств, имеет с ними корреляционную зависимость по остроте и динамике. Вариантом сенсорного бреда является катестетический (ипохондрический) бред, обусловленный сенестопатиями.

Входит в структуру острых галлюцинозов, галлюцинаторнобредовых, сенестопатическиипохондрических синдромов и помрачения сознания.

Кояфабуляториый бред сочетается с конфабуляциями, в которых и черпает свою тематику. Последняя обычно отличается нелепостью, нередко фантастичностью и грандиозностью.

Входит в структуру парафренных и конфабуляторнобредовых синдромов.

Аффективный бред сочетается и тесно связан с выраженной эмоциональной патологией (депрессией, манией, тревогой, страхом, дисфорией, эмоциональным напряжением) и подразделягтся на голотимический и кататимический бред. Голотимический возникает при полярных (маниакальных и депрессивных) аффективных синдромах, имеющих, как правило, эндогенное происхождение. Содержание и актуальность бреда определяются полюсами и степенью выраженности господствующего аффекта. При эйфории — идеи с повышенной самооценкой, при тоске — пониженной. Кататимический бред возникает в условиях кататимного типа патологического реагирования в условиях определенных жизненных ситуаций, сопровождающихся резким эмоциональным напряжением. Как правило, он имеет психогенное происхождение и обычно связан с особенностями личности. Содержание бреда ситуационно обусловлено и понятно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: