Вопрос 42 Шизофрения: причины и формы (по МКБ-10)

 

Шизофрения — заболевание, протекающее с психотическими симптомами (например, ощущение приема или передачи мыслей на расстоянии или их отнятия; бред воздействия, контроля со стороны, чувство «сделанности» движений, поступков, ощущений и мыслей; слуховые галлюцинации либо комментирующие поведение больного, либо в форме диалога, другие голоса, идущие из определенных частей тела, стойкий бред вычурного содержания), которые нарушают поведение больного, изменяют его мышление, эмоциональные реакции и восприятие окружающего.

Этиология – неизвестна.

 

этиопатогенез шизофрении

 

Теории:

1. Генетические факторы. Заболеванию подвержен 1 % населения. Риск развития болезни у ребенка составляет 11,8 %, в случае если шизофренией страдает один из родителей. Когда заболеванию подвержены оба родителя, риск для ребенка составляет 25-40 % и больше. С 85 %-ной вероятностью развивается у обоих однояйцевых близнецов.
2. Биохимические теории: нарушения процесса обмена серотонина, дофамина, глютамата, ацетилхолина.
3. Психосоциальная гипотеза.
4. Теория стресса.

Рассмотрим подробнее некоторые теории:

 

· Самого разного рода стресс влияет на «ущербную» личность, в большинстве случаев это стресс, который связан с нагрузкой ролей взрослого.

 

· Влияние родителей: психиатры из Америки Линдз и Блейцег описали тип «шизофреногенной матери». Обычно это женщина со следующими характеристиками: холодная, некритичная, ригидная (с «застывающим», отсроченным аффектом), обладающая запутанным мышлением (как правило, «подталкивает» ребенка к шизофрении с тяжелым течением).

 

· Существует вирусная теория.
Теория, суть которой заключается в том, что шизофрения является медленно прогрессирующим ослабоумливающим процессом, таким как, к примеру, энцефалит. Объем мозга у больных с диагнозом «шизофрения» уменьшен.

 

 

Диагноз и симптомы:

Диагноз нельзя поставить на основании одного симптома.

Страдают сферы:

1. Наблюдается снижение общего функционирования

2. Наблюдается патологическое изменение содержания мышления (бред, бедность содержания мыслей)

3. Нелогичность мышления (разорванность, инкогерентность, поверхностность мышления; эхолалии, неологизмы и т.д.)

4. Искажение восприятия (галлюцинации: зрительные, обонятельные, тактильные, слуховые и т.д.)

5. Аффективные нарушения (обеднение эмоций, их притупление, дурашливость, эмоциональная лабильность, эмоциональная неадекватность)

6. Нарушения смовосприятия (утрата границ своего я, нарушения осознания своей полной принадлежности, неспособность отличать внутренний мир от внешнего, деперсонализация)

7. Волевые изменения (волевая амбивалентность и т.д.)

8. Нарушения в сфере межличностных контактов (социальная и эмоциональная отчужденность, агрессивность, неадекватность в сексуальной сфере)

9. Изменение психомоторного поведения (ажитация, или наоборот аутизм, гримасы, манерность, итуалы, катотония (застывания в позе) или резкое возбуждение)

10. Сознание (сохраняется ориентировка во времени, пространстве, окружающих лицах и отсутствует выраженнаое изменение в памяти и конкретном мышлении)

 

Все симптомы делятся на две группы:

1. Позитивные:

a. Бред

b. Галлюцинации

c. Странное поведение

d. Расстройства мышления

e. Повышение речевой активности

2. Негативные

a. Снижение яркости переживаемых эмоций

b. Бедность речи

c. Потеря мотивации

d. Ангедония (неспособность получать удовольствие от тез вещей, которые раньше доставляли удовольствие)

e. Обрывы мысли

f. Неопрятность

g. Социальная отчужденность

h. Расстройства внимания

i. Когнитивные нарушения

Более опасными являются негативные симптомы: позитивные рано или поздно проходят, а негативные – речь идет о распадение личности, деградации личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: