Меркантилизм
Предмет - обмен (экономическая наука определялась как наука о видах деятельности,
связанной с обменом и денежными отношениями между людьми)
Для увеличения национального богатства, нужно заниматься внешней торговлей, больше
производить, больше продавать, меньше покупать (политика протекционизма).
Представитель: Антуан Монкретьен - 1615г. Трактат о политической экономии, посвятил
Людовику XIII.
Взгляды из Англии
• а) Уильям Петти - Труд - источник богатства, земля - его мать
• б) Адам Смит - считал, что экономическая наука - наука о богатствах. Источник
богатства - производство.
Оба изучали все сферы экономической деятельности.
Марксизм
Основоположник - Карл Маркс. "Изучение экономических процессов с позиции
пролетариата. Экономика носила классовый характер. Предмет изучения: совокупность
производственных отношений в единстве с производительными силами.
Маржинализм (буржуазная политическая экономия)
Эта наука 'чистая' и естественная, необходимо активно использовать математический аппарат
|
|
(т.е. имеет свои закономерности, которые можно описать функциональной зависимостью).
Началось с развития теории предельной полезности.
Последователи: Давид Рикардо, Жан Батист Сэй, Леон Вальрас, Джон Бейтс Кларк.
Политическая экономия => экономика - наука о рациональных способах использования
ограниченных экономических ресурсов.
Кейнсианство
Основоположник: Джон Мейнард Кейнс (нашёл выход из Великой Депрессии 30-х). 1936г.
Общая теория занятости, процентов и денег
Государство - субъект экономических отношений (считал вмешательство государства в
экономику обязательным)
Функции: (wiki)
1) Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики,
устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов
экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).
2) Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для
развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент,
ценообразование).
3) Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику,
основные понятия о рынке.
4) Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической
ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д.,
разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;
5) Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов
разрабатывать направления перспективного развития.
|
|
Методы экономических исследований.
1) Экономическая модель - упрощенная картина реальности (с некоторыми допущениями)
2) Метод абстрагирования - для простоты рассматриваются экономические проблемы,
исключая некоторые факторы, которыми можно пренебречь (без международных
экономических отношений и проч.)
3) Графический метод - используем графики (квп, кривую спроса и т.д.)
Исследуем отношения в экономике с полной занятостью (всё, что возможно, вовлечено в
процесс производства, отсутствует безработица) и с полным объёмом производства (все
ресурсы распределены эффективно)
2. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей.
Общество не может производить все товары в любом количестве, поэтому в любом обществе
возникают 3 основных проблемы:
• 1) Что производить?
• 2) Как производить? (какие ресурсы и технологии использовать для более
эффективного производства)
• 3) Для кого производить? (какие продукты, в каком количестве и на каком основании
пойдут в потребление определённого члена общества)
Решение этих проблем зависит от той или иной экономической системы.