Методы экономических исследований

Меркантилизм

Предмет - обмен (экономическая наука определялась как наука о видах деятельности,

связанной с обменом и денежными отношениями между людьми)

Для увеличения национального богатства, нужно заниматься внешней торговлей, больше

производить, больше продавать, меньше покупать (политика протекционизма).

Представитель: Антуан Монкретьен - 1615г. Трактат о политической экономии, посвятил

Людовику XIII.

Взгляды из Англии

а) Уильям Петти - Труд - источник богатства, земля - его мать

б) Адам Смит - считал, что экономическая наука - наука о богатствах. Источник

богатства - производство.

Оба изучали все сферы экономической деятельности.

Марксизм

Основоположник - Карл Маркс. "Изучение экономических процессов с позиции

пролетариата. Экономика носила классовый характер. Предмет изучения: совокупность

производственных отношений в единстве с производительными силами.

Маржинализм (буржуазная политическая экономия)

Эта наука 'чистая' и естественная, необходимо активно использовать математический аппарат

(т.е. имеет свои закономерности, которые можно описать функциональной зависимостью).

Началось с развития теории предельной полезности.

Последователи: Давид Рикардо, Жан Батист Сэй, Леон Вальрас, Джон Бейтс Кларк.

Политическая экономия => экономика - наука о рациональных способах использования

ограниченных экономических ресурсов.

Кейнсианство

Основоположник: Джон Мейнард Кейнс (нашёл выход из Великой Депрессии 30-х). 1936г.

Общая теория занятости, процентов и денег

Государство - субъект экономических отношений (считал вмешательство государства в

экономику обязательным)

Функции: (wiki)

1) Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики,

устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов

экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2) Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для

развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент,

ценообразование).

3) Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику,

основные понятия о рынке.

4) Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической

ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д.,

разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

5) Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов

разрабатывать направления перспективного развития.

Методы экономических исследований.

1) Экономическая модель - упрощенная картина реальности (с некоторыми допущениями)

2) Метод абстрагирования - для простоты рассматриваются экономические проблемы,

исключая некоторые факторы, которыми можно пренебречь (без международных

экономических отношений и проч.)

3) Графический метод - используем графики (квп, кривую спроса и т.д.)

Исследуем отношения в экономике с полной занятостью (всё, что возможно, вовлечено в

процесс производства, отсутствует безработица) и с полным объёмом производства (все

ресурсы распределены эффективно)

 

2. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

 

Общество не может производить все товары в любом количестве, поэтому в любом обществе

возникают 3 основных проблемы:

1) Что производить?

2) Как производить? (какие ресурсы и технологии использовать для более

эффективного производства)

3) Для кого производить? (какие продукты, в каком количестве и на каком основании

пойдут в потребление определённого члена общества)

Решение этих проблем зависит от той или иной экономической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: