Социальные представления о здоровье

Социальная модель познания предполагает изначальную множественность (поливариантность) интерпретаций человеческого опыта. Неоднократно отмечалось, что одно и то же социальное явление, событие или сообщение может приобретать различные значения и смыслы, преломляясь в сознании субъектов, представляющих различные социальные группы или субкультуры. Эта закономерность распространяется и на социальные представления о здоровье. Разные группы людей занимают совершенно разные социальные пространства и, вследствие этого, совершенно по-разному воспринимают и перерабатывают информацию (Холл). И хотя процесс переработки информации, как показывают семиотические исследования, в значительной степени опосредуется общей языковой системой, конкретный субъект опирается также на специфические «смысловые структуры», которые коренятся в его собственных идеях и опыте, отражая специфику социальной общности, объемлющей данного субъекта. Эта закономерность выявилась при исследовании принципов кодирования-декодирования, в частности, на примере декодировки медиа-сообщений [Холл, Эко]. На основании этих исследований был сделан вывод о первичности получателя (а не отправителя) сообщения в определении смысла последнего [там же]. У.Эко отмечал, что любое сообщение декодируется получателем в свете определенной идеологии или в определенной «культурной рамке», которой детерминирован подбор кодов, необходимых для распознавания смысла. Эта «рамка» включает в себя идеологические, религиозные, этические и политические убеждения, социальные установки, вкусы, предпочтения, ценности, а также связанные с ними ожидания и допущения. Отсюда следует, что формирование устойчивого позитивного настроя на собственное здоровье во многом зависит от того, какую установку на здоровье «проповедуют» в социальном окружении данной личности (в профессиональной среде, этническом окружении, в семье и т.д.).

Основной рекомендацией в данном направлении является постоянное отслеживание специфики валеоустановок в социальном окружении интересующего нас контингента профессионалов. Диагностическими средствами здесь могут быть прямые вопросы (при большом количестве опрашиваемых), а также проективные методики: рисуночные и вербальные (при небольшом числе опрашиваемых).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: