Индивидуальная установка на здоровье

Социальные представления о здоровье, обсуждению которых был посвящен предыдущий параграф, могут рассматриваться не только как репрезентации социальных групп, но и как изменчивые формы социально-психологической регуляции здоровья отдельной личности. Они образуют ту сферу или среду, в которой и poждаются всевозможные «исцеляющие вымыслы», терапевтические мифы и оздоровительные практики. Эти представления могут быть схематичны и бедны или развернуты и конкретизированы, все зависит от уровня «культуры здоровья» конкретных групп населения. Но даже тогда когда они недостаточно сформированы и дифференцированы, в них просматривается «эталонное основание».

Однако, существует еще одна группа феноменов, обеспечивающих регуляцию здоровья, только уже на индивидуально-личностном уровне.. В эту группу входят особые интегрирующие структуры психики, предназначение которых состоит в том, чтобы поддерживать внутреннюю согласованность личности, гармонизировать ее отношения с миром и обеспечивать условия личностного роста. Эти феномены обозначаются как валеоустановки (от латинского valeo — «быть здоровым»). Это индивидуально-своеобразные побеги того изначального «зерна здоровья», которое постепенно, с самого младенчества, прорастает в душе каждого человека.

«Всему живущему идти путем зерна», — так писал Владислав Ходасевич. Но каждое отдельное зерно проходит свой индивидуальный путь развития.

В каждом человеке заложен потенциал здоровья, о днако, подобно тому, как одно и то же зерно даёт разные побеги в зависимости от того, в какую почву оно попадает (плодородную или истощенную), так и этот потенциал может быть реализован по-разному под влиянием индивидуальных особенностей и тех социальных условий, в которых формируется личность. Даже слабый побег свидетельствует не только о дурной почве, но и о зерне, давшем ему жизнь. Зная, что требуется зерну для благоприятного развития, человек может надлежащим образом возделывать почву.

Метафора «зерна здоровья» выражает идею о внутриличностной (интрапсихической) интегрирующей структуре наглядно-образным, символическим языком и далека от научной строгости. Переходя от интуитивного постижения проблемы к ее исследованию, сделаем следующее допущение: то, что заложено в человеке как потенция, может быть исследовано в своих конкретных проявлениях, т.е. в актуализированной форме; можно судить о «зерне» по его «побегам». Любой человек в той или иной мере реализовал свой потенциал здоровья, причем характер этой реализации в значительной мере обусловлен социокультурным контекстом, в частности теми эталонами и социальными представлениями, которые составили предмет наших исследований.

В психике конкретного индивида могут быть обнаружены следующие компоненты, непосредственно связанные с психическим здоровьем:

1. Представления о здоровье и болезни.

2. Эмоциональное отношение к проблемам здоровья, их субъективная оценка и переживание, а также эмоциональный настрой, обусловленный общим самочувствием.

3. Поведенческие стереотипы, направленные на преодоление болезни и поддержание здоровья.

Исходя из представления об этих трех взаимосвязанных составляющих, выделим три основные характеристики психических структур, отвечающих за состояние здоровья личности и получивших название «валеоустановок»:

1. Сформированность представлений о здоровье и болезни.

2. Наличие позитивного эмоционального настроя, связанного с осознанием своего потенциала здоровья, а также с отношениями к себе и к другим, к жизни вообще.

3. Стратегии активного поведения по укреплению своего здоровья и преодолению болезней.

Первый компонент непосредственно связан с определенными социальными представлениями о здоровье, господствующими конкретном сообществе. Второй предполагает использование внутриличностных ресурсов, доступ к которым может быть в силу различных причин затруднен. Третий компонент определяется характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления.

Сочетание указанных трех компонентов и определяет структуру индивидуальной «установки быть здоровым».

Эти три аспекта проблемы относятся соответственно к когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферам личности. Если в эмоциональном отношении к собственному здоровью и его pecyрсам проявляется индивидуально-личностное своеобразие, субъективность, то когнитивный и поведенческий компоненты — это в значительной степени интерперсональные феномены, поскольку их форма и содержание определяется характером распространенных социальных представлений и выработанных культурой стратегий или практик оздоровления. Иными словами, культура, формируя эталонные представления о здоровье и оздоровительные техники, так или иначе определяет, как следует воспринимать состояние своего здоровья и что предпринимать для его укрепления, тогда как индивид выбирает свое индивидуальное отношение к этому. Основная задача исследования валеоустановок состоит в том, чтобы показать, какое положение занимает проблема здоровья в каждой из указанных 3-х сфер психической жизни и определить, в какой степени здоровье человека обусловлено особенностями той конкретной социокультурной ситуации, в которой происходит становление индивида.

Валеоустановка формируется в первую очередь под влиянием семьи, но для нас важно осознание того, что по мере взросления, она становится, как и прочие психологические вопросы, подвластной воле самого индивида. Следовательно, вопрос формирования и поддержания позитивной валеоустановки должен быть в поле внимания служб, сопровождающих профессиональную деятельность экстремального типа. Основные диагностические методы – опрос и проективные методики, после чего должна проводиться коррекционно-терапевтическая работа по усилению позитивной установки на здоровье (взращивание «зерна здоровья»).

Остановимся более подробно на предложенном нами рисуночном тесте «Здоровье и болезнь».

Цель: определить степень сформированности представлений о здоровье и болезни и характер эмоционального отношения проблемам здоровья.

Материалы: чистый лист бумаги, карандаш.

Инструкция: «На одном листе, разделив его на две части, нарисуйте Здоровье и Болезнь, как Вы их себе представляете».

Основные показатели.

1. Степень детализации изображения (какая часть рисунка детализирована и прорисована более тщательно). Указывает на уровень дифференцированности и сложности представлений о здоровье и болезни, а также на степень их общей эмоциональной значимости для человека.

2. Сюжетность и динамика рисунка (статичное изображение или развернутое изображение каких-либо действий). Выявляя активную или пассивную позицию по отношению к здоровью или болезни.

3. Оригинальность (специфичность) изображения, использование особой символики. Позволяет выявить степень влияния устойчивых социальных представлений о здоровье на восприятие человека, которое может выражаться как в стереотипизации изображения («красный крест»), так и в оригинальном символическом творчестве («аллегорические изображения», например, женская фигура с атрибутами целительства).

Анализ изображения предполагает обсуждение с обследуемыми отдельных деталей и уточняющие вопросы, ответы на которые фиксируются экспериментатором на отдельном листе бумаги. При обсуждение рисунков и смысла болезни и здоровья необходимо выяснить у обследуемых следующее:

· Что признается источником здоровья в моем рисунке?

· Что в моем рисунке является источником болезни и оздоровления?

· Какова мера моего участия в собственном оздоровлении, исходя из анализа моего рисунка?

 

2.3. Способность к самосохранению и самовосстановлению в экстремальных условиях как фактор здоровья личности

Экстремальные условия профессиональной деятельности – это условия приводящие к возникновению особого состояния психики – стресса. Стресс (англ. Давление, напряжение) – неспецифическая реакция организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье).

При обсуждении проблемы стресса в профессиональной деятельности экстремального типа важно указать на две разнонаправленные особенности его (стресса) действия на психику человека:

· Польза стресса - благодаря включению адаптационных психических механизмов к изменившимся условиям деятельности

· Вред в результате перегрузок – возможная поломка адаптационного механизма.

Такое различное влияние стресса на психику объясняется наличием стадий в проживании стрессового состояния.

Стадии стресса:

1. Стадия тревоги – мобилизация адаптационных ресурсов, напряженность, настороженность, приподнятое настроение (выздоровление в Великую Отечественную войну и пустующие больницы в начале 90-х годов объясняются наличием именно этой стадии стресса).

2. Стадия сопротивления – сбалансированное расходование адаптационных возможностей, приспособление к изменяющимся обстоятельствам. Человек чувствует сносно, хотя без приподнятости первой фазы. Однако иногда ощущается накопившаяся усталость.

3. Стадия истощения – энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты сломлены. Здесь – призыв о помощи, которая может прийти только извне – либо поддержка, либо устранение стрессора.

Как было уже замечено, профессии экстремального типа невозможны без стресса, и задача профессионалов данного профиля – оптимально к нему подготовиться. Алгоритм управления стрессом может быть описан следующими шагами:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: