Профилактика посттравматического стрессового расстройства

Профилактика означает подготовку человека заранее, к каким-либо психотравматическим ситуациям и затем некую помощь после перенесенного стресса до развития симптомов ПТСР. Эти вопросы актуальны с древнейших времен до настоящего времени. Не существует, да и не существовало никакой религии на Земле, которая не занималась бы этим предметом.

В первую очередь это отношение человека к смерти.

Например, верования древних викингов, одних из самых жестоких и боеспособных народов. Истинный герой там должен был погибнуть - с мечом в руке, в бою,| окруженный телами поверженных врагов. Только в этом случае, викинг попадал Валхаллу, где окруженный другими героями пировал с Одином и другими богами, пока не начнется последняя битва, в которой погибнут все боги и все герои. Верование, котором просто нет места страху смерти.

Или религии, имеющие в своей основе идею реинкарнации. Человек не умирает, умирает лишь тело, а душа идет по пути жизни дальше. Символ - колесо, неимеющее начала, но и не имеющее и конца. Людей Запада всегда поражало отношение людей к смерти на Востоке. Кстати, в последнее время развивается такое направление в психотерапии, как реинкарнационная терапия. Работа в техниках этого направления выводит на различные переживания людьми моментов своей прошлой смерти. Первый - это смерть в бою, и сопровождалось страхом, ужасом, которые вполне могли впоследствии стать причиной развития посттравматического стрессового расстройства, но этот страх мог компенсироваться какими-то духовно-нравственными идеями. Например, защита отечества, своих близких, религии (если действительно это происходит на уровне веры). Страх исчезал в момент смерти, оставляя за собой чувстве спокойствия или некой легкой эйфории.

Второй вариант - смерть естественная, в конце жизни. Отсутствует какой-либо страх, кроме тревоги за оставшихся в живых. Как они будут жить без умирающего? И момент смерти воспринимается достаточно спокойно.

Третий вариант - смерть неожиданная, трагическая, в результате нападения или несчастного случая. В Средние Века, на Западе, одно время, таких людей хоронили за территорией кладбища, вместе с самоубийцами. В этих случаях, смерть переживалась достаточно тяжело, и некоторые проявления посттравматических расстройств могли| перейти в следующую жизнь. Все перечисленное может быть лишь гипотезой при проведении психотерапии с людьми, перенесшими боевой травматический стресс.

В России, в связи с известными событиями, религиозные корни оказались, увы, усеченными. Православная церковь утратила свои позиции в вопросе профилактики страха смерти, потому что важен не ритуал, не обрядовая сторона, а истинная Вера, воспитанная с детства и на традициях поколений.

Кроме религий, в разные времена и у разных народов существовали специальные психотренинги для категорий людей, чаще всего подвергающихся психической травме. Например, выше упоминаемые викинги, у которых подготовка воина начинанлась в детском возрасте, по книге «Повести древних лет» В. Д. Иванова: «Следуя традициям племени богов, Гундер учил Рекина с трехлетнего возраста играть с птицами, ломать крылья и лапки, выщипывать пух и вырывать перья. Ребенку приносили птенцов бакланов, гаг, чаек и крачек. Когда он подрос, ему доставляли взрослых птиц. С шести лет Гундер брал сына в море и заставлял упражняться с оружием. В десятилетнем возрасте Рекин взял своего первого человека стрелой, одиннадцати лет –мечом, а после тринадцати лет он потерял «благородный» счет».

Другой пример из этого культурного пласта - берсерки. Люди, которые умели отключать сознание (и не только при помощи препаратов из мухомора), но и при помощи психотренинга. И в состоянии транса могли выходить на инстинктивный уровень физиологии, на котором функционировали в соответствии с их представлением о поведении бешеного медведя или волка.

Другая культура, другое время - средневековая Япония. Основная религия - дзен буддизм.

«Конкретная земная жизнь для буддиста была лишь звеном в длинной цепи перерождений, обусловленной кармой, и поэтому не существовало стены между бытием и небытием, жизнью и смертью» - пишут А. А. Долин, Г. В. Попов в книге «Кемпо -традиция воинских искусств».

Там же в главе о самураях: Парадоксально, но именно в смерти идеологи самурайства усматривали дополнительный источник силы, почти сверхъестественного могущества и одновременно гражданской добродетели: «Путь самурая есть одержимость смертью. Подчас десятеро противников не в силах одолеть одного воина, проникнутого решимостью умереть». «Великие дела нельзя совершить в обычном состоянии духа. Нужно превратиться в фанатика и пестовать страсть к смерти», - гласит «Сокрытое в листве».

Воин должен учиться Единственной вещи-Смотреть в глаза смерти без всякого трепета!

 

У многих народов практиковались различные ритуалы, связанные с переживанием и переработкой смерти человека, особенно в тайных группах и сектах. И даже наиболее часто встречающийся у ритуал инициации, обычно сопровождающийся жестокостью, это тоже не что иное, как переработка идеи смерти.

Такую подготовку, как берсерки или самураи, имели только ограниченное количество людей, и остальные члены общества сосуществовали с ними с большим трудом. Такая подготовка являлась результатом психической травмы и была проявлением посттравматического стрессового расстройства в современном понимании. Подобную картину имеет проявление синдрома стрессовых расстройств у людей, подвергшихся жестокости в детстве. Та же эмоциональная бесчувственность к страданиям окружающих, приступы плохо контролируемой безудержной ярости.

Психотренингом можно считать раздел подготовки воинов в буддизме: формирование состояния «Дух, подобный воде». В опасной для жизни человека ситуации, его ментальное состояние должно уподобиться спокойной водной глади, способной дать точное зеркальное отражение любого предмета. Однако, если подует ветер, то появившаяся рябь на воде может исказить отражение. Стоит человеку поддаться чувству страха и он перестанет предвидеть реальную опасность.

Однако ситуация изменилась, исторический вектор психологической подготовки воина менялся от индивидуального до коллективного, от индивидуального искусства бойца до коллективного совместного действия команды (фаланги, когорты и т.д.), когда группа людей, в едином ряду действовала как единое целое. Менялась значимость индивидуальной подготовки на коллективную, современная война вновь обращает внимание на индивидуальную подготовку воина т.к. исчезли сомкнутые ряды, и вновь вся ответственность за победу ложится отдельную личность. Чтобы эта личность побеждала, ей необходима уверенность своих силах.

В результате исторической, религиозной или философско-нравственной подготовки изменялась иерархия ценностей человека, какая-либо идея перевешивала в бою страх смерти. Исследуя иерархию ценностей человека, различными способами, можно выйти на главные ценности. Одной из основных будет жизнь. Представим себе в виде графика основные жизненные ценности. Наиболее важные оказываются сверху и по степени важности спускаются.

При помощи техники НЛП возможно очень медленно и аккуратно мысленно передвинуть определенную ценность вверх или вниз, если символ попадает на нужное человеку, происходит эффект «щелчка».

Инструкция:

Построив свой собственный график иерархии Ваших ценностей, символ собственной жизни отодвиньте или опустите слегка вниз. И почувствуйте что происходит с Вами? Посмотрите на свое прошлое, затем на настоящее, потом на будущее. Что изменилось? После этого медленно поставьте на место. Можно сделать еще одно упражнение, какую-нибудь ценность переместите выше или ближе символа собственной жизни. Что изменится? Какая ценность сможет преодолеть страх смерти? Также посмотрите на прошлое настоящее и будущее. Что изменилось? Потом вновь расставьте, как было ранее. Иерархия ценностей не есть что-то раз и навсегда постоянное, обычно они «перемещаются», меняются местами, но самые главные подвержены этому процессу меньше всего. Система ценностей складывается у человека в процессе жизни под воздействием окружающего социума: родителей, школы, друзей, книг, фильмов; и создает возможность оценивать происходящее. И делать выводы, что важно, а что нет. Ценность собственной жизни изначально, и скорее всего инстинктивно, устанавливается в подсознании во главе всей иерархии. Чтобы научить человека не испытывать страха перед смертью, необходимо изменить эту структуру в подсознании. Для этой цели и необходимы специальные психотренинги.

Такие тренинги необходимы для тех категорий специалистов, чьи профессии связаны с риском для жизни, а для людей, отправляемых в бой - обязательны.

Создавая программу психотренинга для профилактики посттравматического стрессового расстройства, необходимо представлять наиболее полезную, с точки зрения конечных физиологических изменений, модель поведения человека в ситуации мощнейшего стресса и опираясь на эти знания, создавать программу, которая будет работать.

Во-первых, способность автоматически переключаться в трансовое состояние сознания.

Во-вторых, иметь на уровне подсознания уже готовые, наработанные поведенческие стратегии.

В-третьих, в трансе находиться в третьей позиции восприятия информации (наблюдать за собой и ситуацией со стороны).

В-четвертых, умение полностью возвращаться в первую позицию, трансовое состояние само по себе возникает в момент воздействия сильного стрессоpa. Причиной этого является целый комплекс паники и замешательства. Такой транс впоследствии становится жестким, субъективно неприятным, понижающим самооценку Наработанное заранее трансовое состояние впоследствии будет переживаться совсем по- другому, более мягко.

Измененное состояние сознания приводит к сведению до минимума деятельности логической структуры левого полушария и максимальная активация работы правого полушария головного мозга. Одна из главных функций правого полушария - пространственная ориентация. Кроме этого, если левое полушарие перерабатывает информацию дискретно (прерывисто) и поэтапно, то правое полушарие работает единомоментно и синтетически. Анализ ситуации при помощи логики (левого полушария) занимает около 320 миллисекунд, а правому полушарию требуется около 60 миллисекунд. И не только по времени, но и по количеству перерабатываемой информации, правое полушарие намного порядков опережает левое. Сознание в целом способно воспринимать 7±2 единицы информации в единицу времени, абстрактно-логическое мышление перерабатывает до 100 единиц информации в секунду, а на образном уровне перерабатывает несколько миллионов единиц информации.

Как научить человека входить в транс? Существует множество приемов наведения транса, наиболее экологические - эриксонианские. Теоретически любой нормальный человек может научиться «погружаться» в транс. Главное - в успехе правильно замотивировать. Сочетать наведение транса психологом (оператором, инструктором и т.д. с обязательной самостоятельной работой, т.е. постоянно, несколько раз в день закреплять навык транса самостоятельно.

Следующий шаг - отрабатывать в трансе способность находиться в третьей позиции (видеть себя со стороны), облегчает обучение якорению (лучше кинестетическому).

Третий компонент программы - это поведенческие комплексы, оттренированные и доведенные до автоматизма. Характер и содержимое этих комплексов зависит профессиональных особенностей риска данной категории людей.

Остается найти и отработать тот триггер, который будет в последствии включать трансовое состояние и соответственный поведенческий комплекс. Триггером может быть как внешний якорь, так и внутренний. Внешний триггер - визуальный (определенные люди, вещи, пламя и т.д.), аудиальный (определенный звук, например выстрел, сирена, голос и т.д.) и внешне кинестетический (определенное прикосновение, толчок и т.) Внутренний триггер - это определенное внутреннее ощущение, например, человек испытывает чувство страха характерными только ему ощущениями. Какое-либо ощущение и можно сделать триггером. Но с внутренним триггером необходимо соблюдать предельную осторожность, с одной стороны это должен быть универсальный сигнал, а с другой стороны, возникающий только в специфических ситуациях реальной опасности.

Полученную в итоге цепочку действии необходимо постоянно тренировать, чтобы хранился автоматизм. (Вспомним постоянные медитации древних воинов.)

Для примера возьмем боевой транс, отлично описанный в книге А. Е. Тараса «Боевая машина». Отличительные черты:

- господствующей эмоцией у человека, подавляющей или вытесняющей на какое-то время любые другие эмоции, становится ярость;

- исчезают всякие сомнения, колебания, страхи, человек делается необыкновенно решительным, его воля полностью реализуется в действиях;

- значительно снижается чувствительность к боли, вплоть до ее полного исчезновения;

- намного возрастают энергетические возможности организма за счет мобилизации всех его ресурсов;

- заметно ускоряется быстрота реагирования на изменения окружающей

обстановки.

Автор подчеркивает именно ярость, а не гнев, ненависть и т.д. Холодная ярость.

У ветеранов любой войны, и не только с выраженными проявлениями посттравматического стрессового расстройства, вырабатывается подобный боевой транс, и чаще всего триггером является чувство страха или замешательства. Всякий раз, когда ветеран в какой-либо ситуации испытывает эти эмоции, а они могут возникнуть и при ссоре с женой, другом, при критическом замечании начальника, просто прохожего, включается боевой транс. Неконтролируемая сознанием, и поэтому неадекватная агрессия является причиной множества проблем для окружающих и самих ветеранов. Если боевой транс наработан до психотравматического эпизода, то триггеры будут совсем иные. Ниже рассмотрим, как можно помочь ветерану, чтобы боевой транс «включался» только в действительно необходимых для этого ситуациях.

Американский ученый, специалист по ПTCP, P. Фленери (1990) выделил так называемых стрессоустойчивых людей и определил факторы, отличающие их от других:

· Они используют разумный контроль контекста.

· Они имеют цель в жизни.

· В сложных для них ситуациях ищут социальную поддержку, развивают и укрепляют связи с другими людьми.

· Обладают чувством юмора.

· Придерживаются религиозно-этической ценности заботы о других людях.

Выработка психической и психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, а также постстрессовому восстановлению должная включать в себя следующие условия и навыки:

1. Обучение приемам самогипноза (медитации, аутотренинга, самосозерцанию и т.д.).

2. В результате этих навыков достигается возможность вступления в контакт со своим бессознательным (особенно с той его частью, которая хранит генетическую память и связь с опытом прошлых поколений, в данном случае воинов).

3. Тренируется способность удерживать, а также вызывать произвольно связь с этим опытом во время боя, не теряя при этом сознательного контроля за ситуацией, и использовать его.

4. Наиболее полезным, оптимальным и безопасным (для психики) способом сохранять и использовать связь с генетическим опытом является такая организация стиля (уклада) жизни воина, которая соответствует основным критериям (прежде всего нравственным) живущих прежде представителей рода. Таким образом, сама атмосфера жизни располагает к тому, чтобы «канал» был всегда открыт. Психические ресурсы прошлых поколений становятся доступными для использования. В случае изменения стиля жизни, естественно меняются и сознательные установки, что ведет к закрытию сознательного доступа в генетическую память.

5. Эффективным способом «вытаскивания» из памяти (генетической памяти) узконаправленного опыта (допустим для боя) являются ритуальные движения, произношение звуков, песнопений - общий характер которых должен был в какой-то мере отражать:

• ключевые движения в бою;

• необходимые при этом состояния психики;

• а также философско-нравственную позицию, разрешающую бой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: