· Определение негативных психических качеств и состояний, возникающих у человека в особых условиях под воздействием неблагоприятных факторов и позитивных психических качеств и состояний, помогающих противостоять неблагоприятным факторам в особых условиях
· Проектирование путей и форм профессионального обучения, тренировок, подготавливающих человека к труду в особых условиях
· Определение роли руководителя в подготовке подчиненных к работе в особых условиях (акцент на мотивационной и целевой готовности работников)
· Технология, психологической поддержки представителей экстремальных видов профессиональной деятельности в следующих направлениях:
- Формирование непрерывного восприятия времени – своего прошлого, настоящего и будущего
- Помощь в постановке целей и планировании профессиональной и личной жизни
3. Формирование мотивации достижений, взращивание самооценки и уверенности в себе
· Алгоритм управления стрессом:
1. Своевременно распознавание стресса - своевременный поиск причины стресса, чтобы ее изменить.
|
|
2. Выбор оптимального поведения - преобразование стресса в движущую жизненную силу
3. Использование приемов антистрессовой самозащиты - научиться управлять стрессом
4. Восстановление израсходованного ресурса, противодействие хронической усталости - предотвратить болезни стресса.
Результаты обсуждений. Анализ состава профессиональной
Деятельности подчиненных - представителей экстремального труда
Тип среды | Виды экстремальных ситуаций | Качества для противостояния неблагоприятным факторам | Пути и формы профессионального обучения |
Предметная профессиональная среда | Неопределенная ситуация | · Устойчивость к фактору неопределенности · Возраст 30 – 40 лет | Опыт работы в организации не менее 3 лет |
Монотония, длительный режим труда, длительное лишение сна, шум | · Физическое здоровье · Способность сбрасывать напряжение | Обучение приемам релаксации | |
Увеличение скорости и объема информации, сокращение времени | · Адекватная оценка своих возможностей · Умение направить ситуацию в нужное русло | · Обучение приемам профессионального самовосстановления после сверхперегрузок · Мобилизация сил с запасом прочности | |
Социальная профессиональная среда | Изменение этических требований к личности в экстремальных и мирных ситуациях | Гибкость поведения | · Обучение техникам конструктивного выхода из конфликтов · Обучение профессиональной этике |
Кризис в профессиональной деятельности, смена мотивов, ценностей, потеря смысла | · Расширение сознания · Выход за пределы ситуации · Переоценка смыслов | · Обучение психотехнологиям смыслотворчества · Обучение саморегуляции · Рефлексия |