Прежде чем приступить к расчету технических характеристик улицы, необходимо классифицировать ее по функциональному назначению [1].
Например, магистральные улицы общегородского значения с регулируемым движением обеспечивают транспортную связь между жилыми, производственными зонами и центром городского округа, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги; пересечения с магистральными улицами и дорогами в одном уровне.
Для магистральной улицы общегородского значения с регулируемым движением принимаются следующие значения: расчётная скорость движения равна – 80 км/ч, ширина полосы в красных линиях 35 – 70 м, ширина полосы движения – 3,50 м, наименьший радиус кривых в плане 400 м, наибольший продольный уклон – 50 %, ширина пешеходной части тротуара 3 м [2].
Так как городская магистральная улица обеспечивает движение пешеходов, транзитных и местных автомобилей, общественного пассажирского транспорта, а по красным линиям улицы расположены здания, в которых живут и трудятся люди, то необходимо организовать размещение в поперечном сечении улицы ряда планировочных элементов, каждый из которых должен выполнять определенную функцию.
|
|
Ширина магистральных улиц и дорог в красных линиях может быть увеличена для прокладки инженерных сетей на отдельной (технической) полосе, а также для линий внеуличного подземного транспорта мелкого заложения в городах с населением более 1 млн чел. [5]
Основная проезжая часть улицы общегородского значения предназначена для транспортного потока главным образом транзитного по отношению к данной улице. Проезжие части, каждая из которых должна иметь 3—4 полосы движения, разделены возвышающейся полосой (центральной разделительной полосой). Правая кромка проезжей части отделена от бортового камня краевой предохранительной полосой (0,75 м при непрерывном движении и 0,5 м при регулируемом движении), имеющей такую же дорожную одежду, как и основная проезжая часть.
Для организации движения пассажирского транспорта и местного движения на общегородских магистральных улицах устраивают дополнительные проезды. Если на них выведено движение общественного транспорта, они называются боковыми проездами и должны иметь не менее трех полос движения в каждом направлении. Если на эти полосы выведено только местное движение, они называются местными проездами. Их проезжая часть должна иметь не более двух полос движения.
Основная проезжая часть от боковых (местных) проездов отделяется разделительной полосой. Эта полоса в зависимости от ее ширины может выполнять функцию озеленения улицы (при ширине 4 м и более) или бульвара (при ширине более 8 м).
|
|
Тротуар предназначен для движения пешеходов. Ширина его определяется интенсивностью движения пешеходов и планировочным решением остановок пассажирского транспорта. Нормы на проектирование городских улиц предполагают устройство полос озеленения, разделяющих тротуар и местный проезд. Однако опыт эксплуатации городских улиц показывает, что такие полосы очень неудобны: они мешают выходу из остановившегося автомобиля, подходу к нему, зелень на них вытаптывается, открытый грунт во время дождя размокает и загрязняет проезжую часть и тротуар, в сухую погоду пылит. Вместо такой полосы рекомендуется однорядная посадка деревьев с укладкой в промежутках между ними дорожной одежды на всю ширину тротуара.
Подземные сети, представляющие собой кабели и трубопроводы различного назначения, располагают под элементами поперечного профиля, допускающими разрытие, и в случае необходимости перекладку этих сетей. Мощность инженерных сетей зависит от уровня благоустройства и инженерного оборудования городской территории. Подземные сети, особенно на магистральных улицах, следует стремиться располагать на специальных полосах (технических). За счет этого не только облегчается их эксплуатация, но и повышается безопасность движения.
Мачты освещения и дорожные ограждения располагают на разделительных полосах или полосах озеленения. [1]
В разрабатываемой курсовой работе определение перспективной интенсивности движения и количества полос движения ведется в следующей последовательности:
Перспективная интенсивность движения рассчитывается по формуле:
Nt= N*(1+p)t, (1)
где: t – период планирования; t = 20 лет
р – ежегодный прирост интенсивности; р = 3%.
Количество полос движения рассчитывается по формуле:
n = Nt/Р, (2)
где: Р – практическая пропускная способность одной полосы;
Nt – перспективная интенсивность движения.
После расчета технических характеристик улицы, необходимо запроектировать поперечный профиль по типовому поперечному профилю в соответствии с рекомендациями [2].