Разработка схемы маршрутного ориентирования

Маршрутное ориентирование – это определенная система передачи информации участникам дорожного движения об их нахождении и направлении движения по выбранному маршруту при помощи дорожных знаков индивидуального проектирования в сочетании с дорожной разметкой.

Схемы маршрутного ориентирования предназначены для своевременного определения участниками дорожного движения своего местонахождения и направления движения по выбранному маршруту.

К знакам маршрутного ориентирования (ЗМО) относятся информационные щиты, указатели, таблички, схемы.

Эффективность размещения информационно-дорожных указателей заключается в следующем:

- благодаря применению световозвращающих пленок установка знаков маршрутного ориентирования возможна в любом географическом месте участка трассы;

- знак не требует внутренней и внешней подсветки;

- водители прежде всего интуитивно обращают внимание именно на дорожные знаки;

- конструктивно дорожный знак имеет значительную устойчивость к проявлениям вандализма.

Разработка системы маршрутного ориентирования требует значительного времени и определенного опыта.

В наиболее часто повторяющихся примерах разработки можно назвать следующие основные этапы:

1 Формирование списка наиболее важных объектов, которые являются центрами притяжения транспортных потоков.

2 Анализ наиболее вероятных, в том числе альтернативных, маршрутов следования к каждому из объектов.

3 Выявление мест, где необходимо установка знаков.

4 Разработка рациональной компоновки знаков индивидуального проектирования, которые должны быть установлены во всех принятых точках расположения информации.

Обязательным элементом системы маршрутного ориентирования в городах является информация – читаемые обозначение каждой улицы, проезда, переулка и номеров домов. Организаторы дорожного движения должны решить вопрос об обеспечении такой адресной информацией с соответствующими коммунальными организациями.

Знаки маршрутного ориентирования представляют собой щитовой носитель информации, на который нанесена цветная аппликация из световозвращающей и транслюцентной пленок в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004.

Знаки маршрутного ориентирования изготавливаются из оцинкованной стали или алюминия и световозвращающей пленки (инженерной, коммерческой, высокоинтенсивной, алмазной).

Информация, допустимая к размещению на указателях, определена ГОСТ Р 52289-2004 и другими нормативными документами в области безопасности дорожного движения.

Реклама на указателях (знаках) маршрутного ориентированиялоготип, адрес, телефон, время работы и оказываемые услуги, не допускается в соответствии с поправкой к п.4.1 второй абзац ГОСТ Р 52290-2004: "Не допускается размещать на знаках текстовую или графическую информацию, содержащую признаки рекламы".

Информационные знаки индивидуального проектирования предназначены для ориентирования водителей во время движения. Знаки индивидуального проектирования указывают направление, а также расстояние до того или иного объекта притяжения участников дорожного движения: улиц, проспектов, объектов сервиса, вокзалов, торговых центров, гостиниц.

Информационно-сервисный знак устанавливается на дорогах с двумя и более полосами движения в одном направлении.
На одной мачте городского освещения (МГО), городского транспорта (МГТ) или на самостоятельной опоре размещается только один информационно-сервисный знак.

Информационно-сервисный знак устанавливается в пределах 1 км от обозначаемого объекта.

Информационно-сервисный знак не может быть установлен:

- На перекрестке непосредственно перед поворотом;

- В одном створе/сечении с дорожными знаками, светофорами.

Размещение информации об объектах притяжения участников дорожного движения на информационных знаках индивидуального проектирования и информационно-сервисных знаках регламентируется:

- Федеральным Законом "О безопасности дорожного движения";

- ГОСТ Р 52289. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;

- ГОСТ Р 52290. Знаки дорожные. Общие технические требования.

Согласно ГОСТ Р 52289 знаки дополнительной информации (таблички) применяют для уточнения или ограничения действия других дорожных знаков. Таблички располагают под знаками, кроме случаев, оговоренных в данном стандарте. С одним знаком, за исключением знака 6.4, допускается применять не более двух табличек.

При размещении знаков на стойках таблички размещают под знаком. При размещении знаков на консольных опорах или над проезжей частью, обочиной или тротуаром таблички 8.2.2 – 8.2.4 размещают сбоку от знака (справа или слева) таким образом, чтобы знак находился ближе к середине проезжей части.[6]

Согласно ГОСТ Р 52290, На знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2, 6.12, 6.14.1, 6.14.2 для каждого из направлений движения указывают не более трех названий населенных пунктов, других объектов или номеров маршрута.

В качестве объектов, указываемых на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12, могут быть: населенные пункты, административные образования (районы, округа и т.п.), ландшафтно-географические объекты (реки, озера, горы и т.п.), элементы дорожной сети (другие дороги, площади, путепроводы, мосты и т.п.), придорожные объекты (вокзалы, грузовые причалы, производственные и торговые предприятия), объекты сервиса (мотели, кемпинги, гостиницы, станции технического обслуживания и т.п.), объекты туризма и спорта (музеи, исторические памятники, памятники архитектуры, дворцы спорта, стадионы, бассейны, ипподромы, гребные каналы, автомобильно-спортивные трассы и т.п.).

Фон знаков 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2, 6.11 должен быть зеленого цвета на знаках, предназначенных для установки на автомагистралях, синего цвета - на других дорогах вне населенных пунктов, белого цвета - для установки в населенных пунктах.

Фон знаков (частей или вставок), предназначенных для указания туристических объектов, должен быть коричневого цвета.

На знаках с зеленым фоном, предназначенных для установки на автомагистралях, надпись, содержащая названия населенных пунктов или объектов, движение к которым осуществляется не по автомагистрали, выполняют на вставке с синим фоном, названия туристических объектов – на вставке с коричневым фоном. На знаках, предназначенных для установки на участке автомагистрали в пределах населенного пункта, надпись, содержащую название объектов этого населенного пункта, выполняют на вставке с белым фоном.

На знаках с синим фоном, предназначенных для установки на других дорогах, надпись, содержащую названия населенных пунктов или других объектов, движение к которым осуществляется по автомагистрали, выполняют на вставке с зеленым фоном, названия туристических объектов – на вставке с коричневым фоном.

При указании объектов, находящихся в граничащем с дорогой населенном пункте, надпись выполняют на вставке с белым фоном.

На знаках с белым фоном, предназначенных для установки в населенных пунктах, надпись, содержащую названия других населенных пунктов или объектов, движение к которым должно осуществляться по автомагистрали или другой дороге, выполняют соответственно на вставке с зеленым или синим фоном, названия туристических объектов - на вставке с коричневым фоном.

Вставки следует выполнять без каймы, за исключением синих, зеленых или коричневых вставок на зеленом или синем фоне.

Знаки 6.10.1, 6.10.2 (части или вставки) должны иметь: зеленый фон, если движение к указанным на них населенным пунктам или объектам осуществляется по автомагистрали; синий фон, если движение осуществляется по другим дорогам; белый фон, если указанные объекты расположены в населенном пункте; коричневый фон, если указанные объекты являются туристическими.

При указании нескольких направлений движения их следует размещать в последовательности (сверху - вниз): прямо, налево, направо.

При указании одного направления на знаках 6.10.1, 6.10.2 названия объектов, выполненные на фоне разного цвета, следует размещать в последовательности (сверху – вниз): зеленый, синий, белый, коричневый.

Знаки 5.25, 5.26, 6.11 - 6.14.2, предназначенные для установки на автомагистралях, следует выполнять на зеленом фоне, а для установки на других дорогах - на синем фоне. Предназначенные для установки в населенных пунктах знаки 6.11, 6.12 должны иметь белый фон, знак 6.13 - синий, знак 6.14.1 и части знака 6.14.2 - синий для маршрутов, проходящих через населенный пункт или выходящих из него, и белый - для маршрутов в пределах населенного пункта. Знаки 6.11, на которых указывают наименования туристических объектов, должны иметь коричневый фон. Знаки 6.14.1, 6.14.2 с индексом "Е" во всех случаях выполняют на зеленом фоне.

При указании на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2, 6.12 названий нескольких пунктов маршрута или объектов, соответствующих одному направлению движения и расположенных на поле одного цвета, первым сверху указывают пункт, ближайший к месту установки знака.

Компоновочные размеры изображений знаков и надписей на них определяют высотой hп прописной буквы, которую в зависимости от места установки знака (в соответствии с ГОСТ Р 52289) выбирают из ряда: 75, 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500 мм.

При размещении нескольких знаков 6.9.2 в одном створе над проезжей частью размеры щитов для знаков рекомендуется выполнять одинаковыми по высоте.

Имена собственные в названиях объектов следует выполнять прописными буквами, а служебные (поясняющие) слова при них - строчными (например, площадь МИРА, музей А.С. ПУШКИНА, аэропорт ВНУКОВО). При самостоятельном употреблении служебные слова следует выполнять прописными буквами (например, МУЗЕЙ, АЭРОПОРТ).

Высоту hп прописной буквы на знаках 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26, 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12 определяют в соответствии с ГОСТ Р 52289.

Предпочтительно использовать больший шрифт, принятый для данной дороги. Надписи, относящиеся к второстепенным пунктам маршрута, допускается выполнять ближайшим меньшим шрифтом.

Высоту hп прописной буквы принимают: на знаках 6.14.1, 6.14.2 - 150 мм, на знаках 6.17, предназначенных для установки на дорогах вне населенных пунктов и при указании на них названий объектов, - 200 мм, в населенных пунктах – 100 мм.

Надписи следует составлять из отдельных литерных площадок. Ширину литерных площадок букв и цифр для надписей на зеленом и синем фоне необходимо выбирать в соответствии с таблицами Г.1 и Г.2 [8].

Для надписей на белом и желтом фоне ширину литерных площадок следует уменьшать на 0,05 hп с каждой стороны.

Для надписи, содержащей более 10 элементов (за элемент принимают букву, цифру, стрелку, символ, изображение какого-либо знака), допускается применять:

- ближайший меньший размер шрифта;

- двустрочное исполнение (на одном или двух языках, и относящееся к одному пункту маршрута) или перенос слов;

- сокращение часто употребляемых служебных слов в именах собственных;

- на зеленом и синем фоне - уменьшение литерных площадок на 0,05 hп с каждой стороны.

Ширину каймы на знаках принимают равной 0,12 hп, внутренний радиус закругления каймы – 0,3 hп.

Ширину наружной каймы на знаках 6.9.1 - 6.10.2 с белым фоном, а также на знаках 5.23.1, 5.24.1, 6.17, при указании на них названия объекта, принимают равной 0,06 hп.

На знаках 6.10.1, 6.10.2 ширину линии, разделяющей надписи, относящиеся к разным направлениям движения, принимают равной 0,1 hп. Поле знака одного фона с надписями, относящимися к одному направлению, линиями не разделяют.

Ширину каймы на знаках 6.14.1, 6.14.2 принимают равной 18 мм, внутренний радиус закругления каймы - 45 мм.

Расстояние по горизонтали и вертикали между словами, числами, стрелками, цветными вставками, каймой знака или вставки, линией, которая разделяет надписи, относящиеся к разным направлениям движения, символами, изображениями каких-либо знаков следует принимать не менее 0,3 hп. Предпочтительное расстояние между строками разных надписей, относящихся к одному направлению движения, составляет от 0,4 до 0,8 hп, а для двустрочной надписи одного наименования – 0,4 hп.

Допускается уменьшать расстояние между оголовком стрелки и другими элементами изображения до 0,2 hп.

Для знака 6.9.1 расстояние между надписями, относящимися к разным направлениям движения, должно быть не менее 2 hп. Допускается уменьшение этого расстояния до hп, если границы надписей, расположенных одна над другой, не совпадают.

Если на знаке применяют шрифт двух размеров, то для расчета размеров каймы знака и элементов изображения, относящихся к главным объектам, а также расстояния между ними и надписями, относящимися к второстепенным объектам, применяют шрифт большего размера.

Размеры элементов изображения, относящихся к второстепенным объектам, определяют в этом случае по шрифту, которым выполнено название этого объекта.

Размер вставок на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 определяют в соответствии с требованиями 4.6 - 4.9, 4.11. Ширину каймы вставок принимают равной 0,1 hп, внутренний радиус закругления каймы вставок - 0,3 hп.

Высоту букв и цифр на знаке 6.14.1, изображение которого используют на других знаках или вставках, принимают равной hп основных надписей на этих знаках. При этом принимают ширину обрамляющей каймы - 0,1 hп, внутренний радиус закругления каймы - 0,15 hп, внешний вертикальный размер знака - 1,5 hп.

При нанесении на поля знаков 6.9.1, 6.9.2 нескольких изображений знака 6.14.1 их вертикальный размер допускается уменьшать до hп при уменьшении высоты букв и цифр до ближайшего меньшего значения hп основной надписи.

Изображение знака 6.14.1 на знаках 6.9.1, 6.9.2 располагают у оголовка соответствующей стрелки на расстоянии от него не менее 0,3 hп, а на знаках 6.10.1 и 6.10.2 - слева от названия объекта.

Символы автомагистрали или аэропорта на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 следует располагать слева от названия населенного пункта или объекта. На знаках 6.9.1, 6.9.2 при наличии изображения знака 6.14.1, относящегося к данному населенному пункту или объекту, символы относительно названия населенного пункта или объекта следует располагать в стороне, противоположной изображению знака 6.14.1.

Высоту символа автомагистрали или аэропорта принимают равной (1,0 - 1,5) hп - для однострочной надписи и (2,0 - 2,5) hп - для двустрочной надписи названия одного населенного пункта или объекта. Изображения символов должны соответствовать символам знаков 1.30, 5.1.

На знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 для обозначения объектов допускается наносить пиктограммы, размещая их в месте, предназначенном для символа автомагистрали, аэропорта или изображения знака 6.14.1. Высоту пиктограммы принимают равной (1,0 - 1,5) hп для однострочной надписи и (2,0 - 2,5) hп - для двустрочной надписи названия одного населенного пункта или объекта.

На знаках 6.10.1, 6.10.2, 6.11, 6.12, относящихся к объектам туризма и спорта, допускается наносить пиктограммы, размещая их слева от названия объекта. Изображения пиктограмм приведены в приложении И.

На знаках 6.9.1 допускается нанесение условных обозначений искусственных сооружений (мостов, путепроводов и тоннелей).

Стрелки на знаках следует выполнять в соответствии с рисунком Г.1 Приложения Г [8].

На знаках 6.9.2, 6.10.1 длину стрелок L принимают равной 2,3 hп. Стрелки располагают на одинаковом расстоянии относительно верхней и нижней каймы (вставки или линии, разделяющей надписи). При вертикальном расположении стрелки допускается уменьшение ее длины за счет стержня до 2 hп.

На знаках 6.9.1, 6.17 длину стрелок L выбирают из компоновочных соображений, ширину стрелок для второстепенных направлений допускается уменьшать на 30% по отношению к стрелке основного направления.

На знаках 6.9.2 при указании названий нескольких пунктов маршрута допускается увеличение размера стрелки при сохранении пропорций, заданных рисунком Г.1 Приложения Г [8].

На знаках 6.9.2, 6.10.1 стрелки располагают с учетом размещения знаков относительно дороги и реального направления движения к указанным на знаках объектам.

На знаках 6.9.2 допускается наносить количество стрелок, соответствующее числу полос движения в данном направлении, при этом стрелки располагают по возможности над каждой полосой (ближе к ее оси).

Оголовок знака 6.10.2 следует выполнять в соответствии с рисунком Г.2 Приложения Г [8].

На знаках 6.9.1 в нижней части, у основания стрелки, следует указывать расстояние от места их установки до пересечения. Высота цифр, указывающих расстояния, должна соответствовать ближайшему принятому для знака в целом меньшему значению hп, выбранному из ряда, приведенного в 4.6 [8].

Числа на знаках 6.10.1, 6.10.2 (на его отдельных частях) и 6.12, указывающие расстояние от места установки знака до названного пункта, должны размещаться справа от надписи, при этом цифры, выражающие одинаковые разряды чисел, следует располагать друг под другом.

На знаках 6.9.1, 6.17 допускается наносить изображения других знаков, информирующих участников движения об особенностях маршрута или режима движения. При этом наибольший габаритный размер изображений составляет (3 - 5) hп.

Ширину красной полосы на знаках 5.24.1, 5.26 принимают равной 0,4 hп.

Расстояние по горизонтали между началом и концом полосы и вертикальной каймой принимают равным (1,0 - 2,0) hп.

На знаках, предназначенных для установки на дорогах, по которым проходят маршруты иностранных туристов, надписи, обозначающие объекты инфраструктуры (город, улица, стадион, музей и т.п.) и географические объекты (гора, река, озеро и т.п.) дублируют на английском языке.

Допускается сокращать на знаках русские и английские слова в соответствии с таблицей Г.4 [8].

Названия населенных пунктов (объектов) стран, где применяют латинский алфавит, допускается писать так, как принято в этих странах. При этом наименования географических объектов и объектов инфраструктуры повторяют буквами латинского алфавита в соответствии с транслитерацией букв русского алфавита по таблице Г.5 [8].

Схема маршрутного ориентирования должна разрабатываться с учётом вышеизложенных требований.

 

Заключение

В данном разделе студент подводит итог выполненной работы, приводит основные результаты расчетов и выводы.

3.10 Список использованных источников
Указываются все литературные источники, которые студент использовал в процессе курсового проектирования

Приложения

В приложении можно указать информацию, которая не отражена в тексте пояснительной записки или на чертежах иллюстративной части – например, спецификации чертежей. Приложения не являются обязательной частью курсового проекта.

Иллюстративная часть

Иллюстративная часть работы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.301 – 68 ЕСКД, ГОСТ 2.304 – ЕСКД, ГОСТ 2.605 – 68 ЕСКД на одном листе формата А1 (Размещение объектов транспортной инфраструктуры на магистральной улице). Формат листа определяется размером внешней рамки, выполняемой тонкой линией, которая отстоит на расстоянии 20 мм от левого края листа и 5 мм от остальных краев. В правом нижнем углу листа наносится основная надпись по форме 1 ГОСТ 2.104 (шифр в основной надписи должен содержать информацию о направлении подготовки, группе и номере зачетной книжки студента. Например: ТТП – 12-АБ-ТП1 – 001). Название листа указывается в основной надписи и в верхней части листа по ГОСТ 2.104.

Изображения на листах (чертежи, схемы, графики, таблицы, надписи и т.п.) выполняются черной тушью. Для наглядности на схемах и плакатах могут быть использованы другие цвета (кроме названий).

Список литературы

 

 

1.Транспортная инфраструктура:учебное пособие / / Сост.: Т.В. Коновалова, И.Н. Котенкова; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. организации перевозок и дорожного движения. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2014. – 260 с.

2. Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов: Учебник для студентов вузов.— М.: Транспорт, 1990.—240 с.

3. Ковалев Н.Р. Закономерности развития транспортной инфраструктуры//Системные исследования региональных транспортных проблем/ ДВНЦ РАН. - Владивосток,2009.-с.112.

4. Максимов А.Б.Транспортная инфраструктура регионов// Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 1. С. 30-33.

5. Законодательное собрание Краснодарского Края Постановление от 24 июня 2009 г. N 1381-П «Об Утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского Края».

6. СНиП РК 3.01-01-2008 « Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов». региональных транспортных проблем/ ДВНЦ РАН. - Владивосток,2009.-с.112.

7. ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

8. ГОСТ Р 52290 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие требования».

 

 

Транспортная инфраструктура

Методические указания

 

Составители: Коновалова Татьяна Вячеславовна;
Котенкова Ирина Николаевна

 

Редактор

Компьютерная верстка И.Н. Котенкова

 


Подписано в печать 2015 г. Формат 60х84 /16

Бумага офсетная Офсетная печать

Печ. л. 2,5 Изд. № 120

Усл. печ. л. 2,32 Тираж 50 экз.

Уч. - изд. л. 1,77 Заказ №

Цена руб

 


Кубанский государственный технологический университет

350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2, кор. А

Типография КубГТУ: 350058, г. Краснодар,
ул. Старокубанская, 88/4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: