Основная проблема данной темы – специфика человеческого существования, раскрытие основных способов бытия человека. Рассмотрите учебник Б.В. Маркова «Философская антропология» (С. 25-34)и учебник В.Д. Губина, Е.Н. Некрасовой «Философская антропология» (Ч.1, §2, см. занятие 12) и охарактеризуйте основные концепции рассмотрения сущности человека в философии. В чем состоит специфика сущности человека? Как связана сущность и существование? Почему сущность не дана, а задана человеку? Проинтерпретируйте слова М. Хайдеггера о том, что человек различает бытие и сущее. Проанализируйте текст М.К. Мамардашвили «Проблема человека в философии» (см. занятие 12). В чем трудность решения вопроса о сущности человека в философии? Поясните, почему сущность человека негативна? Как можно понять слова Мамардашвили о том, что человек всегда находится в ситуации заново-рождения? Изучите материал учебника В.А. Конева «Социальная философия» (см. VI раздел, § 32) и ответьте на вопрос как взаимосвязано биологическое и социальное в человеке. В чем заключается смысл трансцендирования человеком своей природной сущности? Рассмотрите основные способы бытия человека в обществе: человек как функционер и как личность (см. VI раздел, § 33, см. занятие 12). Обратите внимание, что, если функционер конституируется через отождествления себя со своей социальной ролью, со своей социальной маской, то личность всегда различает себя от своих социальных ролей и масок. Какие способы формирования личности Вы можете назвать? Рассмотрите Дантовы координаты как пространство конституирования личности, индивидуальности человека (см. II раздел, § 11.1, см. занятие 12). Определите роль апофатического опыта в формировании личности человека.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем специфика решения вопроса о сущности человека в философии? Какие существуют подходы в рассмотрении сущности человека?
2. В чем, по Мамардашвили, смысл события заново-рождения?
3. Как взаимосвязано биологическое и социальное в человеке?
4. Определите основные способы бытия человека в обществе. В чем состоит отличие функционера от личности?
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Учебная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М, 2013.
2. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. М., 2008.
3. История философии: Запад-Россия-Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М, 2012. Кн. 1-4.
4. Конев В.А. Социальная философия. Самара, 2006.
5. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 2008.
6. Метафизика: учебное пособие / под ред. Б.И. Липского, Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина. СПб, 2008.
7. Пигров К.С. Социальная философия. СПб., 2008.
8. Рассел Б. История западной философии: в 2т. М., 2002.
9. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. М., 2010.
10. Философия / под ред. В.Д. Губина. М, 2012.
11. Философия / под ред. В.П. Кохановского. М., 2013.
Электронные библиотеки по философии
http://filosof.historic.ru – Электронная библиотека по философии.
http://www.philosophy.ru – Библиотека философского портала.
http://www.ihtik.lib.ru – Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика».
http://www.gumer.info – Библиотека Гумер – гуманитарные науки.
http://ec-dejavu.ru/library.html – Библиотека сайта Deja vu. Энциклопедия культур.
ЗАНЯТИЕ 1.