double arrow

Раздел IV. Социальная философия


Тема 7. Социокультурный мир как мир осмысленных действий

Основная задача данной темы – выяснить, в чем заключается отличие социального мира от мира природы. Обратитесь к работе В.А. Конева «Социальная философия» (см. раздел II, §5-6, см. занятие 11) и ответьте на вопрос, что выступает основанием социального мира? В чем состоит особенность бытия смысла? Обратите внимание, по словам М.К. Мамардашвили, смысл существует только благодаря усилию человека. Смысл требует держания своего бытия. Именно понимание человеком смысла, его утверждение превращает смысл в действительное и актуальное явление человеческого мира.

Следующий этап работы связан с раскрытием основных характеристик социокультурного мира: разнообразие, пространство, время, индивидуальное начало в человеческом мире (см. раздел II, §7-10, см. занятие 11). В чем состоит особенность различия, разнообразия природного и социального мира? Почему человеческий мир существует как мир различий? В чем Вы видите отличие социального пространства от физического? Почему социальное пространство неоднородно, гетерогенно? Приведите примеры. Подумайте, в чем заключается особенность социального времени? Сформулируйте особенность индивидуального начала в человеческом мире. В заключение рассмотрения данной темы необходимо рассмотреть основные законы социального мира. Изучите материал учебного пособия В.А. Конева «Социальная философия» (раздел II, §11, см. занятие 11) и, определите, как взаимосвязаны в социальном мире законы условий и безусловные законы.

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем состоит отличии социального мира от мира природы? В чем заключается специфика существования смысла?

2. Почему человеческий мир есть мир различий?

3. В чем заключается специфика социального пространства и времени?

4. Определите роль индивидуального начала в человеческом мире.

Тема 8. Культура, ее структура и функции

В рамках данной темы необходимо знать определение понятия культуры, что такое культурная деятельность, а так же основные формы трансляции культуры. Для того, чтобы определить понятие культуры необходимо обратиться к работе В.С. Библера «От наукоучения к логике культуры» и к работе В.А. Конева «Онтология культуры» (см. занятие 12). Проанализируйте понятие культуры в указанных работах. Какие существует подходы к пониманию культуры? Что значит культура как мир значимого бытия? Важно знать, что культура существует в двух измерениях: во-первых, как значимые вещи, как артефакты культуры и, во-вторых, как актуальный опыт самого человека. Определите, с чем связана культура как актуальный опыт человека? Обратите внимание на особенность культурного произведения: значение культурного произведения не дано человеку, а задано, т.е. оно требует понимания и утверждения. Опираясь на работу В.А. Конева «Социальная философия» (раздел V, §28, см. занятие 12), охарактеризуйте содержание культурной деятельности. Приведите примеры. Выделите основные формы трансляции культуры: остенсивные, императивные, аксиологические формы, формы-принципы. Каково значение универсальных культурных форм в становлении личности?




Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте основные подходы к пониманию культуры. Что значит культура как мира значимого существования?

2. Определите содержание чистой культурной деятельности. В чем состоит специфика культурного произведения?

3. Какие существуют формы трансляции культурного опыта?

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: