Написать сочинение-миниатюру по аналогии на тему «Музыка в моей жизни», используя сложноподчиненные предложения


Тема 14-15.

СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1. Сложное бессоюзное предложение.

2. Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

3. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

4. Тире в сложном бессоюзном предложении.

 

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 256-257, 258-259, 261-262.

2. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 238, 240, 242, 244-245.

3. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

4. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

5. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

7. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

8. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

1.Выполнить упражнения 376,379 (Ковалев, Горяной. Современный…)

 

Подобрать из произведений художественной литературы примеры, иллюстрирующие разные случаи употребления знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Выписать, расставляя недостающие знаки препинания, сначала сложные бессоюзные предложения, а затем – предложения с однородными членами.

1.Пришла пора цветов и трав земля работы нашей просит (Долм.). 2.По всей округе ливни льют веревки из дождинок вьют (Щ.). 3.Догорал апрельский светлый вечер по лугам холодный сумрак лег (Бун.). 4.Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет (Щ.). 5.Зазвучали шорохи рассвета небо слабо начало светлеть (Ванш.). 6.Идет апрель с целебным духом почек худеет снег в ракитнике густом (С.См.). 7.Вспоминаем очи карие тихий говор звонкий смех (Ис.). 8.Скрипит земля морозная сияет небо звездное сверкают на сугробах огоньки (Фат.). 9.Иди в огонь за честь отчизны за убежденья за любовь (Н.). 10.Девчонка к речке шла не торопилась спокойно синие глаза в ней утопила (Щ.). 11.Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну… (П.).

 

Распространить сложные бессоюзные предложения таким образом,чтобы возникла необходимость употребления точки с запятой.

1.Лень ослабляет тело, труд укрепляет его. 2.Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его. 3.Радость делает человека общительным, горе заставляет его уйти в себя. 4.Мысль – цветок, слово – завязь, деяние – плод. 5.Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления.

(Афоризмы)

 

Преобразовать сложные бессоюзные предложения в союзные (устно). Объяснить употребление знаков препинания.

1.Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок скромно синеют колокольчики белеет целыми зарослями пахучая ромашка. (Купр.) 2.Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось. (Горьк.) 3.Снова удивилась Дина своевольный и как о нем говорили вспыльчивый до бешенства Литвинов первый протянул председателю руку…(Полев.) 4.Утро вечера мудренее трава соломы зеленее. (Посл.) 5.Дома Фому встретили торжественно отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем а тетка шарф своего вязанья. (Горьк.) 6.Взял топор возьми и топорище. (Посл.) 7.Задерживаться нельзя ни на минуту холод пронизывает насквозь глаза смыкаются дышать становится все труднее. (Федос.) 8.Ночью по всей пустыне пастухи жгли костры исполняя «закон пустыни» увидел костер зажигай сам значит пропал человек. (Триф.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: