Предпосылки и значение создания международных стандартов финансовой отчетности, порядок их разработки и утверждения

Современный бухгалтерский учет подразделяется на управлен­ческий и финансовый. Управленческий учет позволяет сформиро­вать внутреннюю (управленческую) отчетность, данные которой предназначены для внутреннего использования. Благодаря инфор­мации управленческой отчетности менеджерам компании легче принимать оперативные и адекватные внешней среде управленче­ские решения: какой сегмент бизнеса развивать в первую очередь, на каком оборудовании выгоднее выполнить поступивший заказ, как спланировать производственную программу, какие установить цены и т.п. На базе информации, подготовленной в системе бух­галтерского финансового учета формируется внешняя финансовая отчетность, ориентированная прежде всего на внешних пользовате­лей бухгалтерской информации.

Учет зависит от среды, в которой он ведется: культурные тра­диции, экономические и правовые отношения, а также политиче­ский уклад в стране предопределяют формирование национальных учетных принципов. Однако, как свидетельствует международный опыт, наибольшее влияние на состав и порядок формирования фи­нансовых отчетов организаций оказывают потребности заинтере­сованных пользователей. В разных странах исторически на свобод­ном рынке капиталов доминировали определенные группы пользо­вателей, что предопределило возникновение различий в системах бухгалтерского учета и отчетности разных стран. Эти различия развивались и трансформировались в модели бухгалтерского учета, ко­торые чаще всего классифицируют по территориальному признаку.

Главная идея англо-американской модели (основные предста­вители — США, Англия, Нидерланды, Швеция, Австралия, Ка­нада) — построение учета с учетом информационных запросов рынка капиталов, ориентированного на частных инвесторов. Вме­шательство государственных органов в процессы регулирования и формирования методологии бухгалтерского учета минимально. Учетные регулятивы разрабатываются бухгалтерским сообществом стран и, как правило, носят рекомендательный характер. Целью финансовой отчетности в этом случае является передача име­ющимся и потенциальным акционерам информации о производ­ственных показателях и эффективности бизнеса. Бухгалтерский учет призван в первую очередь исчислить прибыль и детализи­ровать ее использование. Информация о прибыли, поставляемая финансовой отчетностью, может быть использована для прогно­зирования будущего положения компании. Главными потребите­лями информации финансовой отчетности выступают участники рынка ценных бумаг.

В странах, применяющих англо-американскую модель учета, несущественна связь между налогооблагаемой прибылью и при­былью, декларируемой во внешней финансовой отчетности. Для целей налогообложения в этих странах готовятся специальные отчеты. Правила измерения, признания и оценки активов, обя­зательств, расходов и доходов, применяемые в целях налогообло­жения, могут существенно отличаться от принципов, которым следуют при формирования финансовой отчетности для внешних пользователей.

Функции регулирования принципов и правил подготовки фи­нансовой отчетности находятся в руках профессионального бухгал­терского сообщества.

В странах, применяющих континентальную модель (Германия, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Португалия и Япония, а также ряд южно-американских стран, таких, как Аргентина, Перу, Брази­лия), финансирование компаний в большей степени осуществляется не через фондовые рынки, а банковским сектором. В связи с тем что банковская деятельность жестко контролируется государством, бухгалтерский учет в этих странах регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. При этом ориента­ция на управленческие запросы кредиторов не является приоритет­ной задачей учета. Учетная практика направлена прежде всего на удовлетворение требований правительства, в частности на решение задач налогообложения в соответствии с национальным мяк-птитп-

номическим планом. В качестве примера здесь уместно привести Германию, реализующую на практике принцип «налоговой целесо­образности». В соответствии с указанным принципом отчеты для на­логовых органов должны быть такими же, как отчеты для внешних заинтересованных лиц.

В странах с континентальной моделью учета правила подготов­ки финансовой отчетности определяются государственными орга­нами. Методы оценки имущества и обязательств компаний в этих странах более осторожны. Более консервативна и практика учета. Так, при начислении амортизации основных средств метод умень­шаемого остатка используется чаще, чем линейный метод аморти­зации[1].

Отличительная особенность южноамериканской модели учета заключается в перманентных корректировках учетных данных на темпы инфляции. В целом же эта модель представляет собой некий симбиоз двух предыдущих моделей. Учет ориентирован на потреб­ности государственных органов. В отчетности достаточно развер­нуто представлена информация, необходимая для реализации на­логовой политики государства.

Основой исламской модели учета (страны исламского мира и африканского континента), находящейся под влиянием богослов­ских идей, являются соображения морали, в частности запрещает­ся получение финансовых дивидендов ради собственно дивиден­дов. Активы и обязательства оцениваются обычно по рыночным ценам.

Однако процессы глобализации, интернационализации эконо­мических, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Учреждаются и успешно действуют трансна­циональные корпорации, имеющие предприятия в разных странах. Европейские страны формируют единое экономическое простран­ство. На территории этих стран введена единая валюта — евро. Эти и другие причины стали предпосылками появления системы учетной информации на международном уровне — международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (International Finan­cial Reporting Standards, IFRS или International Accounting Standards, IAS)[2]. Международные стандарты финансовой отчетностипредстав­ляют собой принятые в общественных интересах положения о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Это учетная система, функционирующая на международном уровне.

МСФО носят рекомендательный характер. Ни комитет по МСФО, ни бухгалтерское сообщество в целом не имеют полномочий требовать повсеместного применения МСФО. Эти стандарты применяются по­тому, что регулирующие органы во всем мире признают важность уни­фикации правил финансовой отчетности и поддерживают деятельность Комитета по международным стандартам финансовой отчетности.

МСФО предназначены для подготовки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовых сведений о компании. МСФО не привязаны к законо­дательным особенностям отдельной страны, это наднациональные стандарты. Они предназначены для составления отчетности любой компанией независимо от вида деятельности, ее отраслевой при­надлежности, размера, организационно-правовой формы. МСФО в равной степени применимы как для подготовки консолидирован­ной финансовой отчетности группы взаимосвязанных компаний, так и для формирования отчетности отдельно взятой компании.

Порядок бухгалтерского учета в традиционном российском по­нимании никак не отражен в стандартах. В частности, стандарты не содержат никаких правил по организации первичной документа­ции и документооборота, плана счетов, порядка оформления учет­ных записей.

Начало работы над созданием МСФО связано с 1973 г., когда в результате соглашения между профессиональными ассоциация­ми и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Велико­британии, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, США, Франции и Японии был образован Комитет по международ­ным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Комитет был по существу независимой частной организацией, не имевшей ни властных функций, ни законодательных полномочий. Тем не ме­нее в 1984 г. появились первые ощутимые результаты его работы: Лондонская фондовая биржа рекомендовала всем иностранным корпорациям, котирующим свои ценные бумаги в Лондоне, при­держиваться МСФО. В 1985 г. одна из крупнейших американских корпораций — General Electrik — составила отчетность не только по национальным стандартом (GAAP)[3], но и в соответствии с МСФО.

В 1995 г. КМСФО заключил соглашение с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОК) в целях завершить к 1999 г. работу над подготовкой основного комплекта МСФО. Это соглашение имело огромное значение для последующего развития и продвижения МСФО. Оно означало, что отчетность компании, подготовленная в соответствии с МСФО, автоматически становит­ся пригодной для размещения ценных бумаг этой компании на лю­бой фондовой бирже мира без каких-либо поправок на националь­ные GAAP. По существу, МСФО были рекомендованы для между­народного листинга. Активно поддержал эти процессы Базельский комитет по банковскому надзору.

В декабре 1998 г. КМСФО завершил программу подготовки ос­новных стандартов. На смену процессам гармонизации финансо­вой отчетности пришел процесс их конвергенции.

Одним из приоритетных направлений деятельности КМСФО в последние годы была разработка интерпретаций МСФО, в связи с чем в 1997 г. был образован Постоянный комитет по интерпрета­циям (ПКИ) (Standing Interpretations Commitee, SIC). Основной за­дачей ПКИ стало рассмотрение спорных вопросов бухгалтерского учета, самостоятельное решение которых составителями финансо­вой отчетности может привести к неприемлемой практике учета и отступлениям от МСФО.

В апреле 2001 г. КМСФО был реорганизован в Совет по между­народным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Цели его деятельности, изложенные в заявлении о миссии СМСФО, состоят:

• в разработке в общественных интересах единого комплекта
высококачественных, понятных и практически реализуемых
всемирных стандартов финансовой отчетности, требующих
представления высококачественной, прозрачной и сравни­мой информации;

• в продвижении внедрения и контроле соблюдения этих стан­дартов;

• в сотрудничестве с национальными органами, отвечающими
за разработку и внедрение стандартов финансовой отчетно­сти в целях максимального сближения стандартов финансо­вой отчетности во всем мире.

С этого времени более 50 крупнейших стран приняли специаль­ные планы перехода на МСФО или сближения национальных учет­ных принципов с МСФО. Европейский союз обязал компании, чьи ценные бумаги котируются на европейских биржах, использовать с 2005 г. МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности. Австралия заявила о полном переходе на МСФО в 2005 г. Совет по стандартам финансовой отчетности США подписал со­глашение с КМСФО об устранении различий между американской и международными системами отчетности.

Соподчиненность вновь созданных советов и комитетов пред­ставлена на рис. 1.1.

 

 


Рис. 1.1. Структура института МСФО

Каждое из представленных на рисунке образований имеет собственный порядок формирования, собственные обязанности и полномочия.

Девятнадцать попечителей Совета представляют разные гео­графические регионы и виды бизнеса. Шестеро членов избираются от Северной Америки, шестеро — от Европы, четверо представля­ют Азиатско-Тихоокеанский регион и трое избираются из любого региона в целях установления общегеографическою баланса. При этом на постоянной основе работают 12 человек, а двое трудят­ся по совместительству. Как минимум пятеро членов Правления должны иметь практический опыт работы аудиторами, минимум трое — опыт подготовки финансовых отчетов, трое — опыт поль­зования финансовыми отчетами и как минимум один член должен иметь научную подготовку. В сферу деятельности Попечительского совета входят:

• назначение членов СМСФО, КСС, КИМФО;

• контроль эффективности деятельности СМСФО;

• обеспечение финансирования и утверждение бюджетов СМСФО.

Совет (Правление) по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) состоит из 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе. Совет формируется попечителями первоначально на срок от трех до пяти лет.

СМСФО отвечает:

• за подготовку и публикацию проектов МСФО;

• за установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по результатам предварительного обсуждения МСФО;

• за подготовку и издание МСФО.

Каждый член Совета при рассмотрении всех вопросов имеет один голос. Стандарт утверждается по крайней мере восемью голосами членов СМСФО.

Консультативный совет по стандартам формируется попечителями в составе 49 человек на три года с правом продления срока полномочий. Членами этого совета являются представители разных географических регионов и сфер деятельности. Они выражают мнения различных организаций и лиц, имеющих интересы в области МСФО, и представляют эти интересы в процессе разработки стандартов. Консультативный совет, кроме того, обеспечивает возможность участия организаций и физических лиц, интересующихся проблемами международной стандартизации финансовой отчетности, в обсуждениях проектов стандартов в целях консультирования. Председателем Консультативного совета является председатель СМСФО. Ежегодно Консультативный совет проводит не менее трех открытых встреч с СМСФО.

Постоянный комитет по интерпретации (ПКИ), созданный в 1997 г., в декабре 2001 г. был трансформирован в Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО, или IFR1C). В настоящее время он состоит из 12 экспертов в области бухгалтерского учета, назначенных попечителями.

Интерпретации, подготавливаемые Комитетом, утверждаются Правлением по МСФО. Они дают однозначное толкование неясных положений стандартов, обеспечивая их единообразное применение. Для разъяснений обычно выбираются вопросы, которые связаны с использованием существующих стандартов и представляют наибольших практический интерес для их пользователей. При этом разъяснения могут даваться как по вопросам, связанным с неудовлетворительной практикой применения стандартов, так и по перспективным вопросам.

Интерпретации КИМФО обозначаются как 1FRIC-1, IFRIC-2 и т.д. (ранее SIC-1, SIC-2 и т.д.).

МСФО постоянно совершенствуются. Последние годы были ознаменованы напряженной деятельностью Правления СМСФО в области пересмотра действующих стандартов и разработки новых. Результатом проведенной работы стали изменения к существу­ющим МСФО, а также выход в свет 13 новых стандартов с новой аббревиатурой IFRS вместо прежней IAS. Некоторые ранее дей­ствовавшие стандарты и многие интерпретации были отменены, часть из них была введена в сами стандарты. Перечень утвержден­ных и действующих в настоящее время стандартов и интерпретаций представлен в табл. 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: