Согласно п. 7 МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» финансовая отчетность — это структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией. В отечественном понятийном аппарате не разграничены термины «финансовая отчетность» и «бухгалтерская отчетность», зачастую они употребляются как синонимы. Статья 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержит определение бухгалтерской (финансовой) отчетности: это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированных в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Аналогичное определение сформулировано в п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Как следует из приведенных формулировок, МСФО предлагают менее формализованный подход к определению финансовой отчетности, чем российские нормативные акты.
Согласно Принципам цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений.
|
|
Более расширительное толкование цели финансовой отчетности приведено в п. 7 МСФО 1: целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании.
Таким образом, формируя отчетную информацию и учитывая базовые положения МСФО, бухгалтер должен стремиться к достижению главной цели финансовой отчетности — удовлетворению информационных запросов заинтересованных пользователей полезной информацией.
В российских нормативных документах по-разному определяются цели бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» указывается, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. В отличие от МСФО в приведенном отечественном определении не указывается основное предназначение финансовой отчетности — принятие экономических решений.
|
|
Согласно ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике цель формирования финансовой отчетности трактуется шире, внимание акцентируется на главном ее предназначении — она должна отвечать интересам ее внутренних и внешних пользователей для принятия решений. Несомненно, признание данных целей представляет собой значительный шаг в сторону МСФО, хотя необходимо отметить, что на практике составители отчетности преследуют иные цели, прежде всего фискальные.
Пользователями финансовой отчетности согласно МСФО являются:
• инвесторы, вкладывающие капитал в компанию и заинтересованные в информации, которая помогла бы определить,
покупать, держать или продавать ценные бумаги, оценить
способность компании выплачивать дивиденды;
• работники, нуждающиеся в информации о стабильности и
прибыльности своих нанимателей, их способности обеспечить
заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства;
• заимодавцы, заинтересованные в информации, позволяющей
выявить риск в отношении возврата займов и выплаты при
читающихся процентов;
• поставщики, нуждающиеся в информации, которая даст возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними их дебиторов; покупатели, заинтересованные в информации о стабильно
сти компании, особенно когда они имеют с ней долгосроч
ные отношения;
• правительство в лице соответствующих органов, заинтересо
ванных в информации о деятельности хозяйствующих субъ
ектов для того, чтобы определять налоговую политику, раз
мер национального дохода, распределять ресурсы и т.д.;
• общественность, интересующаяся разнообразной информа
цией о деятельности компаний, их вкладе в местную эконо
мику, в том числе через количество предоставляемых рабочих
мест, опеку местных поставщиков и др.
Руководство компании, выполняющее функции планирования, принятия решений и контроля, также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности. Однако помимо этих сведений ему доступна дополнительная управленческая и финансовая информация, содержащаяся во внутренних отчетах компании.
Как следует из МСФО, ответственность за качество и своевременность подготовки и представления финансовой отчетности несет руководство компании.
Итак, финансовая отчетность, подготовленная по МСФО, используется в первую очередь инвесторами. В СССР, в период административно-плановой экономики, основными пользователями бухгалтерской отчетности были государственные органы управления и статистики. Поскольку эти группы пользователей имели разные интересы и потребности в информации, принципы составления финансовой отчетности развивались в разных направлениях.
После распада СССР, в период переходной экономики и рыночных преобразований, в стране произошли существенные изменения в составе пользователей бухгалтерской информации. Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» пользователями отечественной бухгалтерской отчетности стали руководители, учредители, участники, собственники имущества организации, инвесторы и кредиторы; в соответствии с ПБУ 4/99 — учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики.
|
|
Указанные пользователи входят и в список, приведенный в Принципах МСФО, однако в отличие от МСФО российские подходы не предполагают в составе пользователей работников и общественность. По-разному в рассматриваемых системах определены информационные потребности государственных органов. В соответствии с МСФО правительственные органы определяют по данным финансовой отчетности политику в отношении предприятий. В российской практике эти данные во многих случаях используют ся для контроля за правильностью уплаты налогов и выполнения законодательства.
В отличие от российского законодательства МСФО не делят пользователей бухгалтерской информации на внутренних и внешних. Это связано с тем, что финансовая отчетность, составленная по международным принципам, нацелена исключительно на удовлетворение информационных потребностей внешних пользователей.
В российских нормативных документах при перечислении пользователей отчетности акцент сделан на руководителях, учредителях организации и собственниках имущества, а инвесторы и кредиторы фигурируют в конце списка. Основными пользователями финансовой отчетности с позиций МСФО выступают инвесторы. Указанные приоритеты отражают степень зависимости предприятия от решений пользователей отчетности. В условиях западного бизнеса, в котором положение предприятия напрямую связано с рыночной стоимостью выпущенных им ценных бумаг, а источники денежных средств в основном зависят от кредитов и займов, финансовая отчетность прежде всего должна удовлетворять информационным запросам инвесторов и кредиторов. В основе МСФО лежит представление о том, что бухгалтерский учет ведется для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора, неважно, собственника или кредитора. В этом их главное отличие от российского учета, который ведется администратором, действующим в интересах собственника для отражения результатов деятельности объекта собственности.
Изложенное позволяет заключить: несмотря на существенное сближение целей составления финансовой отчетности и целей ее пользователей некоторые различия в российской и зарубежных системах учета до сих пор сохраняются. Они предопределяют расхождения между принципами учета, принятыми в России, и принципами, предусмотренными МСФО, речь о которых пойдет в параграфе 1.3 учебника.
|
|
Финансовое положение компании раскрывается посредством представления информации о ее активах, обязательствах и капитале (данные балансового отчета); финансовые результаты — путем раскрытия данных о доходах и расходах (данные отчета о совокупном доходе), информация об изменениях в денежных средствах и их эквивалентах дана в отчете о движении денежных средств. Рисунок 1.4 иллюстрирует значение информации, содержащейся в названных формах отчетности, для принятия пользователями управленческих решений.
Помимо отчетов, указанных на рис. 1.4, полный комплект финансовой отчетности, составленной по МСФО, включает в себя пояснения, содержащие существенные положения учетной политики,
использованной при подготовке финансовой отчетности, и прочие примечания. В отличие от российской системы МСФО не устанавливают прямого требования об обязательном включении в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности компании.
Важнейшее концептуальное отличие МСФО состоит в том, что усилия бухгалтера в большей мере направлены на формирование достоверной информации о финансовом положении компании, чем о ее финансовых результатах. Об этом свидетельствуют и жесткие требования к признанию активов, и требование их оценки по справедливой стоимости.
Названные различия порождают основные особенности, определяющие дальнейшее развитие системы МСФО:
• приоритет баланса;
• отказ от исторической стоимости;
• замена концепции собственности концепцией контро
ля (принцип имущественной обособленности организации
МСФО не декларируется);
• переход от учета имущества к учету ресурсов, от брутто-оце-
нок к нетто-оценкам;
• отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчет
ности.
Не совпадают представления российских положений по бухгалтерскому учету (РПБУ) и МСФО об отчетной дате и продолжительности отчетного периода.
МСФО не устанавливают компаниям отчетную дату. Начало и окончание финансового года компании определяют самостоятельно. Как свидетельствует практика, отчетная дата выбирается таким образом, чтобы пик деловой активности приходился на середину отчетного периода. Например, крупнейшие аудиторские компании, как правило, начинают финансовый год 1 августа и заканчивают 31 июля. В соответствии со спецификой деятельности пик деловой активности таких компаний придется на ноябрь — апрель.
Согласно РПБУ отчетная дата, т.е. дата, на которую следует составлять бухгалтерскую отчетность, фиксированная и определяется в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
В п. 49 МСФО 1 отмечается, что финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью:
а) причину выбора периода, отличающегося от одного года;
б) факт того, что сравнительные суммы для отчетов о сово
купном доходе, об изменениях капитала, о движении денежных
средств и соответствующие примечания несопоставимы.
В отличие от МСФО российские правила строго регламентируют продолжительность отчетного периода. Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность составляется за отчетный период — год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Тот же регламент содержится в п. 13 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Изменение сроков отчетного периода, установленных российским законодательством, допускается лишь для организаций, созданных или прекративших деятельность после 1 октября. Для вновь созданных организаций согласно российскому законодательству первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.