Понятие и цели формирования отчетности. Пользователи информации финансовой отчетности

Согласно п. 7 МСФО 1 «Представление финансовой отчетно­сти» финансовая отчетность — это структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией. В отечественном понятийном аппарате не разграничены термины «финансовая отчетность» и «бухгалтерская отчетность», зачастую они употребляются как синонимы. Статья 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержит определение бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности: это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный пери­од, систематизированных в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Аналогичное определение сформулировано в п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Как следу­ет из приведенных формулировок, МСФО предлагают менее фор­мализованный подход к определению финансовой отчетности, чем российские нормативные акты.

Согласно Принципам цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при при­нятии экономических решений.

Более расширительное толкование цели финансовой отчет­ности приведено в п. 7 МСФО 1: целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финан­совом положении, финансовых результатах деятельности и движе­нии денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, до­веренными руководству компании.

Таким образом, формируя отчетную информацию и учитывая базовые положения МСФО, бухгалтер должен стремиться к достижению главной цели финансовой отчетности — удовлетворению информационных запросов заинтересованных пользователей по­лезной информацией.

В российских нормативных документах по-разному определя­ются цели бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» указывается, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное пред­ставление о финансовом положении организации, финансовых ре­зультатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. В отличие от МСФО в приведенном отечественном определении не указывается основное предназначе­ние финансовой отчетности — принятие экономических решений.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и дви­жении денежных средств за отчетный период, необходимое поль­зователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике цель формирования финансовой отчетности трактуется шире, внимание акцентируется на главном ее предназначении — она должна отве­чать интересам ее внутренних и внешних пользователей для приня­тия решений. Несомненно, признание данных целей представляет собой значительный шаг в сторону МСФО, хотя необходимо от­метить, что на практике составители отчетности преследуют иные цели, прежде всего фискальные.

Пользователями финансовой отчетности согласно МСФО явля­ются:

• инвесторы, вкладывающие капитал в компанию и заинтересованные в информации, которая помогла бы определить,
покупать, держать или продавать ценные бумаги, оценить
способность компании выплачивать дивиденды;

• работники, нуждающиеся в информации о стабильности и
прибыльности своих нанимателей, их способности обеспечить
заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства;

• заимодавцы, заинтересованные в информации, позволяющей
выявить риск в отношении возврата займов и выплаты при­
читающихся процентов;

• поставщики, нуждающиеся в информации, которая даст воз­можность определить, будет ли в срок погашена задолжен­ность перед ними их дебиторов; покупатели, заинтересованные в информации о стабильно­
сти компании, особенно когда они имеют с ней долгосроч­
ные отношения;

• правительство в лице соответствующих органов, заинтересо­
ванных в информации о деятельности хозяйствующих субъ­
ектов для того, чтобы определять налоговую политику, раз­
мер национального дохода, распределять ресурсы и т.д.;

• общественность, интересующаяся разнообразной информа­
цией о деятельности компаний, их вкладе в местную эконо­
мику, в том числе через количество предоставляемых рабочих
мест, опеку местных поставщиков и др.

Руководство компании, выполняющее функции планирования, принятия решений и контроля, также заинтересовано в информа­ции, содержащейся в финансовой отчетности. Однако помимо этих сведений ему доступна дополнительная управленческая и финансо­вая информация, содержащаяся во внутренних отчетах компании.

Как следует из МСФО, ответственность за качество и своевре­менность подготовки и представления финансовой отчетности не­сет руководство компании.

Итак, финансовая отчетность, подготовленная по МСФО, ис­пользуется в первую очередь инвесторами. В СССР, в период ад­министративно-плановой экономики, основными пользователями бухгалтерской отчетности были государственные органы управления и статистики. Поскольку эти группы пользователей имели разные интересы и потребности в информации, принципы составления фи­нансовой отчетности развивались в разных направлениях.

После распада СССР, в период переходной экономики и ры­ночных преобразований, в стране произошли существенные из­менения в составе пользователей бухгалтерской информации. Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» пользователями отечественной бухгалтерской отчетности стали ру­ководители, учредители, участники, собственники имущества ор­ганизации, инвесторы и кредиторы; в соответствии с ПБУ 4/99 — учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кре­диторы, покупатели, поставщики.

Указанные пользователи входят и в список, приведенный в Принципах МСФО, однако в отличие от МСФО российские под­ходы не предполагают в составе пользователей работников и обще­ственность. По-разному в рассматриваемых системах определены информационные потребности государственных органов. В соот­ветствии с МСФО правительственные органы определяют по дан­ным финансовой отчетности политику в отношении предприятий. В российской практике эти данные во многих случаях используют ся для контроля за правильностью уплаты налогов и выполнения законодательства.

В отличие от российского законодательства МСФО не делят пользователей бухгалтерской информации на внутренних и внеш­них. Это связано с тем, что финансовая отчетность, составленная по международным принципам, нацелена исключительно на удовлетво­рение информационных потребностей внешних пользователей.

В российских нормативных документах при перечислении поль­зователей отчетности акцент сделан на руководителях, учредителях организации и собственниках имущества, а инвесторы и кредиторы фигурируют в конце списка. Основными пользователями финан­совой отчетности с позиций МСФО выступают инвесторы. Ука­занные приоритеты отражают степень зависимости предприятия от решений пользователей отчетности. В условиях западного бизнеса, в котором положение предприятия напрямую связано с рыночной стоимостью выпущенных им ценных бумаг, а источники денеж­ных средств в основном зависят от кредитов и займов, финансовая отчетность прежде всего должна удовлетворять информационным запросам инвесторов и кредиторов. В основе МСФО лежит пред­ставление о том, что бухгалтерский учет ведется для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора, не­важно, собственника или кредитора. В этом их главное отличие от российского учета, который ведется администратором, действу­ющим в интересах собственника для отражения результатов дея­тельности объекта собственности.

Изложенное позволяет заключить: несмотря на существенное сближение целей составления финансовой отчетности и целей ее пользователей некоторые различия в российской и зарубежных си­стемах учета до сих пор сохраняются. Они предопределяют расхож­дения между принципами учета, принятыми в России, и принци­пами, предусмотренными МСФО, речь о которых пойдет в пара­графе 1.3 учебника.

Финансовое положение компании раскрывается посредством пред­ставления информации о ее активах, обязательствах и капитале (дан­ные балансового отчета); финансовые результаты — путем раскрытия данных о доходах и расходах (данные отчета о совокупном доходе), информация об изменениях в денежных средствах и их эквивалентах дана в отчете о движении денежных средств. Рисунок 1.4 иллюстриру­ет значение информации, содержащейся в названных формах отчет­ности, для принятия пользователями управленческих решений.

Помимо отчетов, указанных на рис. 1.4, полный комплект фи­нансовой отчетности, составленной по МСФО, включает в себя по­яснения, содержащие существенные положения учетной политики,

 

 

использованной при подготовке финансовой отчетности, и прочие примечания. В отличие от российской системы МСФО не устанав­ливают прямого требования об обязательном включении в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтвержда­ющего достоверность финансовой отчетности компании.

Важнейшее концептуальное отличие МСФО состоит в том, что усилия бухгалтера в большей мере направлены на формирование достоверной информации о финансовом положении компании, чем о ее финансовых результатах. Об этом свидетельствуют и жест­кие требования к признанию активов, и требование их оценки по справедливой стоимости.

Названные различия порождают основные особенности, опре­деляющие дальнейшее развитие системы МСФО:

• приоритет баланса;

• отказ от исторической стоимости;

• замена концепции собственности концепцией контро­
ля (принцип имущественной обособленности организации
МСФО не декларируется);

• переход от учета имущества к учету ресурсов, от брутто-оце-
нок к нетто-оценкам;

• отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчет­
ности.

Не совпадают представления российских положений по бухгал­терскому учету (РПБУ) и МСФО об отчетной дате и продолжитель­ности отчетного периода.

МСФО не устанавливают компаниям отчетную дату. Начало и окончание финансового года компании определяют самостоятель­но. Как свидетельствует практика, отчетная дата выбирается таким образом, чтобы пик деловой активности приходился на середину отчетного периода. Например, крупнейшие аудиторские компании, как правило, начинают финансовый год 1 августа и заканчивают 31 июля. В соответствии со спецификой деятельности пик деловой активности таких компаний придется на ноябрь — апрель.

Согласно РПБУ отчетная дата, т.е. дата, на которую следует со­ставлять бухгалтерскую отчетность, фиксированная и определяется в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

В п. 49 МСФО 1 отмечается, что финансовая отчетность долж­на представляться как минимум ежегодно. Когда в исключитель­ных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью:

а) причину выбора периода, отличающегося от одного года;

б) факт того, что сравнительные суммы для отчетов о сово­
купном доходе, об изменениях капитала, о движении денежных
средств и соответствующие примечания несопоставимы.

В отличие от МСФО российские правила строго регламенти­руют продолжительность отчетного периода. Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтер­ская отчетность составляется за отчетный период — год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Тот же регламент содержится в п. 13 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Изменение сроков отчетного периода, установленных россий­ским законодательством, допускается лишь для организаций, соз­данных или прекративших деятельность после 1 октября. Для вновь созданных организаций согласно российскому законодательству первым отчетным годом считается период с даты их государствен­ной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для орга­низаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: