Система показателей рыночной конъюнктуры

Характеристики рынка Показатели
   
1. Предложение товаров (продуктов, услуг) 1.1.Объем, структура и динамика предложения 1.2.Производственный и сырьевой потенциал 1.3.Эластичность предложения
2. Покупательский спрос на товары (продукты, услуги) 2.1.Спрос, дифференцированный по степени удовлетворения, формам, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки 2.2.Потребительский потенциал 2.3. Эластичность спроса
3. Пропорциональность рынка 3.1.Соотношение спроса и предложения 3.2.Товарная структура товарооборота 3.3.Раздел рынка между производителями 3.4.Структура продавцов по формам собственности 3.5.Структура покупателей 3.6.Региональная структура рынка
4. Тенденции развития рынка 4.1.Темпы роста, параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли
5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка 5.1.Коэффициенты вариации продаж, цен и товарных запасов 5.2.Параметры моделей сезонности и цикличности развития рынка
6. Региональные различия состояния и развития рынка 6.1.Региональная вариация соотношения спроса, предложения и других пропорций рынка 6.2.Региональная вариация уровня спроса 6.3.Региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка
7. Деловая активность 7.1.Портфель заказов, его состав, заполненность и динамика 7.2.Число, размер и динамика сделок 7.3.Степень загруженности производственных мощностей
8. Коммерческий (рыночный) риск 8.1.Инвестиционный риск 8.2.Риск принятия маркетинговых решений 8.3.Риск случайных рыночных колебаний
9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции 9.1.Число фирм на рынке каждого товара 9.2.Общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке 9.3.Доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка

 

К субпоказателям предложения можно отнести эластичность предложения, т.е. его зависимость и изменчивость от изменения некоторых условий, в частности цен на ресурсы и конечную продукцию. Чувствительность производителя, его реакция на ценовый раздражитель сказываются с некоторым лагом и выражаются не только в изменении объема самого предложения, но и в перераспределении ресурсов в пользу более дорогих или, наоборот, более дешевых (перекрестная эластичность).

Следует иметь в виду, что существуют специфические особенности предложения различных товаров (средств производства, потребительских продуктов и услуг) на оптовом и потребительском рынках.

Одним из показателей предложения выступает производственный и сырьевой потенциал (уровень производственных возможностей), т.е. способность производства обеспечить соответствующий объем и структуру предложения.

Между предложением и спросом существует связь: спрос порождает предложение, но и предложение некоторым образом влияет на спрос. Например, новый привлекательный товар может породить ранее не существующий спрос.

Под покупательским спросом понимается потребность, обеспеченная деньгами и предъявленная на рынке товаров и услуг.

Существуют различные виды дифференциации спроса.

По формам образования различают спрос потенциальный (закрытый),который складывается на стадии подготовки товара к выходу на рынок либо при разработке или проектировании нового товара; формирующийся спрос, т.е. складывающийся на начальной стадии выхода товара на рынок; сложившийся – соответствующий признанному положению товара на рынке; сезонный - меняющийся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления.

Дифференциация спроса по намерениям покупателей: твердосформулированный (жесткий) спрос, альтернативный (мягкий), спонтанный (импульсивный). Иногда выделяют особую разновидность спроса – панический (ажиотажный).

По состоянию рынка различают спрос негативный, когда у покупателя сложилось неприязненное отношение к товару; отсутствие спроса; скрытый спрос, когда имеется потребность, но товар не производится; полноценный спрос, когда продавец удовлетворен выручкой (товарооборотом); чрезмерный спрос, если сложившийся уровень производства не может удовлетворить требования покупателей. На рынке элитных дорогостоящих товаров длительного пользования часто встречается отложенный(накапливаемый)спрос, когда потребитель накапливает деньги на покупки товара.

По территориальным признакам различают спрос глобальный, охватывающий всю территорию страны, и региональный, имеющий место на территории одного региона. При анализе регионального спроса выделяют спрос стационарный (базовый)– спрос местных жителей и мобильный (мигрирующий),предъявляемый за пределами места проживания. В последнем случае выделяют рекреационный спрос, связанный с отдыхом и туризмом за пределами места постоянного проживания.

В конъюнктурном анализе определяют показатели удовлетворенного и неудовлетворенного спроса. Последний проявляется в невозможности приобрести необходимый товар или услуги.

Спрос на рынке товаров и услуг зависит от целого ряда факторов. К их числу относятся демографические, географические, климатические, психологические, политические, а также случайные воздействия.

Показатели пропорциональности характеризуют соотношение спроса и предложения. Следует иметь в виду, что при анализе пропорций рынка часто приходится использовать косвенные оценки соотношения спроса и предложения с помощью конъюнктурных индикаторов, к которым относятся цены и товарные запасы, и их изменение в динамике. Пропорциональность рынка характеризуется с помощью балансового метода, относительных величин структуры и координации, известных из статистики, компаративных индексов (темпов роста), индексов структурных сдвигов и т.д. В определенной мере пропорции отражаются с помощью коэффициента эластичности, которые показывают изменение результативного показателя (одного из параметров рынка) при увеличении факторного признака на один процент [30].

Рынок как динамичное явление характеризует система показателей динамики (темпы роста, тренды, графики и пр.).

Колеблемость параметров рынка характеризуется показателями вариации продаж, цен, товарных запасов.

С показателями динамики и колеблемости связаны показатели риска, то есть показатели, определяющие вероятность потерпеть коммерческую неудачу.

На макро- и микроуровнях рыночная ситуация отражается с помощью показателей деловой активности. К показателям деловой активности относят характеристики совершенных сделок, их число, размер, динамику, частоту, потенциальные возможности коммерческого предприятия и т.д.

Важной составляющей системы показателей рыночной конъюнктуры являются оценки уровня монополизации и конкуренции. К ним относятся показатели числа и размера предприятий и фирм, доли, занимаемой ими на рынке, что позволяет определить тип рынка, дать характеристику раздела (сегментации) рынка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: