ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
Под объемом рыночного спроса понимается общее количество товаров и услуг, приобретаемых в определенное время по предлагаемым ценам покупателями того или иного региона.
Размер рынка – это территория, на которой происходит обмен товаров и услуг. Различают:
- местный товарный рынок, когда сфера обмена охватывает территорию области;
- национальный товарный рынок, когда сфера обмена охватывает всю национальную территорию;
- мировой рынок – это совокупность национальных рынков государств.
Выделяют четыре типа рынков:
- рынок чистой конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополистический рынок;
- рынок чистой монополии.
Характеристика основных типов рынка
Тип рынка | Количество и размеры фирм | Характер продукции | Условия выхода на рынок и ухода с него | Доступность информации |
Чистая конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная | Никаких затруднений | Равный доступ ко всем видам информации |
Монополистическая конкуренция | Множество мелких фирм | Разнородная продукция | Никаких затруднений | Некоторые затруднения |
Олигополия | Число фирм невелико, есть крупные фирмы | Разнородная и однородная продукция | Возможны отдельные препятствия | Некоторые ограничения |
Монополия | Одна или несколько крупных фирм | Уникальная | Практически непреодолимые барьеры на входе | Некоторые ограничения |
|
|
Признаки классификации потребительских рынков
По видам товаров | По группам потребителей | По степени осязаемости и долговечности товара |
- рынки товаров повседневного спроса; - рынки товаров предварительного выбора; - рынки товаров особого спроса; - рынки товаров пассивного спроса. | - географический принцип; - демографический принцип; - возраст; - пол; - уровень доходов; - род занятий. | - рынки товаров длительного пользования; - рынки товаров кратковременного пользования; - рынки потребительских услуг. |
Виды и характеристики рынков предприятий
Товары промышленного назначения Рынки по отраслям | Рынок промежуточных продавцов | Рынок государственных учреждений |
- сельское, лесное и рыбное хозяйство; - горнодобывающая промышленность; - обрабатывающая промышленность; - строительство; - транспорт; - сфера услуг; - банковское, финансовое и страховое дело; - коммунальное хозяйство; - связь. | - рынок оптовиков; - рынок розничных торговцев. | - организации федерального производства; - организации региональных администраций; - местные органы власти. |
На рынке товаров промышленного назначения покупателей меньше, чем на рынке товаров широкого потребления.
|
|
Спрос на товары промышленного назначения неэластичен и резко меняется. Покупатели на рынке предприятий – профессионалы.
Принцип комплексности исследования товарных рынков предполагает необходимость всестороннего рассмотрения воздействия факторов фона на объект исследования в их воздействии и взаимодействии. К факторам фона можно отнести: демографическую и экономическую, технико-экологическую, социально-культурную, политико-правовую среды; конкурентное состояние рынка, факторы микросреды функционирования фирм, независимые средства массовой информации.
Основные задачи исследования товарных рынков таковы:
- Определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товара на рынке;
- Определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы и самой фирмы на изучаемом рынке;
- Ориентация производства на выпуск таких изделий, которым обеспечены сбыт на конкретных рынках и получение фирмой плановой прибыли.
Основные направления исследования товарных рынков таковы:
- Определение емкости рынка;
- Анализ сбыта;
- Изучение товаров конкурентов;
- Анализ политики цен;
- Изучение реакции на новый товар;
- Анализ сильных и слабых сторон конкурентов;
- Изучение потенциальных возможностей фирм;
- Изучение тенденции деловой активности;
- Исследование поведения покупателей;
- Изучение правовых, торгово-политических и иных факторов.
К общей информации, характеризующей макроэкономические показатели страны. относятся:
- демографические и экономические данные, влияющие на спрос;
- политическая стабильность, практика и законодательство, непосредственно относящееся к потреблению данного продукта;
- существующий уровень производства в стране за период от трех до пяти лет;
- величина импорта и экспорта данного товара за аналогичный период;
- экономическая политика государства в отношении производства данного товара.
Значительные объем информации можно получить из официально публикуемых данных статистических справочников, докладов о переписях, данных торговых палат.
Основой составления оценки служит фактическое потребление товаров за этот период, которое определяется путем суммирования произведенной продукции и движения торгового баланса и текущих запасов:
С = Р + (I – E) + (S – S),
Где Р – продукция, произведенная за данный период,
I – импорт,
Е – экспорт,
S, S – запасы на начало и конец этого периода.
При оценке спроса на какое-либо изделие следует учитывать факторы, связанные с установлением квот, ограничением отечественного производства, монополистическим или олигополистическим характером рынка.
Анализ рынка товаров в целях прогнозирования спроса на конкретные товары включает анализ:
- планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса (путем анкетирования промышленных предприятий);
- потребления товаров и услуг (путем выборочного опроса основных групп потребителей);
- торговли (путем опроса среди владельцев торговых предприятий).
Эти данные должны носить достоверные данные о спросе на товары и темпах его роста, предпочтениях потребителей, изменениях во вкусах потребителей, эластичности доходов, эластичности цен, о сложившейся практике и характерных методах торговли.
Масштабы и стоимость анализа рынка зависят от вида товара, объема предполагаемого инвестирования, структуры и объема рынка.