Виды и характеристики рынков предприятий

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Под объемом рыночного спроса понимается общее количество товаров и услуг, приобретаемых в определенное время по предлагаемым ценам покупателями того или иного региона.

Размер рынка – это территория, на которой происходит обмен товаров и услуг. Различают:

- местный товарный рынок, когда сфера обмена охватывает территорию области;

- национальный товарный рынок, когда сфера обмена охватывает всю национальную территорию;

- мировой рынок – это совокупность национальных рынков государств.

Выделяют четыре типа рынков:

- рынок чистой конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- рынок чистой монополии.

 

Характеристика основных типов рынка

Тип рынка Количество и размеры фирм Характер продукции Условия выхода на рынок и ухода с него Доступность информации
Чистая конкуренция Множество мелких фирм Однородная Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная и однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна или несколько крупных фирм Уникальная Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения

 

Признаки классификации потребительских рынков

По видам товаров По группам потребителей По степени осязаемости и долговечности товара
- рынки товаров повседневного спроса; - рынки товаров предварительного выбора; - рынки товаров особого спроса; - рынки товаров пассивного спроса. - географический принцип; - демографический принцип; - возраст; - пол; - уровень доходов; - род занятий. - рынки товаров длительного пользования; - рынки товаров кратковременного пользования; - рынки потребительских услуг.

Виды и характеристики рынков предприятий

Товары промышленного назначения   Рынки по отраслям Рынок промежуточных продавцов Рынок государственных учреждений
- сельское, лесное и рыбное хозяйство; - горнодобывающая промышленность; - обрабатывающая промышленность; - строительство; - транспорт; - сфера услуг; - банковское, финансовое и страховое дело; - коммунальное хозяйство; - связь. - рынок оптовиков; - рынок розничных торговцев. - организации федерального производства; - организации региональных администраций; - местные органы власти.

 

На рынке товаров промышленного назначения покупателей меньше, чем на рынке товаров широкого потребления.

Спрос на товары промышленного назначения неэластичен и резко меняется. Покупатели на рынке предприятий – профессионалы.

Принцип комплексности исследования товарных рынков предполагает необходимость всестороннего рассмотрения воздействия факторов фона на объект исследования в их воздействии и взаимодействии. К факторам фона можно отнести: демографическую и экономическую, технико-экологическую, социально-культурную, политико-правовую среды; конкурентное состояние рынка, факторы микросреды функционирования фирм, независимые средства массовой информации.

Основные задачи исследования товарных рынков таковы:

  1. Определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товара на рынке;
  2. Определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы и самой фирмы на изучаемом рынке;
  3. Ориентация производства на выпуск таких изделий, которым обеспечены сбыт на конкретных рынках и получение фирмой плановой прибыли.

Основные направления исследования товарных рынков таковы:

  1. Определение емкости рынка;
  2. Анализ сбыта;
  3. Изучение товаров конкурентов;
  4. Анализ политики цен;
  5. Изучение реакции на новый товар;
  6. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов;
  7. Изучение потенциальных возможностей фирм;
  8. Изучение тенденции деловой активности;
  9. Исследование поведения покупателей;
  10. Изучение правовых, торгово-политических и иных факторов.

 

К общей информации, характеризующей макроэкономические показатели страны. относятся:

- демографические и экономические данные, влияющие на спрос;

- политическая стабильность, практика и законодательство, непосредственно относящееся к потреблению данного продукта;

- существующий уровень производства в стране за период от трех до пяти лет;

- величина импорта и экспорта данного товара за аналогичный период;

- экономическая политика государства в отношении производства данного товара.

Значительные объем информации можно получить из официально публикуемых данных статистических справочников, докладов о переписях, данных торговых палат.

Основой составления оценки служит фактическое потребление товаров за этот период, которое определяется путем суммирования произведенной продукции и движения торгового баланса и текущих запасов:

 

С = Р + (I – E) + (S – S),

Где Р – продукция, произведенная за данный период,

I – импорт,

Е – экспорт,

S, S – запасы на начало и конец этого периода.

 

При оценке спроса на какое-либо изделие следует учитывать факторы, связанные с установлением квот, ограничением отечественного производства, монополистическим или олигополистическим характером рынка.

Анализ рынка товаров в целях прогнозирования спроса на конкретные товары включает анализ:

- планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса (путем анкетирования промышленных предприятий);

- потребления товаров и услуг (путем выборочного опроса основных групп потребителей);

- торговли (путем опроса среди владельцев торговых предприятий).

Эти данные должны носить достоверные данные о спросе на товары и темпах его роста, предпочтениях потребителей, изменениях во вкусах потребителей, эластичности доходов, эластичности цен, о сложившейся практике и характерных методах торговли.

Масштабы и стоимость анализа рынка зависят от вида товара, объема предполагаемого инвестирования, структуры и объема рынка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: