Некоторые ресурсы Интернет предоставляющие рыночную информацию

Организация или название сервера в Интернет Предоставляемые услуги Адрес в Интернет
Информация о компаниях
Hoover’s Online Бесплатно предоставляет краткие сводки о 10 тыс. американских компаниях www.hoovers.com
Branchenbuch Сервер, предоставляющий сведения о немецких компаниях www.branchenbuch.com
Investor Web Финансовая информация о компаниях www.investorweb.com
ИКС МИР Бизнес-сервер информационно коммерческой системы МИР www.icsmir.ru
Информация о рынке
Информационное агентство Lexis-Nexis Доступ к финансовым данным из Bloomberg Terminal www.lexis-nexis.com
Dialog Доступ к 400 базам данных, полным текстам более тысячи газет www.dialog.com
Financial Times Экономическая, финансовая информация www.info.ft.com
Dow Jones Экономическая, финансовая информация www.bis.dowjones.com

 

Как среда коммуникации Интернет эффективен также для проведения опросов, установления взаимодействия с большим числом респондентов (см. п.п. 3.2). Для этих целей могут использоваться различные службы (сервисы) действующие в мировой сети электронная почта, форумы (телеконференции), списки рассылки. Многие сайты, в том числе предоставляющие доступ исключительно специалистам регулярно проводят анкетные опросы своих пользователей.

Отдельно следует остановиться на информационных подсистемах крупных логистических систем. Они оперируют данными об объёмах продаж, движении продукции, наличии запасов на складах, на основе этой информации формируются прогнозы спроса, принимаются управленческие решения. Можно выделить следующие элементы этих систем:

· совокупность стандартов кодирования продукции (в том числе штрихового кодирования);

· совокупность стандартов представления информации для передачи между различными программами и устройствами;

· средства автоматической регистрации данных о товарах на складах, в торговых точках, реализованных товарах (например, сканеры штрих-кодов);

· средства передачи данных;

· информационные хранилища;

· системы извлечения данных;

· программы обработки и представления данных, в том числе комплексы, применяемые для автоматизации деятельности предприятий.

Каждый из перечисленных элементов может быть представлен разными программными и аппаратными средствами. Функции и возможности, наиболее важных из них будут рассмотрены ниже.

При формировании крупных корпоративных информационных систем принято различать подсистемы двух типов: транзакционные, предназначенные для автоматизации различных направлений деятельности компаний и информационных хранилищ – автономных баз данных, в которых накапливается и хранится информация. Это необходимо, поскольку сами транзакционные подсистемы и их требования к структуре данных могут сильно отличаться в зависимости от решаемых задач.

С информационными хранилищами связаны технологии повышения качества данных. Они позволяют повысить точность, обнаружить и устранить возможные ошибки в данных перед помещением их в хранилище, устранить дублирование. К наиболее часто используемым программным средствам такого типа относятся: Enterprise Inegrator (www.apertus.com), Passport (www.carleton.com), комплект инструментальных средств NADIS, Scrubmaster, Searchmaster, OnLooker (производитель Groop 1 Software, www.g1.com) и др.

Системы извлечения данных позволяют с максимальной эффективностью использовать хранилища данных. Различают системы извлечения («data mining» - т.е. добычи данных) основанные на: нейронных сетях, например, Database Mining Marksman компании «HNC Software Inc», Data Cruncher/Action компании «Planner Data Mind» и прогнозирующие модели альтернативного типа, использующие алгоритмы индуктивной логики, например, продукты Data Mining Suite и Knowledge Access Suite компании Information Discovery а также SAS Stat – один продуктов компании «SAS Institute». Применение подобных систем позволяет обрабатывать текущую информацию, выявлять тенденции, строить прогнозы [18].

В процессе обработки рыночной информацииприменяются программные комплексы различной сложности. Кроме мощных систем, рассчитанных на работу с большими объёмами данных в крупных компаниях и группах компаний, существуют также интегрированные системы, предназначенные для автоматизации различных видов деятельности, но рассчитанные на меньшие масштабы. Например, программные продукты компании «Excalibur Technologies», предоставляющие средства для автоматизации различных видов деятельности, связанных с ведением электронных архивов, хранением документов, организацией и поиском информации. Существуют российские системы, способные выполнять аналогичные функции.

Для решения многих исследовательских задач, а также сбора, хранения и обработки данных могут использоваться программы общего назначения: математические – MathCAD, MatLab, Mathematica, Maple; статистические - Statistica, SPSS; системы управления базами данных (СУБД); программы коллективной работы (Lotus Notes, Microsoft Project и др.); а также офисные пакеты, в том числе MS Office (Excel, Access).

Следует отметить, что некоторые подобные программы сопровождаются не только справочной системой, но и электронными учебниками по соответствующей области знаний, в частности это относится к программе Statistica (http://www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm)

Аналитические возможности подобных программ, как правило, достаточны для решения исследовательских задач отдельными специалистами. Они включаю средства интеграции, поддерживают стандарты данных и способы взаимодействия с другими программами. В частности, одна из наиболее распространённых программ - MS Excel обладает широким набором функций, в числе которых помимо математических и финансовых отдельно представлены статистические, а также рассчитанные на работу с данными. В Excel есть также встроенный пакет анализа, который позволяет решать более сложные инженерные и статистические задачи. Например, это дисперсионный анализ (однофакторный и двухфакторный), корреляционный анализ, ковариационный анализ, создание одномерного статистического отчёта («описательная статистика»), содержащего информацию о центральной тенденции и изменчивости входных данных, экспоненциальное сглаживание, двухвыборочный F-тест для дисперсии, анализ Фурье, растёт скользящего среднего, генерация случайных чисел, расчёт параметров регрессии, T-тест, Z-тест и другие.

Указанные инструменты позволяют решать практически все базовые и зачастую более сложные задачи, связанные с исследованием рыночной конъюнктуры, формированием прогнозов статистическими методами.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕСТЫ

Контрольные вопросы и вопросы для обсуждения

 

1. В каких случаях может быть использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена?

2. В чем заключается последовательность реализации функций управления в процессе управления производством?

3. В чем заключается экономико-математическое моделирование?

4. В чем проявляется сезонность и цикличность рынка? Какие методы их характеризуют?

5. В чем суть метода Фостера - Стюарта?

6. Дайте определение информации в прогнозировании конъюнктуры рынка.

7. Дайте определение понятию "рыночная конъюнктура".

8. Дайте определение предложения и спроса. Какой показатель выражает соотношение спроса и предложения?

9. Для каких целей необходима конъюнктурная информация?

10. Для каких целей нужны прогнозы спроса?

11. Как классифицируются методы прогнозирования при изучении конъюнктуры рынка?

12. Как можно трактовать термин «инерционность» применительно к исследованию рынка?

13. Как организовать изучение параметров рыночной конъюнктуры с помощью экспертных оценок?

14. Как осуществляется прогнозная экстраполяция спроса?

15. Как оценить степень устойчивости рынка?

16. Как построить многофакторную модель спроса в статике и динамике?

17. Какие критерии можно использовать для измерения точности прогнозирования?

18. Какие методы применяются для определения основных тенденций развития рынка? Можно ли их использовать при прогнозировании спроса?

19. Какие методы прогнозирования относятся к статистическим?

20. Какие модели разрабатываются на этапе ретроспективного анализа?

21. Какие основные факторы влияют на спрос?

22. Какие проблемы связаны с формированием информационного обеспечения прогнозного моделирования?

23. Какие типы инерционности свойственны рыночным процессам?

24. Какие факторы влияют на выбор параметров используемых при прогнозировании ситуации на рынке?

25. Каким критерием пользуются для оценки согласованности мнения экспертов?

26. Каким образом можно классифицировать методы верификации прогнозных моделей?

27. Каким образом осуществляется выбор системы показателей прогнозирования рыночных условий?

28. Какими методами пользуются при прогнозировании ситуации на рынке?

29. Какова область применения системы раннего предупреждения?

30. Какова последовательность операций при разработке прогноза?

31. Каковы достоинства и недостатки применения методов экономико-математического моделирования при изучении рыночных параметров?

32. Каковы основные классификационные признаки прогнозов конъюнктуры товарных рынков?

33. На какие этапы распадается процесс статистического прогнозирования?

34. Назовите виды дифференциации спроса.

35. Назовите достоинства и недостатки СРП.

36. Назовите методы для выявления тенденций в динамических рядах. В чем их сущность?

37. Назовите область применения методов прогнозирования.

38. Назовите основные классификационные признаки показателей конъюнктуры рынка.

39. Назовите особенности применения экспертных методов прогнозирования. Какова особенность их применения? Какова их роль при изучении конъюнктуры?

40. Назовите принципы, влияющие на необходимость выбора метода прогнозирования при исследовании конъюнктуры рынка.

41. Объясните необходимость создания системы раннего предупреждения.

42. Объясните, в чем связь планирования и прогнозирования.

43. Опишите комплексные системы прогнозирования. Чем обусловлена необходимость их применения?

44. Опишите особенности применения методов прогнозирования.

45. Опишите процедуру системного анализа в прогнозировании рыночных параметров.

46. Охарактеризуйте систему показателей рыночной конъюнктуры.

47. Перечислите основные задачи ретроспективного анализа при прогнозировании конъюнктуры рынка.

48. Перечислите условия, которые определяют характер информации в прогнозировании.

49. Перечислите цели и задачи прогнозирования.

50. Перечислите этапы процесса создания системы раннего предупреждения (СРП).

51. С какой целью строятся сценарии развития экономических систем, функционирующих на рынке?

52. С помощью каких критериев можно оценить надежность прогноза рыночной конъюнктуры?

53. Чем обусловлена структура конъюнктурного прогноза?

54. Чем определяется выбор метода прогнозирования?

55. Что подразумевает под собой понятие экстраполяции?

56. Что понимается под верификацией модели?

57. Что понимается под точностью и надежностью прогноза?

58. Что такое прогноз?

 

 


 

Тесты для проверки знаний обучающихся

 

Выберите один или несколько верных, по вашему мнению, вариантов:

1. Прогнозная модель - это:

а) условное представление объекта стратегического моделирования;

б) технологический объект;

в) метод стратегического моделирования;

г) схема, с помощью которой отображается объект моделирования.

 

2. Какие из перечисленных факторов формируют внешнюю среду предприятия:

а) политическая обстановка в стране и мире;

б) налоговая система;

в) трудовой потенциал предприятия;

г) предметы труда, используемые на предприятии;

д) институциональная структура;

е) наличные основные фонды предприятия.

 

3. Под экстраполяцией понимают:

а) метод установления взаимосвязей между экономическими показателями;

б) прием восстановления отсутствующих данных в середине ряда динамики;

в) метод принятия стратегического решения в условиях риска и неопределенности;

г) распространение выявленных в анализе рядов динамики закономерностей развития изучаемого явления на будущее.

 

4. Метод, используемый в случае невозможности формализовать изучаемые процессы или в случае неопределенности развития социально- экономической системы:

а) экспоненциальное сглаживание;

б) Дельфи;

в) аналогий;

г) экстраполяция.

 

5. Если в качестве исходных данных для прогноза выступают статичные выборочные наблюдения, то инструментом моделирования является:

а) регрессия;

б) экстраполяция;

в) авторегрессия;

г) экспоненциальное сглаживание.

 

6. Для моделирования социально-экономических процессов, имеющих предел роста, процессов с "насыщением", могут использоваться следующие кривые роста:

а) гипербола;

б) парабола второго порядка;

в) модифицированная экспонента;

г) прямая.

 

7. Для временного ряда розничного товарооборота региона длиной n = 15 лет была найдена модель yt =8,5 + 0,73t и среднее квадратическое отклонение Sy = 0,7. Можно утверждать, что:

а) доверительный интервал в точке t=17 будет шире, чем доверительный интервал в точке t=18;

б) доверительный интервал в точке t=17 будет уже, чем доверительный интервал в t=18;

в) ширина доверительных интервалов в точках t=17 и t=18 будет одинакова;

г) вывод сделать нельзя.

 

8. На основе экстраполяционной модели по ряду месячной безработицы в РФ (с января по июнь 2003 г.) рассчитывается прогноз безработицы в октябре 2003 г. Этот прогноз будет:

а) оперативным, поисковым;

б) оперативным, нормативным;

в) среднесрочным, поисковым;

г) среднесрочным, нормативным.

 

9. Одним из методов качественного доказательства аналогии между моделируемыми объектами является:

а) экстраполяция;

б) формальная логика;

в) сценарный подход;

г) прогнозирование.

 

10. Для измерения и моделирования сезонных процессов может быть использованы следующие методы:

а) индексы сезонности;

б) экспоненциальное сглаживание;

в) гармоники ряда Фурье;

г) логистическая кривая.

 

11. Доверительный интервал прогноза - это:

а) интервал, в пределах которого проводились наблюдения за прогнозируемой величиной;

б) временной интервал, равный периоду упреждения прогноза;

в) интервал, в который с наибольшей степенью вероятности попадет фактическое значение прогнозируемого (моделируемого) показателя;

г) интервал, состоящий из равных промежутков времени.

 

12. В результате расчетов по итогам экспертных оценок получено значение выборочного коэффициента конкордации, равное 0,7. Мнение экспертов:

а) различается значимо;

б) является компетентным;

в) согласовано;

г) вывод сделать нельзя.

 

13. Метод построения "деревьев" целей используется для:

а) моделирования последовательных решений в условиях неопределенности;

б) структурной декомпозиции моделируемой стратегии;

в) установления взаимосвязи между показателями;

г) структурного прогнозирования.

 

14. Сценарий это:

а) гипотетическая (условная) картина будущего, созданная с учетом наиболее правдоподобных предположений;

б) последовательность этапов разработки прогноза;

в) набор параметров развития социально-экономической системы;

г) оптимальная траектория прогнозирования развития показателя.

 

15. Если исследуемый ряд динамики экономического показателя характеризуется устойчивыми абсолютными приростами, то для прогнозирования лучше использовать:

а) экспоненту;

б) прямую линию;

в) параболу третьего порядка;

г) гиперболу.

 

16. Оперативный прогноз разрабатывается с периодом упреждения:

а) более 5 лет;

б) на 3 - 6 месяцев;

в) на 1 год;

г) на 5 лет.

 

17. Точечный прогноз:

а) прогноз, имеющий наибольшую точность и достоверность;

б) прогноз, в котором предполагается некоторый диапазон изменения прогнозируемого показателя в будущем;

в) прогноз, графически задаваемый как совокупность точек;

г) прогноз, имеющий единственный вариант значения прогнозируемого показателя.

 

18. Верификация прогноза - это:

а) оценка функциональной полноты, точности и достоверности прогнозной модели;

б) проверка модели на адекватность;

в) количественная оценка параметров прогнозной модели.

 

19. С помощью критерия Фостера - Стюарта проверяется:

а) степень соответствия фактических и прогнозных значений;

б) выявляются сезонные волны;

в) наличие тенденции в динамическом ряду показателей.

 

20. Инерционность в динамическом ряду тем выше, чем:

а) моложе прогнозируемый объект;

б) старше по истории прогнозируемый объект;

в) меньше отклонения фактических значений от прогнозных;

г) больше факторов входит в прогнозную модель.

 

21. Аналоговые методы прогнозирования направлены:

а) на установление сходства в закономерностях развития различных систем и процессов;

б) на построение и анализ динамических рядов;

в) на изучение мнения специалистов по поводу количественных оценок прогноза;

г) на сравнении прогноза с установленным аналогом - эталоном.

 

22. Комплексные системы прогнозирования предусматривают:

а) разработку комплекса мероприятий, направленных на улучшение деятельности предприятия;

б) формирование программы развития предприятия;

в) возможность рационального сочетания различных методов прогнозирования;

г) обязательную разработку финансовых прогнозов.

 

23. Период упреждения - это:

а) период, на который разрабатывается прогноз;

б) максимально возможный срок прогнозирования;

в) временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования;

г) период, в течение которого ведутся наблюдения за исследуемым показателем.

 

24. Чем больше период упреждения, тем доверительный интервал прогноза:

а) уже;

б) шире;

в) равномернее;

г) точнее.

 

25. Доверительная вероятность равная 0,9 показывает:

а) в 1 случае из 100 фактические значения выходят за границы доверительного интервала;

б) в 10 случаях из 100 фактические значения выходят за границы доверительного интервала;

в) в 9 случае из 100 фактические значения выходят за границы доверительного интервала;

г) в 90 случаях из 100 фактические значения выходят за границы доверительного интервала.

 

26. Динамический ряд представлен 4-мя показателями. Можно ли применять для прогноза экстраполяцию:

а) да;

б) нельзя;

в) только в сочетании с другими методами;

г) иногда, в зависимости от обстоятельств.

 

27. Инвариантный прогноз:

а) предусматривает несколько вариантов;

б) предусматривает один вариант прогноза;

в) включает инверсную верификацию;

г) разрабатывается в нескольких альтернативных вариантах.

 

28. Если в прогнозной модели среднее квадратическое отклонение больше по величине, чем для других моделей, то:

а) данная модель дает лучшие результаты;

б) модель дает худшие результаты;

в) вывод сделать нельзя;

г) требуется дополнительный расчет дисперсии.

 

29. Активный прогноз:

а) ориентирован на разработку различных вариантов макроэкономического развития исходя из целей, нормативов и наличных ресурсов производства для направления социально-экономической системы по желаемой траектории;

б) разрабатывается при активном участии всех сотрудников администрации территориального образования.

 

30. Прогноз, предназначенный для оценки ожидаемых траекторий долгосрочного развития и выявления и обоснования особо важных программных проблем:

а) отраслевой;

б) активный;

в) пассивный.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: