Рекомендации к изучению темы. Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков

 

Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Следовательно, содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.

Резюме, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Оно должно быть кратким (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.

В резюме четко формулируются цели проекта, какие проблемы будут решены и потребности развития внешней среды удовлетворены.

Информационная емкость резюме должна быть достаточна и убедительна для потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор зачастую судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно - чем будет заниматься фирма, сколько денег потребуется вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему фирма добьется успеха, каким образом полученная сумма денег будет возвращена. Даже если вы не собираетесь обращаться за ссудой, в плане должно быть обосновано целевое использование собственных средств (денег партнеров, друзей, членов семьи).

Решение о том, каким видом коммерческой деятельности заняться (торговлей, промышленностью или сферой услуг), что она будет из себя представлять в течение ближайших пяти лет - самое важное решение, которое вам предстоит принять. Всякий бизнес предполагает занятие несколькими видами деятельности. В связи с этим центральным становится вопрос об основном роде занятий. Планирование целиком строится на ваших представлениях о будущем деле. Если здесь будет допущена серьезная ошибка, ваши шансы на успех заметно уменьшаются.

Раздел начинается с анализа вашего бизнеса на текущий момент, описываются основные направления и цели деятельности фирмы, история бизнеса, а также характеристика отрасли промышленности, к которой относится проект. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития.

Наряду с характеристикой положения дел на фирме должна быть оценена и стадия ее развития - становление, расширение действующего бизнеса, слияние с другой фирмой или выделение из состава более крупной.

Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных клиентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо изучить все прогнозы по данной отрасли.

Необходимо ответить на вопрос - на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.

В разделе рассматриваются концептуальные вопросы материально-технического, научного и кадрового обеспечения проекта. Если для проекта создается новое предприятие, то необходимо описание производственного процесса: как может быть организована система выпуска продукции и контроля над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он будет выбран. По тем операциям, которые предполагается выполнять собственными силами, необходимо дать схему возможных производственных потоков, список предполагаемого производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (отечественный или зарубежный), ориентировочную стоимость. Наконец, в этом разделе должна найти отражение информация о том, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.

Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговое, то в данном разделе описываются варианты процедур закупки партий товаров, систем контроля за уровнем товарных запасов и потребности в складских помещениях.

В случае слияния и поглощения в этот раздел должна быть включена краткая характеристика фирмы, с которой вы собираетесь слиться, когда и кем она была основана, почему нынешний владелец фирмы продает ее. Это позволит существенно повысить шансы на открытие вам финансирования.

Крепкие перспективные фирмы весьма редко предлагаются для продажи, и большинство продавцов дают (не обязательно умышленно) путанные объяснения причин продажи. В целом же можно сделать вывод, что куда менее рискованно купить здоровое в финансовом отношении предприятие, чем создавать фирму с нуля.

Завершить данный раздел должна оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу. При этом следует учесть и затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Всегда возможны самые неприятные сюрпризы со стороны правительственных органов и общественности. Лучше заранее предусмотреть возможные последствия. Раздел «Описание вида деятельности» наиболее тесно связан с разделами «Производственный план» и «План маркетинга».

Таким образом, в разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении или в разделе «Производственный план».

Данный раздел призван усилить объяснение особенностей вашего проекта, изложенных в предыдущем разделе плана. В нем должна быть раскрыта «изюминка» для покупателя, удовлетворяющая его запросы, причина, по которой он предпочтет ваш товар и вашу услугу.

Известно, что люди склонны покупать то, что им нравится, а не то, что предлагают. Поэтому ответ на вопрос «чем вы будете торговать?» является более существенным, чем на вопрос «что вы будете производить?».

Если вы продаете бытовые электроприборы, то ответ на вопрос «чем вы будете торговать?» может быть таков: стиральные машины, утюги, соковыжималки, миксеры, кухонные комбайны, электроплиты. Однако ваши клиенты помимо всего этого приобретают возможность сэкономить деньги, также - получить удовлетворение от выполнения работы своими руками (стирка, глаженье белья, приготовление пищи). При этом они выбирают ваш магазин потому, что он отличается удобством подъезда, удачной планировкой помещений, интерьером, чистотой, внимательным персоналом и проч.

Товары и услуги, предлагаемые большинством фирм, относятся к одному классу. Вы можете верить в неповторимость своего товара, однако рыночное восприятие, увы, не всегда совпадает с вашим, и никакая реклама не в состоянии что-либо изменить. Один из важнейших моментов управленческой деятельности заключается в умении убедить покупателя в целесообразности покупки вашего товара - и наилучшим аргументом будет то, что преимущества, заложенные в нем, отвечают запросам рынка.

Даже если в плане содержится всего лишь упоминание о товаре или услуге, необходимо иметь ответ не только на вопрос «чем вы будете торговать?», но также и на следующие вопросы:

- Какой полезный эффект можно извлечь из вашего товара?

- Чем отличается ваша продукция или услуга от товара конкурентов?

- Обладает ли ваш товар какими-либо новыми, из ряда вон выходящими или уникальными особенностями? Способен ли он вызвать интерес покупателя? Привыкание рынка к новому продукту сопряжено с риском и непредсказуемо высокими затратами.

- Если в вашей продукции нет ничего особенно выдающегося, то что в ней может привлечь покупателя?

Не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Первым шагом в этом направлении является исчерпывающее знание собственного товара. Каковы его отличительные черты, какую пользу он может принести потенциальному покупателю? Можно ли использовать эти знания так, чтобы ваша фирма не слилась с общей массой конкурирующих фирм?

Следует отметить имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.

 

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Каков порядок оформления титульного листа бизнес-плана?

2. С какой целью в бизнес-плане заполняется меморандум о конфиденциальности?

3. Каково содержание меморандума о конфиденциальности?

4. Обозначить основное содержание аннотации.

5. С какой целью составляется аннотация бизнес-плана?

6. Каковы принципы составления оглавления бизнес-плана и его назначение?

7. Какие вопросы отражаются во введении к бизнес-плану?

8. Что такое концепция бизнеса или резюме?

9. Каков порядок оформления резюме?

10. Может ли резюме использоваться как рекламный документ?

11. Возможно ли использование резюме при предоставлении заявки потенциальном инвестору на начальное и дополнительное финансирование?

12. На какой стадии подготовки бизнес-плана составляется резюме?

13. Охарактеризовать структуру раздела бизнес-плана «Описание предприятия и отрасли».

14. Почему общая стратегия фирмы получила название портфельной?

15. Назвать три основных типа общих стратегий фирмы.

16. Какие основные модели стратегического анализа используются при разработке бизнес-плана?

17. Охарактеризовать принципы построения матрицы Бостонской консалтинговой группы.

18. Указать варианты стратегий по основным позициям бизнеса в рамках матрицы БКГ.

19. В чем основные отличительные особенности модели Мак-Кинси от матрицы БКГ?

20. Каковы критерии оценки привлекательности рынка?

21. Какие факторы могут быть использованы для оценки преимущества в конкуренции (конкурентоспособности)?

22. Охарактеризовать принципы построения и условия использования матрицы «товар – рынок».

23. Какие направления расширения деловой активности фирмы предлагаются матрицей «товар – рынок»?

24. Что понимается под «миссией» предприятия и каково ее значение для развития?

25. Чем миссия предприятия отличается от его цели?

26. Какова структура и содержание раздела бизнес-плана «Характеристика услуг и продукции»?

27. Перечислите возможные факторы привлекательности товара в условиях: а) монополистической конкуренции; б) совершенной конкуренции.

28. Какие товары отвечают требованиям «новизны»?

29. В бизнес-плане акцентируется больше внимания на технико-эксплуатационных характеристиках товаров или потребностях, которые они удовлетворяют?

30. Привести примеры косвенной пользы товаров.

31. В чем может состоять уникальность товара?

32. Что понимается под патентной защищенностью товаров?

33. Какие экономические параметры изделий приводятся в разделе бизнес-плана «Характеристика услуг и продукции»?

34. Привести примеры ключевых факторов успеха продукции (услуги).

35. Каким образом отражается в бизнес-плане внешнее оформление товара?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: