Рекомендации к изучению темы. План маркетинга. План производства

План маркетинга. План производства. Организационный план.

Основательная проработка предшествующих разделов бизнес-плана может позволить вам разработать содержательный, полезный и убедительный «План маркетинга». Вам предстоит объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы своего плана маркетинга, к которым относятся: схема распространения товаров, ценовая политика, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров), формирование общественного мнения о вашей фирме и клиентах, бюджет плана маркетинга.

Конкретные детали маркетинговой стратегии часто оказываются сложными комплексными вопросами, но чтобы быть убедительными при обсуждении вашего бизнес-плана с будущими инвесторами, вам необходимо наизусть знать ответы на них. Не следует включать все детали проблем маркетинга в ваш бизнес-план. Достаточно на трех-четырех страницах изложить лишь главное: как вы будете продавать свой товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как вы будете определять цены на свои товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства собираетесь реализовать; как будете организовывать рекламу и сколько средств примерно собираетесь на это выделить; как будете добиваться постоянного роста объемов продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как будете организовывать службу сервиса и сколько вам на это потребуется средств; как будете добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности (то, что называется «паблик рилейшенз»).

В любом бизнесе при формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется детальный анализ этих факторов.

Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового предприятия, поэтому к его составлению следует отнестись серьезно - нужно тщательно все продумать и убедиться, что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или ежегодно вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план маркетинга и сверять с ним свои текущие решения. Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогда его можно поместить в приложение к основной части делового плана, а выводы по основным его проблемам представить в предшествующих разделах бизнес-плана, исходя из логики его изложения.

Одна из часто встречающихся ошибок при разработке данного раздела бизнес-плана - отсутствие учета влияния на прибыльность деятельности фирмы межгосударственного регулирования цен и инфляции.

В большинстве стран мира (особенно в условиях нашей разбалансированной экономики) применялись, применяются и будут применяться различные меры государственного лимитирования или регулирования уровня цен и их динамики. Поэтому, решая вопросы ценообразования для своей фирмы, вам необходимо примерно определить, могут ли эти меры повлиять на вас и как: положительно (например, ваша продукция попадает в число тех товаров, на производство которых изготовителям выдаются дотации, снижаются кредитные ставки и т.п.) или отрицательно - государственное лимитирование верхних уровней цен может привести к падению прибыльности вашей фирмы и создать даже угрозу разорения.

Об этом необходимо упомянуть в бизнес-плане.

Во всем мире для корректировки цен с учетом инфляции используется следующая формула, которая может быть полезна и нашим предпринимателям:

 

Цф = Цд (А адф + Б бдф + В), (1)

 

где Цф, Цд - цена товара в момент соответственно фактической его поставки покупателю и в момент заключения договора о поставке;

А, Б, В - доли в цене товара (в момент заключения договора о поставке) соответственно расходов на покупку материалов и сырья, заработной платы и прочих расходов; А + Б + В = 1;

ад, аф - средняя цена покупных материалов и сырья в моменты заключения договора и фактической поставки товара.

бд, бф - средняя заработная плата работников вашей фирмы соответственно в момент заключения договора и фактической поставки товаров.

Из-за роста цен на покупные материалы и роста заработной платы выражение в скобках со временем оказывается больше единицы и превращается в коэффициент корректировки цены с учетом инфляции. Необходимость расчета данного коэффициента надо оговаривать в договорах о поставке и отражать в бизнес-плане, чтобы было ясно, как вы будете учитывать инфляцию. При этом надо указать, будет ли рынок позволять вам такое автоматическое повышение цены или вам со временем придется идти на замедленную (частичную) корректировку, чтобы не потерять покупателей. Соответственно вы должны описать, как это повлияет на прибыльность вашей фирмы и что вы намереваетесь делать, чтобы сохранить рентабельность своей фирмы.

В случае поэтапной реализации проекта необходимо определить динамику продвижения на рынок и наращивания объемов реализации проекта.

Назначение производственного плана – обоснование выбора производственного процесса и расчет экономических показателей динамики развития деятельности согласно этапам проекта.

Раздел содержит следующую информацию:

- место производства товаров;

- необходимые производственные мощности и их увеличение по годам;

- закупка сырья, материалов и компонентов; репутация фирм-поставщиков, опыт работы с ними;

- производственная кооперация - с кем и на каких условиях;

- необходимое оборудование; фирмы-поставщики оборудования;

- схема производственных потоков на предприятии;

- контроль качества продукции - на каких стадиях и с помощью каких методов;

- уровень издержек производства и их динамика;

- затраты на утилизацию отходов и защиту окружающей среды.

Удачное расположение фирмы способно приносить прибыль. Если вы собираетесь заняться бизнесом, попытайтесь вначале представить идеальное местонахождение фирмы, а затем прикинуть, какой степени приближения к идеалу вы сможете добиться.

Если вы уже имеете представление о размере площади, которая вам понадобится, можно запросить брокеров по продаже недвижимости и поинтересоваться арендной платой в данном регионе.

Не стоит заниматься бизнесом в данном месте только потому, что местные расценки невелики. Арендная плата и цены формируются под влиянием рыночных сил, и дешевизна, как правило, является симптомом малой привлекательности местонахождения фирмы.

В то время, как для одних видов деятельности местонахождение не имеет принципиального значения, для других, в особенности - для ресторанов и торговых предприятий - это один из существенных факторов, определяющих успех дела.

У каждой фирмы - свои запросы. В обрабатывающей промышленности и оптовой торговле низкая арендная плата и близость транспортных магистралей ценится гораздо выше, чем местонахождение как таковое или близость потребителя. Для розничной торговли последние два обстоятельства имеют решающее значение. Возможно, вам удастся воспользоваться данными анализа транспортных перевозок в данном регионе, что облегчит вам выбор правильного местонахождения фирмы.

В этом разделе вам предстоит ответить на следующие вопросы:

1. По какому адресу находится фирма?

2. Каковы особенности помещения, занимаемого фирмой?

3. Вы арендуете землю или она принадлежит вам?

4. Есть ли необходимость в реконструкции здания и если да, то во что это обойдется? Изучите прейскуранты нескольких возможных подрядных организаций и включите их в перечень сопроводительных документов.

5. Есть ли зональные ограничения на занятия данным видом предпринимательской деятельности в близлежащих районах?

6. Какие виды бизнеса наиболее распространены в данном регионе?

Например, брокеры по продаже автомашин предпочитают группироваться в одном месте. То же относится к бизнесу в области искусства, ювелирным магазинам и финансовым учреждениям.

7. Почему вы выбрали данное место, а не какое-либо другое?

8. Почему вы считаете это место наиболее подходящим для своей фирмы?

9. Как отразится ваш выбор на текущих издержках?

Если вы начали свою деятельность и местонахождение фирмы уже выбрано удачно, держите в поле зрения все изменения, происходящие в вашем районе, - строительство дорог, изменения в численности и составе населения, перемещение людей, поправки, вносимые в муниципальные установления. Проанализируйте данные переписей населения за несколько лет, чтобы выявить долговременные тенденции. Поддерживайте постоянные контакты с агентами по продаже недвижимости, которые, наверняка, в курсе происходящих событий.

Этот раздел не должен быть слишком пространным. Просто его содержание должно служить напоминанием о вещах, которые требуют вашего постоянного внимания. Он может входить составной частью в любой из рассмотренных выше разделов плана.

В организационном плане разделе необходимо показать, кто будет внедрять намеченные мероприятия по проекту. На основании этого раздела потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство фирмой и каким образом будут складываться отношения между членами руководства и с коллективом на практике.

Согласно многочисленным исследованиям факторов, обусловливающих банкротство мелких фирм, 98% неудач объясняется скверным управлением. Это обстоятельство нужно учесть в плане. При составлении финансовой заявки следует убедиться в том, что вероятный инвестор в курсе принятых или предпринимаемых мер по исправлению каких бы то ни было ошибок, допущенных вами или вашими управляющими. Если вы составляете план для себя лично, в данном разделе нужно высветить сильные и слабые стороны управления. Ориентиром может послужить перечень наиболее распространенных причин банкротства:

 

Некомпетентность управления......................................... 45%
Недостаток опыта в производстве данного ассортимента продукции......... 9%
Недостаток управленческого опыта.................................... 13%
Узкий профессионализм...............................................20%
Невыполнение взятых на себя обязательств.............................. 3%
Обман.............................................................. 2%
Стихийные бедствия..................................................1%
Другие..............................................................7%

 

Противоядия от некомпетентности не существует, зато есть три надежных средства защиты от узкого профессионализма и неопытности - добывать необходимый опыт своими силами, иметь партнера или нанять человека, обладающего им.

Конкретное наполнение этого раздела зависит от избранной формы организации: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество, необходимо дать сведения о количестве выпускаемых акций, типе акций.

Вы должны обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить перспективы изменения этих форм (если это необходимо) и объяснить, почему такая стратегия считается наилучшей.

При рассмотрении вопросов руководства и управления фирмой необходимо объяснить, каким образом организована руководящая группа, и описать роль каждого ее члена, привести краткие биографические сведения о всех членах совета директоров, учредителей. Следует помнить, что необходима сбалансированная руководящая группа. Следует дать анализ знаний и квалификации всей команды в целом. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга, охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, вопросы, связанные с персоналом, производственный процесс). Однако маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии своего становления сможет собрать достаточно хорошо сбалансированную команду. В этом случае для выявления слабых сторон управления можно воспользоваться услугами консультантов.

В этом разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях; детальные анкетные характеристики приводятся в приложении.

Жить и умереть фирме - это зависит от того, кто на ней работает. Слаженный коллектив может вдохнуть жизнь в едва теплящееся предприятие, а слабый - погубить процветающую фирму.

Отправной точкой этого раздела должны быть квалификационные требования, то есть необходимо показать, какие именно специалисты и сколько (какого профиля, с каким образованием, каким опытом), с какой заработной платой понадобятся для успешного решения задач, поставленных в предыдущих разделах плана, сейчас, в ближайшем будущем, через 2-3 года. При этом необходимо указать, где и как вы собираетесь заполучить таких специалистов: на постоянную работу или в качестве совместителей (внешних экспертов).

Следует определить: необходима ли переподготовка и подготовка кадров, во что это может обойтись фирме.

Затраты на обучение, внешне неприметные, могут оказаться неприятным сюрпризом не только в финансовом отношении, но и как дополнительные затраты времени, требующие учета влияния на реализацию целей бизнес-проекта.

К приему дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит доходность фирмы. Поэтому прежде, чем принимать на работу новых людей, следует проанализировать, действительно ли это так уж необходимо. Заработная плата служащих относится к числу постоянных издержек, поэтому необходима обоснованность их целесообразности. При этом только тщательный подбор кандидатуры на место может дать желаемый результат.

Необходимо осветить механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, то есть каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в деловом плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли или иные формы материального стимулирования).

В этом разделе нужно привести и организационную схему управления бизнес-проектом с указанием для каждого руководителя его места в организационной иерархии. Из данной схемы должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься, как службы будут друг с другом взаимодействовать и как их деятельность намечается координировать и контролировать. Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты, такого рода информация интересует инвесторов и банкиров. Подробный ответ на возможные вопросы можно вынести в приложения к бизнес-плану, включив туда, например, примерные перечни служебных обязанностей ваших будущих сотрудников или другие данные о персонале.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Назвать известные стратегии маркетинга и принципы их классификации.

2. Назвать основные виды товарных стратегий фирмы.

3. Существует ли связь между стадиями жизненного цикла товара и товарными стратегиями?

4. Каково влияние концепции жизненного цикла товара на выбор ценовой стратегии?

5. Что включает в себя ценовая тактика?

6. Раскрыть сущность методов ценообразования.

7. В чем заключается рыночное страхование цен?

8. Назвать основные стратегии коммуникативной политики.

9. Что представляет собой инструментарий комплекса маркетинговых коммуникаций?

10. Охарактеризовать последовательность отражения рекламной деятельности в бизнес-плане.

11. Какие виды рекламных средств могут быть использованы при разработке рекламной деятельности в бизнес-плане?

12. Какие показатели используются для оценки эффективности рекламных средств?

13. По каким двум направлениям в бизнес-плане проводится анализ эффективности мероприятий рекламной кампании?

14. Перечислить приемы стимулирования сбыта в зависимости от типа целевой аудитории.

15. Какие основные задачи призвана решить личная продажа?

16. В чем заключается сущность прямого маркетинга?

17. Привести примеры использования основных форм прямого маркетинга.

18. Каковы основные элементы рыночной атрибутики товара?

19. Какие функции выполняет упаковка товара?

20. В чем заключаются содержание, преимущества и недостатки основных методов сбыта?

21. В каких случаях имеется смысл организации собственной торговой сети?

22. Какие обстоятельства способствуют передаче предприятием-изготовителем функций сбыта торговым посредникам?

23. Какие обстоятельства следует учитывать при выборе торгового посредника?

24. Какова последовательность изложения материала в разделе бизнес-плана «План производства»?

25. В каком случае производится расчет производственной мощности и потребности в оборотных средствах?

26. Как обосновывается в бизнес-плане производственная программа?

27. Какая связь существует между производственной программой и прогнозом продаж?

28. Какие сведения приводятся в бизнес-плане о субподрядчиках?

29. Указать порядок отражения в бизнес-плане потребности в ресурсах.

30. Каков порядок расчета норматива оборотных средств по запасам сырья, основных и вспомогательных материалов?

31. Как определяется норматив оборотных средств по малоценным быстроизнашивающимся предметам и запасным частям?

32. Какие сведения приводятся в бизнес-плане по прогнозу затрат?

33. Какова последовательность изложения материала в разделе бизнес-плана «Организационный план»?

34. Что указывается в календарном плане, с какой целью он составляется?

35. Какая информация приводится в бизнес-плане при характеристике ключевого управленческого персонала?

36. С какой целью в бизнес-плане дается описание ключевого управленческого персонала?

37. Какие сведения приводятся при характеристике кадровой политики фирмы?

38. Перечислить типы организационных структур управления.

39. Каким образом в бизнес-плане дается характеристика потребности в кадрах?

40. Какая информация приводится в подразделе «Правовое обеспечение деятельности фирмы»

41. Перечислить ключевые события бизнес-плана создания нового предприятия.

 

Практические задания

 

1. Какие из приведённых продуктов в наибольшей степени подходят к выбору при стратегии недифференцированного маркетинга:

1) услуги по пошиву авторских моделей женского платья;

2) услуги по ремонту радио- и телеаппаратуры;

3) продукты ручного индивидуального труда;

4) мебель.

2. Фирма по пошиву и ремонту одежды в весенне-летний период года испытывает значительные трудности с реализацией услуг.

Ответить на вопросы:

1) На какую из перечисленных ниже стратегий маркетинга должен опираться разработчик бизнес-плана:

▪ ремаркетинг;

▪ синхромаркетинг;

▪ демаркетинг?

2) Чем выбранный вами вариант отличается от других?

3) Перечислить конкретные мероприятия, направленные на стимулирование сбыта продукции.

3. Используя стратегию концентрированного маркетинга, фирма долгое время была лидером в сегменте рынка. На следующий год был разработан бизнес-план улучшения финансового положения предприятия за счет обслуживания новых сегментов рынка (стратегия дифференцированного маркетинга).

Определить, достигнута ли поставленная в бизнес-плане цель, используя следующие данные:

Таблица 3

Показатели деятельности предприятия

Показатель Базисный год Отчетный год
Фактический сбыт, шт.   900, в т. ч. 300 – новые сегменты рынка
Цена за единицу продукции, р.    
Общие расходы на маркетинг, р.    
Себестоимость производства единицы продукции (без расходов на маркетинг), р.   70 и 80 (новые сегменты рынка)

 

4. Мебельная фабрика решила приобрести дочернее предприятие, специализирующееся на производстве бытовой техники (холодильники, стиральные машины и др.), которое пользуется высокой репутацией, но испытывает финансовые трудности.

Вопросы:

1) В чем, по-вашему, причина такого решения?

2) Какие формы и методы стимулирования спроса могла бы использовать фирма, чтобы выстоять в конкурентной борьбе с основными производителями бытовой техники?

3) Сформировать набор услуг, которые могла бы оказывать фирма, и оценить их важность для потребителя.

5. Какой товарный знак вы предложили бы фирме, выпускающей елочные игрушки? Проанализировать созданный вами товарный знак с точки зрения запоминаемости, простоты, соответствия профилю деятельности фирмы, образности, оригинальности.

6. Сформулировать предложения по упаковке следующих товаров: телефонный аппарат, хрустальная люстра, чайный сервиз на 6 персон, норковая шуба, джинсы, набор кастрюль, велосипед, утюг, кофемолка, 20 мотков шерстяной пряжи. Как изменится упаковка перечисленных выше товаров при их перевозке морским путем?

7. Фирма специализируется на изготовлении женских сапожек мелкими партиями, реализуя их через частных лиц, сети магазинов, а также индивидуальным потребителям, приобретающим обувь в салоне-ателье. Цена реализации одного изделия через различные каналы распространения равна соответственно 840, 1 070, 1 200 р. Наиболее высокие требования к качеству предъявляют предприятия торговли. Возможный объем продаж составляет для частных лиц – 2 500 пар, сети магазинов – 4 500 пар, для индивидуальных потребителей – 1 300 пар. Частные лица и магазины гарантируют предварительную оплату за партию товаров.

Частные лица и в дальнейшем гарантируют возможность реализации женских сапожек аналогичной партии. Магазины таких гарантий не дают.

Выбрать и включить в бизнес-план целесообразный вариант распространения товара, используя балльную оценку и коэффициент весомости показателей.

8. Основной задачей ценовой политики бизнес-плана предприятия, специализирующегося на изготовлении женского платья, является ежегодное получение целевой прибыли в размере 400 тыс. р. Средний уровень цен аналогичной продукции на рынке колеблется от 300 до 400 р. Постоянные затраты равны 735 тыс. р. Переменные затраты в расчете на единицу продукции составляют 280 р. Мощность предприятия – 10 000 изделий в год. Определить цену женского платья на основе графика безубыточности.

9. В бизнес-плане фирмы «Силуэт», специализирующейся на ремонте и пошиве одежды, предлагается внедрение нового вида услуг для ассортимента: женское пальто – изготовление одежды-полуфабриката. В качестве изделия-эталона выбран аналогичный вид услуг наиболее сильного конкурента предприятия – Фирмы «Мария». Стоимость услуг конкурента составляет 300 р. Сравнительная характеристика показателей качества услуг представлена в таблице.

Определить цены нового вида услуг фирмы «Силуэт» на основе метода определения цен, исходя из «ощущаемой ценности товара».

 

Таблица 4

Показатели качества

Показатели качества Изделие фирмы «Силуэт» Изделие-эталон
Эстетические 18,5 15,5
Конструктивно-эргономические 9,25 7,75
Технологические 9,25 7,75
Итого: 37,0 31,0
Примечание. Уровень качества выполнения заказов при пошиве одежды оценивается по 40-балльной системе.

 

10. В бизнес-плане предприятия указана цена товара – 800 р. Срок поставки – через три месяца начиная со дня подписания контракта. Цены будут рассматриваться в зависимости от номинального индекса заработной платы и среднего индекса цен на материалы и сырье. В бизнес-плане оговорен, что 80 % роста затрат будет включено в новую цену, а 20 % будет погашено самим производителем. Доля материальных затрат в цене товара – 50 %, доля заработной платы в цене – 22 %. Индекс цен на материалы составил 1,15. индекс роста заработной платы – 1,02. Определить скользящую цену на продукцию предприятия.

11. В процессе бизнес-планирования при разработке комплекса маркетинга важное место занимает определение фирменного стиля предприятия, характеризующего его неповторимость, своеобразие, индивидуальность.

Одной из основных составляющих фирменного стиля является девиз – предельно краткое словосочетание, которое выражает главную идею деятельности компании. Ниже приведены девизы некоторых фирм.

 

Таблица 5

Девизы фирм

№ п/п Фирма Направление деятельности Девиз
  Сирз Розничная торговля «Качество за умеренную цену»
  АТТ Телефонная связь «Универсальное обслуживание»
  Айсберг Продажа мехов «Качество, достойное Вас»

Оценить девизы фирм, отметив их достоинства и недостатки. Предложить и обосновать несколько примеров разработанных вами девизов для компаний, занимающихся производством:

ü трикотажных изделий;

ü текстильных материалов;

ü одежды;

ü мужской обуви.

А также оказанием услуг:

ü ремонт бытовой техники;

ü изготовление мебели по индивидуальным заказам;

ü изготовление швейных изделий качества «люкс».

12. Бизнес-проектом предусмотрено установление в цехе машиностроительного завода 100 станков. Режим работы цеха двухсменный. Продолжительность смены 8 часов.

Годовой объем выпуска продукции 280 тыс. изделий, производственная мощность цеха – 310 тыс. изделий.

Известно, что в первую смену будут работать все станки, во вторую – 50 % станочного парка, количество рабочих дней в году – 260, время фактической работы одного станка за год – 4 000 час.

Определить коэффициент сменности работы станков, коэффициенты экстенсивной, интенсивной и интегральной загрузки.

13. Производственная программа бизнес-плана включает производство 700 изделий в год, себестоимость одного изделия – 150 р. Коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве – 0,66.

Расход основных материалов на изделие – 100 руб. при норме запаса 25 дней. Расход вспомогательных материалов на годовой выпуск 6 000 р. при норме запаса 40 дней, топлива – 3 200 р. и 30 дней, прочие производственные запасы – 9 000 р. и 60 дней. Расходы будущих периодов – 1 000 р. Норма запаса готовой продукции – 5 дней.

Определить нормативы оборотных средств по элементам (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция) и их общую сумму.

14. Определить производственную мощность цеха и коэффициент использования мощности при следующих условиях: количество однотипных станков в цехе 100 единиц, с 1 ноября будет установлено еще 30 единиц, с 1 мая планируется выбытие 6 единиц, число рабочих дней в году – 258, режим работы двухсменный, продолжительность смены – 8 часов, регламентированный процент простоев на ремонт оборудования – 6 %, производительность одного станка – 5 деталей в час; план выпуска за год – 1 700 000 деталей.

15. В цехе машиностроительного завода три группы станков: шлифовальные – 5 ед., строгальные – 11 ед., револьверные – 12 ед. Норма времени на обработку единицы изделия в каждой группе станков соответственно 0,5 ч, 1,1 ч, 1,5 ч.

Определить производственную мощность цеха, если известно, что режим работы двухсменный, продолжительность смены – 8 часов; регламентированные простои оборудования составляют 7 % от режимного фонда времени, число рабочих дней в году – 255.

16. Состав основных производственных фондов предприятия по группам, их стоимость на начало проекта и планируемые изменения в течение года следующие (в тыс. руб.)

Таблица 6

Состав основных производственных фондов

Группы основных фондов На начало года Изменения в году
«+» увеличение «- уменьшение
1.Здания   -
2.Сооружения   -
3.Передаточные устройства   +440
4.Рабочие машины и оборудование   +23500
5.Силовые машины и оборудование   -530
6.Измерительные приборы и лабораторное оборудование   -810
7.Вычислительная техника   +750
8.Транспортные средства   -910
9.Прочие основные фонды   -230
Всего:   -

Определить структуру основных производственных фондов на начало и конец года.

17. Определить норматив оборотных средств предприятия по запасам сырья и материалов, если известно, что среднегодовое потребление материалов 1 500 тыс. руб., величина транспортного запаса – 4 дня, подготовительного запаса – 1 день, текущего складского запаса – 10 дней, гарантийный страховой запас составляет 5% от величины текущего складского запаса.

18. Фактические остатки запасных частей в базовом периоде – 20 тыс. руб., балансовая стоимость действующего оборудования – 320 тыс. руб. В плановом периоде стоимость действующего оборудования составит 420 тыс. руб. Определить норматив оборотных средств по запасным частям в планируемом периоде.

19. Производственная программа изделия А – 500 шт. в год, изделия Б – 300 шт. Данные о расходе основных материалов по изделиям:

Расход вспомогательных материалов на годовой выпуск – 18 тыс. руб. при общей норме запаса 40 дней, топлива – 16 тыс. руб. и 30 дней, прочих производственных запасов – 10 тыс. руб. и 60 дней.

Определить норматив оборотных средств в производственных запасах материальных ресурсов.

 

Таблица 7

Расход основных материалов по изделиям

Вид материалов Нормы расхода по изделиям, т Цена металла, руб./т Норма текущего запаса, дн. Норма страхового запаса, дн.
А Б
Чугунное литье 0,2 0,3      
Сталь листовая 0,5 0,7      
Цветные металлы 0,08 0,04      

20. Чистый вес детали изделия, изготовленной из стали, 96 кг, норма расхода стали 108 кг. Выпускается 3 000 изделий в год. Поставки стали осуществляются один раз в квартал. Транспортный запас – два дня.

Определить величину производственного запаса и коэффициент использования стали.

 

ТЕМА 5. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ

План занятия

1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана.

2. Финансовая стратегия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: