Повышение эффективности использования и эксплуатации жилищного фонда - одна из наиболее важных и актуальных задач жилищной и коммунальной политики муниципальных органов власти.
В настоящее время для эффективного функционирования единого комплекса недвижимого имущества кондоминиумов необходимо использовать как существующие методы управления, так и новые методы на основе современных рыночных технологий экономического управления.
Под технологией экономического управления понимается совокупность способов, правил и порядка их применения для подготовки и принятия решений по эффективному управлению кондоминиумами.
Как показала практика, технология экономического управления кондоминиумами должна иметь свой собственный инструментарий, включающий методы и модели выбора альтернативных способов управления объектами, разработку и выбор стратегии управления, формирование оптимальных цен и тарифов на эксплуатацию и обслуживание при рациональной организации работ и качестве предоставления услуг.
|
|
Технология экономического управления с использованием методов бизнес-планирования должна обеспечить функционирование и развитие кондоминиумов на основе следующих требований к хозяйственно-финансовой деятельности управляющих жилищных организаций:
самоокупаемость, самофинансирование, обеспечение текущей платежеспособности, рациональная политика по ценообразованию, удовлетворяющая как потребителей услуг, так и исполнителей.
Использование бизнес-планирования позволяет:
— оценить потенциальные возможности имущественно-земельного комплекса для получения дохода;
— рассчитать необходимый объем финансовых ресурсов для технической эксплуатации жилищного и нежилого фондов и проведения необходимых ремонтно-восстановительных работ;
— определить организационный план эффективного управления финансовыми потоками;
— оценить риски;
— определить ожидаемые экономические, коммерческие и социальные результаты деятельности ТСЖ и разработать стратегию управления.
Бизнес-план может служить инструментом для контроля основных финансово-экономических, организационных показателей. С изменением исходных данных следует проводить корректировку бизнес-плана и его результирующих показателей.
Планирование деятельности ТСЖ с использованием бизнес-плана обеспечивает определение показателей хозяйственной деятельности ТСЖ, позволяет управляющим ТСЖ прогнозировать перспективу развития кондоминиума, осуществлять более четкую координацию управления, т. е. делает ТСЖ более мобильным к различным изменениям рыночной ситуации.
|
|
Бизнес-план направлен на эффективную реализацию стратегии развития единого комплекса объектов кондоминиума. Он должен отвечать на самый главный вопрос: как эффективно использовать ресурсы для получения максимальных доходов, а также будут ли при этом достигнуты социальные цели проекта.
Важно именно на этапе формирования кондоминиумов и создания ТСЖ определить те общие количественные (стоимостные) границы и условия, в которых может быть организована деятельность товариществ с наибольшим экономическим и социальным эффектом. Такой подход позволяет решать вопросы выбора направлений, стратегий, тактик и оперативных методов технической эксплуатации и ремонта объектов в кондоминиуме, развития предпринимательской деятельности с целью получения дополнительных доходов.
Из этого следует, что бизнес-план - необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования методов управления общим имуществом кондоминиума, включая взаимоотношения со службами единого заказчика, ресурсоснабжа-ющими и подрядными организациями, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, а также потребителями.
Бизнес-план используется как:
— внутренний документ — представляет собой информационное досье для собственников жилья, т. е. программу деятельности ТСЖ по управлению кондоминиумом с оценкой результатов на каждом этапе;
— внешний документ — предоставляет информацию об организационно-технических, экономических, финансовых, юридических и прочих характеристиках кондоминиума, а также о возможных рисках и проблемах управления имуществом. Такая информация может быть представлена внешнему инвестору (коммерческому банку), городским и другим заинтересованным организациям, органам управления, принимающим решения о капитальном ремонте, реконструкции объекта, его модернизации, достройке (например, об отводе участка, получении права на застройку).
Бизнес-планирование используется при реализации следующих целей:
— эффективного управления общим имуществом кондоминиума с целью улучшения деятельности по организации эксплуатации и ремонта объектов, создания условий для комфортного проживания жителей;
— обоснования целесообразности формирования кондоминиумов и создания ТСЖ;
— участия в обновлении жилищного фонда, в том числе за счет надстройки этажей и мансардных помещений с целью получения дополнительной площади для коммерческой деятельности;
— разработки финансового плана капитального ремонта;
— выявления потенциальных возможностей кондоминиума и получения дополнительных доходов;
— совершенствования планирования доходов и расходов, анализа издержек;
— разработки проектов внедрения и повышения эффективности ресурсосберегающих мероприятий и др. Бизнес-план может быть трех видов:
1. Полный — содержащий все расчеты получения тех или иных результатов, справки и свидетельства. Такой бизнес-план носит конфиденциальный характер и предъявляется ограниченному числу заинтересованных лиц (например, городским органам власти, инвесторам, банкирам).
2. Достаточный — содержащий все разделы бизнес-плана по предлагаемому варианту и не обязательно включающий подробные расчеты по альтернативным вариантам. Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития кондоминиума.
3. В виде резюме — представляющий собой краткие выводы по каждому разделу бизнес-плана, без обоснования и расчетов (может быть приложением к деловому предложению). Такой бизнес-план, содержащий страницы текста с «ответами без решений», имеет значение некой «визитной карточки» или даже рекламы самого ТСЖ либо разрабатываемого проекта.
|
|
Выбор целей конкретного ТСЖ должен исходить, с одной стороны, из текущего состояния объектов кондоминиума, а с другой — из финансовых возможностей в данной экономической ситуации. Детализация зависит от временного горизонта: цели, ориентированные на стратегическую перспективу (сроком более 3 лет), — имеют достаточно общие формулировки, ориентированные на ближайший период (сроком до 1 года) — конкретные (оперативное планирование). Есть три способа достижения поставленных целей:
— количественно определить основные показатели развития ТСЖ (например, снизить издержки на 1 кв. м площади кондоминиума, установить приборы учета и т. д.);
— разделить основную цель на несколько конкретных задач (например, снижение размера эксплуатационных затрат предполагает уменьшение числа работников, увеличение периодичности выполняемых работ, снижение издержек при техническом обслуживании);
— установить конкретные сроки достижения заданных показателей.
Составляя бизнес-план, собственники жилья приобретают инструмент контроля и управления, позволяющий обеспечить планомерное управление общим имуществом кондоминиума и жилищно-коммунальным обслуживанием. Структура и содержание бизнес-плана, детализация его отдельных разделов определяются размерами и возможностями формируемого кондоминиума, потенциалом, а также перспективами дальнейшего развития создаваемого или уже созданного земельно-имущественного комплекса.