Работа с источниками и литературой

Изучение литературы в одном случае целесообразно начать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом — с журнальных статей. Все зависит от темы курсовой работы, наличия, характера и полноты литературы, а также от уровня подготовки студента.

Опыт работы многих поколений студентов над курсовыми исследованиями привел к формированию определенной схемы последовательного изучения литературы и источников. Изучение научных работ (монографий) рекомендуется разделить на два этапа: первый – общее, первичное знакомство с книгой, которое включает в себя внимательный просмотр титульного листа, выходных данных, изучение оглавления (содержания), предисловия (введения) и заключения. Это позволяет уяснить общее содержание книги, выявить основные и вспомогательные, второстепенные главы, направление и логику данного научного исследования, что часто наводит на мысли о внесении коррективов и в собственный план курсовой работы. Второй этап – детальное изучение научных источников с конспектированием и выписками.

Основные приемы конспектирования.

Конспект (от латинского conspectus – обзор) означает краткое изложение, запись какого-либо сочинения, документа.

Работа с каждой книгой должна фиксироваться в специальной тетради. Сначала записываются автор и название, выходные данные книги (год и место издания, издательство). Потом делаются выписки, изложение или конспект глав. Очень удобно выписки с книг делать на карточки.

При конспектировании необходимо оставлять поля (это важно для параллельной записи своих пометок, оценок, а также последующей работы с конспектом).

Конспектирование начинается общим знакомством с содержанием (оглавлением) книги. После чтения того или иного раздела, главы, выделяется главное содержание, которое коротко формулируется в тетради. При анализе прочитанной литературы следует обращать внимание на время ее написания и выхода, на круг источников, привлекаемых автором работы, на подбор им фактического материала, на соответствие выводов этому материалу, на логичность изложения, структуру работы и круг решаемых проблем, на новизну освещаемых вопросов и и их решение, на политические и научные позиции автора.

Если необходимо записать слова автора дословно, то они должны приводится в кавычках.

Есть общепринятые способы передачи сокращений предложений, или даже целых глав. Так, например, пропущенные слова (предложения или страницы) обозначаются ломаными скобками <...>. Одновременно на полях указывается с какой страницы начался и с какой страницы произведения продолжился конспект. Вставки читателя в авторский текст заключаются в квадратные скобки [].

Записи в тетрадях дают возможность последовательно излагать материал, но его труднее по плану работы систематизировать и распределять. Записи на отдельных листках или карточках выгодно отличаются тем, что на каждой из них делается одна выписка по конкретному вопросу, и их затем можно легко классифицировать в соответствии с планом работы. Поскольку для курсовой работы выписок будет немного, может быть применен любой из названных способов. Однако с учетом того, что курсовая работа может в последующем перерасти в дипломную, было бы целесообразнее выписки делать на отдельных карточках, при этом точно указывая фамилию и инициалы автора работы, ее полное и точное название, издательство, год и место издания, общее количество страниц, страницу выписанного положения или цитаты. Это позволит при написании текста дипломной работы точно использовать изученный материал и существенно сэкономить время при оформлении сносок и библиографии.

Одним из главных недостатков курсовой работы считается отсутствие в ней самостоятельного анализа документов, или же неиспользование их. Другая типичная ошибка - игнорирование тех документальных памятников по теме, которые были опубликованы в последнее время и имеют большую ценность. Кроме этого, зачастую студент не раскрывает происхождение документа (дату и цель его создания, отражение в нем интересов тех или иных общественных групп). Это также снижает уровень реферата.

Самым главным недостатком реферата является предоставление под его видом конспектов прочитанных книг (или даже одной книги). Этот признак интеллектуальной беспомощности позволит преподавателю поставит неудовлетворительную оценку.

4) Составление плана.

Составление плана это не единичный акт научной работы, а долговременный процесс, который идет параллельно чтению источников и литературы, обдумывания содержания работы. Чтобы не перепутать различные варианты плана, их нужно нумеровать (проставлять дату). Составление плана является одним из основных этапов научной работы, поскольку грамотно составленный план облегчает исследователю работу и над изучением фактического материала, и над теоретическими вопросами, свидетельствует об уровне понимания студентом содержания рассматриваемых проблем и частных вопросов.

План является логической основой работы. Внешне он должен включать в себя введение, несколько глав, разбитых на параграфы, заключение, приложения (библиографию и т.п.). Формулировка названия глав должна отражать, с одной стороны, исторический процесс в его взаимосвязях, с другой - конкретные стороны рассматриваемой проблемы. Так, например, первая глава может быть направлена на изучение исторических условий, причин и предпосылок конкретного исторического явления или события (реформ какого-либо деятеля, войны, внутренней политики правительства в тот или иной период). Она носит, как правило, общий, обзорный характер. В других главах может рассматриваться конкретный исторический материал, раскрывающий сущность исторического явления, процесса или события. При этом необходимо обратить внимание на то, чтобы их заголовок не дублировал название работы, а являлся его конкретизацией. При этом отдельные параграфы этих глав должны также являться их конкретизацией. Анализ итогов и последствий изучаемых событий или явлений может содержаться в плане или в виде отдельного параграфа, или в скрытом виде - в составе заключения. При составлении плана следует отметить на полях соотношение его частей, оно должно быть гармоничным: на первую, вводную главу должно приходиться объема меньше, чем на основные, аналитические главы. Ведение и заключение не должны быть микроскопическими привесками к основному тексту работы. Чтобы исключить претензии к вашему плану со стороны преподавателя после написания работы, следует посоветоваться с ним до ее написания.

Типичными ошибками при составлении плана являются: отсутствие вводного раздела, главы или параграфа, в котором дается общая характеристика рассматриваемой эпохи, место рассматриваемых явлений в нем; отяжеление плана большим количеством изучаемых вопросов; излишняя детализация вопроса, которая приводит к отходу от более общих, теоретических вопросов; отсутствие раздела, в котором рассматриваются итоги и последствия исследуемого события. Большими недостатками плана являются и его общий, неконкретный характер, и неправильное распределение объема между этими частями, в результате чего план становится похожим на головастика (огромная первая глава, в которой излагаются общеизвестные общие вопросы, и крохотная вторая главка, которая должна была являться основной, поскольку именно в ней должны содержаться и фактический материал, и самостоятельный анализ источников, и решаться конкретные вопросы проблемы).

Курсовая работа должна включать в себя следующие обязательные составные части:

– введение, которое определяет предмет исследования, содержит обзор законодательных актов, литературы, указывает на актуальность исследования и раскрывает его структуру;

– аналитическую часть, состоящую из глав и параграфов, расчетов, проектирования (исследования);

– выводы, рекомендации;

– справочный аппарат, включающий титульный лист, аннотацию, библиографическую карточку, реферат, вспомогательные указатели (именной, предметный), список использованной литературы, содержание;

– приложение (таблицы, схемы, образцы описаний и т. п.); приложение выполняется в виде таблиц и графиков.

Нередко студент путает план курсовой работы с оглавлением. Последнее включает в себя не только основные разделы плана, но и приложение (при необходимости), список использованной литературы с указанием страниц.

Структура работы.

Как мы уже сказали, курсовая работа (как и другая научная работа, состоит из введения, основной части (главы и параграфы) и заключения.

Введение должно вводить читателя в курс содержания реферата. Прежде всего автор сочинения ставит перед собой (и читателем) ту проблему, которую он будет решать, обосновывает выбор и формулировку темы. Далее четко формулируется предмет рассмотрения – предмет (законодательный акт), качество (свойства или признаки предмета) или правоотношения. После этого, он очерчивает круг вопросов, которые будут рассматриваться в, и обосновывает, почему будут изучаться именно эти вопросы, а не другие (этим самым можно избежать упреков в том, что тот или иной вопрос не рассмотрен). Во введении четко определяются (и обосновываются) хронологические рамки изучаемого процесса, явления или события, определяется место изучаемой темы в общем историческом процессе.

После этого во введении четко ставятся задачи, цели написания курсовой работы (решение такого-то вопроса, выяснение причин определенного явления, анализ данной исторической ситуации, изучение конкретной роли исторического деятеля в том или ином событии и т.п.).

Студент должен дать во введении источниковедческий обзор. Он необходим для того, чтобы показать читателю, что для решения поставленной научной задачи выбрано достаточное число важных, необходимых источников. Поэтому обзор должен включать в себя общую характеристику источников по теме, выявление их основных видов, выяснение той роли, которую играют используемые источники для раскрытия и изучения данного вопроса. Типичной ошибкой является пересказ или перечисление тех источников, которыми пользовался учащийся при написании реферата.

Составной частью введения является также историографический обзор. Это необходимо сделать для выделения круга важнейшей литературы по вопросу, четкого определения объекта и задач исследования. В нем студент должен написать, как выбранный вопрос решался на разных этапах развития юридической науки, какие работы посвящены данной теме полностью, в каких исследованиях она затрагивается только частично, на какой источниковой базе это сделано, кто из исследователей внес наиболее значительный вклад в изучение данной темы и почему, какие точки зрения (зачастую противоположные) существуют на изучаемую проблему. Типичной ошибкой историографического обзора является превращение его в список библиографии, перечень прочитанных, или имеющихся в библиотеке книг.

Основную часть курсовой работы составляют главы, которые могут разбиваться на параграфы. Каждая глава должна раскрывать часть избранной темы, а параграфы, на которые она делится - небольшой вопрос этой части. Необходимо следить за логичностью и взаимосвязью параграфов внутри одной главы, за цельным и логичным соотношением глав внутри реферата. Главы могут разделяться либо по частям исследуемого вопроса, либо по хронологии развития изучаемых событий, либо по другим признакам, в зависимости от содержания темы. Типичной ошибкой в названии глав и в их содержании является перенесение заголовков (и дословного содержания) научно-популярных книг или статей. Иногда цитаты раскавычиваются и текст автора чужой работы выдается за свой собственный. Это называется плагиатом - воровством. Но обильное цитирование также создает неблагоприятное впечатление об уровне представленной работы. Грамотный студент всегда может пересказать текст прочитанной книги или статьи своими словами, выбрать из прочитанного самое важное и проанализировать то или иное положение автора. Другой ошибкой считается несвязное изложение материала внутри глав, отсутствие связи между главами и темой.

В работе студент должен показать умение самостоятельно анализировать источник, научную литературу, фактический материал и теоретические положения. Если он пишет реферат по одной книге, то она для него и является источником. Но чтобы проанализировать те или иные положения изучаемой книги, необходимо будет обратиться к другим книгам этого автора и исследованиям других историков. Так что это также очень непростая задача.

После каждой главы студент может написать небольшое резюме, краткий вывод из написанного и проанализированного.

Основные выводы исследования и ее итоги излагаются в заключении. Иногда в него включают анализ итогов и последствий изучаемого события или явления. В заключении дается ответ на те задачи, которые поставил студент во введении к своей работе. Отсутствие этого считается грубой ошибкой, т.к. реферат выглядит незаконченным. Заключение есть логическое окончание исследовательской работы студента, в нем должна быть отражена связь изученного материала с современными проблемами, раскрыто значение изложенных фактов и выводов для сегодняшнего дня, может быть раскрыта практическая сторона приведенных научных знаний, поэтому заключение не должно быть очень кратким.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: